Третий раз в своей истории «Кинотавр» проводил конкурс в коротком метре. Два года назад эта категория затерялась в общих перипетиях фестиваля, но уже в прошлом году ей придали официальный статус, а лауреатов чествовали наравне с победителями основного конкурса.
Новая команда «Кинотавра» пристальное внимание уделяет вопросу открытия перспективной молодежи. Поэтому интерес к короткометражной программе возрос многократно. Программе было отведено послеобеденное время (не столь привлекательное для пляжа) в Зимнем театре, основной площадке фестиваля. Зал не был переполнен, но количество зрителей возросло, а главное, среди них было много продюсеров и представителей других кинофестивалей. В программе было представлено тридцать три фильма всех жанров: игровые, документальные, анимационные, сделанные как на пленке, так и на других носителях. Большинство из них — курсовые и дипломные работы, в основном, представляющие ВГИК. Было бы преувеличением сказать, что в целом программа вызвала эйфорию. Главные вопросы, которые задает себе молодой художник: о чем сказать (содержание и смысл) и как сказать (форма и выразительные средства). И если на второй вопрос чаще всего был получен положительный ответ, — все фильмы сделаны на достаточно высоком профессиональном уровне, то на первый — не всегда. Возникало ощущение, что у автора есть потребность поведать миру о чем-то новом, наболевшем. Поэтому в сценарной основе молодые режиссеры зачастую обращаются к большой литературе — Чехову, Тургеневу, Лескову, Бунину, Гумилеву, Чуковскому, Довлатову, Беккету, Кортасару, Виану… Но в большинстве случаев результат остается на уровне экзерсиза, без авторского нерва.
С моей точки зрения, наиболее интересными были документальные работы, где правда жизни побеждала на фоне игровых поделок. По-моему, жюри недооценило фильм «Маленькая Катерина» Ивана Головнева о жизни маленькой девочки из хантыйского стойбища, где в созвучие природы и народной культуры вторгается индустриализация с приходом нефтяников, а также ленты «Валера — скальпель демократии» Елены Думовой и «Стеклянный остров» Александра Авилова, по-разному показавшие абсурд современной жизни.
Жюри (драматург, педагог Людмила Кожинова — председатель, кинокритик Виктория Белопольская, продюсер Сабина Еремеева, киновед Александр Иконников) присудило главный приз игровой картине «Двое» Эдуарда Парри — курсовой работе Высших курсов сценаристов и режиссеров (мастерская Эмиля Лотяну). Это новелла о зарождении дружбы между пятилетним мальчиком и его дедом, подкупающая искренностью повествования. Специального упоминания были удостоены еще две картины: «15-бис» Александра Муругова (дипломная работа режиссерских курсов «Документального кино» при АНО «Интерньюс») — фильм о жизни шахтеров и ВГИКовская игровая работа «Подсобное хозяйство» Егора Анашкина, довольно топорная экранизация одноименной пьесы Владимира Жеребцова о неуставных отношениях солдат в современной армии, служба которых проходит на подсобной свиноферме.
Заключительный блок программы короткого метра получил своеобразное обрамление. Открывал его фильм Николая Хомерики «Вдвоем» (Национальная киношкола Франции — FEMIS), получивший первый приз в конкурсе студенческих фильмов Cinefondation в этом году в Каннах, а завершал — спецпоказ лауреата «Золотой пальмовой ветви» Канна-2005 в категории короткого метра фильм нашего соотечественника Игоря Стрембицкого «Попутчики». О нашем лауреате уже подробно написано в прессе, в том числе и в «ЗН»; скажу только, что на фоне всей российской программы «Попутчики» смотрелись более чем достойно.
«Кинотавр» определенно дает путевку в жизнь молодым кинематографистам. Об этом свидетельствуют не только бурные дебаты под названием «Кинопроба», которые проводили ежевечерне такие мастера, как Вадим Абдрашитов и Александр Митта, но и то, что один из лауреатов прошлогоднего «Кинотавра» в коротком метре Артем Антонов («Столичный скорый») заканчивает полнометражный дебют «Полумгла» на студии «Никола-фильм» (продюсер Игорь Каленов) при участии телеканала СТС (продюсеры Александр Роднянский и Игорь Толстунов).
Кто следующий?..