ПИКНИК НА ОБОЧИНЕ

Поделиться
Лауреаты ХІ Международного кинофестиваля в Сочи. 5—15 июня «Белая роза» — главный приз фестиваля — «Закрой глаза» (Польша), реж...

Лауреаты ХІ Международного кинофестиваля в Сочи. 5—15 июня

«Белая роза» — главный приз фестиваля — «Закрой глаза» (Польша), реж. Анджей Якимовский.

Специальный приз жюри — «Контроль» (Венгрия),
реж. Нимрод Антал.

Приз за лучшее исполнение женской роли — Александра Юста (Польша) в фильме «Борьба» (Австрия).

Приз за лучшее исполнение мужской роли — Мадс Миккелсен (Дания)
в фильме «Мясники в зеленом» (Дания).

Специальное упоминание жюри — «Ноябрь» (Швейцария),
реж.Луки Фриден.

Приз жюри ФИПРЕССИ (международной кинопрессы) — «Мясники
в зеленом» (Дания), реж. Андерс Томас Йенсен.

Международный сочинский кинофестиваль на четыре года моложе российского «Кинотавра». Чаще в мировой практике именно национальные смотры становятся составляющей крупных международных смотров. Мне уже приходилось писать, что в Сочи, признанном форуме российского кино, зарубежный конкурс появился искусственно. Во-первых, чтобы придать всему «Кинотавру» международный статус (всемирная ассоциация продюсеров ФИАПФ национальные фестивали не регистрирует), а во-вторых, чтобы можно было оценивать российскую продукцию в контексте мирового кино. Второй повод как бы подразумевал директиву для отечественных мастеров экрана: смотрите, сравнивайте и учитесь. Но известно, что русский человек не любопытен. В полупустом зале гостиницы «Жемчужина» не было заметно ни режиссеров, ни актеров, ни продюсеров… Что стало тому причиной — соблазны в виде моря, солнца, футбола и ресторанов? Скорее, состояние мнимой самодостаточности.

Но в оправдание нелюбопытных российских «кіномитців» следует отметить, что и программа этого года не изобиловала открытиями.

Международный «Кинотавр» начинался как смотр молодого кино, в конкурсе участвовали первые и вторые фильмы режиссеров. Последние годы в Сочи соревнуются картины европейских режиссеров, т.е. фестиваль, по аналогии с начавшимся практически одновременно футбольным первенством континента, можно было бы назвать чемпионатом Европы. Тем более что регламент «Кинотавра» позволяет принимать в конкурс картины, которые были уже показаны и награждены на других кинофестивалях. Но трудно представить себе чемпионат Европы как футбольный, так и кинематографический, без таких грандов, как Франция, Англия, Италия, Испания и Германия. Шестнадцать конкурсных лент (что тоже маловато для двенадцатидневного смотра) представляли Швейцарию (три фильма), Австрию (два фильма), Данию (три фильма), Швецию (два фильма), Финляндию, Сербию, Чехию, Польшу, Румынию и Литву. Чем объяснить такой ограниченный отбор? Возможно, общим настроением, связанным с объявленным уходом бессменного руководителя «Кинотавра» Марка Рудинштейна? Или усталостью опытнейшего директора программы Сергея Лаврентьева, пытавшегося много лет утвердить значение международного фестиваля, традиционно смещаемого на обочину российским киносмотром?

Во всяком случае, определенная небрежность была проявлена при отборе и в отношении фильма-победителя, очень интересной польской картины «Закрой глаза», датированной в каталоге 2003 годом, в то время как она получила приз в Мангейме еще в 2002 году. А это безусловно является нарушением регламента фестиваля, который включает в конкурсную программу работы 2003—2004 годов.

Сужение географических рамок Европы в конкурсной программе трансформировалось в тематическую заданность. Сергей Лаврентьев декларирует это в своей вступительной статье. Тема путешествия, а по стилю road-movie, стала программной доминантой. Путешествие в пространстве, а чаще бегство от себя или уход в себя были главными мотивами героев большинства фильмов.

Герой уже упомянутой картины «Закрой глаза», интеллектуал-учитель скрывается на заброшенной ферме, там же скрывается от своих богатых родителей «новых поляков» девочка-подросток. Бывший ученый, герой венгерского фильма «Контроль» (кстати, единственный восточноевропейский фильм прошедшего Каннского кинофестиваля, показанный в официальной программе «Особый взгляд») убегает в ирреальный мир будапештской подземки, где работает контролером, ночует прямо на платформе и никогда не поднимается наружу в мир «новых венгров». А героиня австрийской ленты «Борьба» (показанной на прошлогодней «Молодости») польская эмигрантка едет с маленькой дочкой в Австрию в поисках нелегального заработка. Престарелый швейцарский фермер («К югу от облаков») в компании своих друзей совершает долгое путешествие в поезде через Россию и Монголию в Китай, чтобы наконец в маленькой деревушке увидеть бой коров, такой же традиционный, как в его горном Ваале. А девственник Станда из чешского фильма «Скука в Брно» едет из маленького городка в почти столичный Брно, чтобы расстаться с невинностью. В почти эпической австрийской картине «Donau Дунай Duna Dunav Dunarea», втором фильме режиссера сербского происхождения, живущего в Вене, Горана Ребича (его дебют «Югофильм» был показан в 1997 году на «Молодости») многонациональный состав старенького парохода совершает долгое путешествие по Дунаю (river-movie) в поисках воспоминаний, своих корней и несбывшихся надежд. В интернациональном актерском ансамбле заметен и наш соотечественник Владимир Горянский. Швейцарский режиссер Доминик Де Риваз, которую, возможно, киевские зрители помнят по короткометражной игровой ленте «Банный день» (студия «Контакт»), дебютировала в игровом кино фильмом «Меня зовут Бах». И вновь путешествие. Король музыки Иоганн Себастьян Бах на склоне лет едет из Лейпцига в Берлин по приглашению молодого короля Пруссии Фридри-
ха ІІ. Неделя жизни гениального композитора при дворе, извечное противостояние творца и власти, молодости и старости, вопросы свободы... Жаль, но интересно сконструированная история не нашла адекватного кинематографического решения.

Внеконкурсная программа также была составлена по тематическому принципу.

Первая: «Шпионы, шпионы, кругом одни шпионы. Триллер под красным знаменем». (В прошлом году был «вестерн под красным знаменем».) Десять старых фильмов соцстран из советского проката от «Ошибки инженера Кочина» Александра Мачерета (1939 г.) до румынской картины «Симпатичный господин Р» Штефана Романа (1969 г.) Выбор достаточно случайный, и, на мой взгляд, не представивший более интересные киноленты этого жанра.

Восемь фильмов второй программы «Пляжные истории» не вызвали ажиотажа, в нее также вошли фильмы из отечественного проката. Причем главным образом картины, постоянно показываемые по телевидению, такие, как «Три плюс два» и «Искатели приключений». Не слишком оригинальный выбор. А ведь интересный выбор темы позволял показать малоизвестные у нас ленты Конвицкого, Поланского, Вадима...

Ну а выбор фильма открытия просто вызвал удивление у досидевших до конца. «Тайные агенты» Фредерика Шёндёрфера (сына известного Пьера Шёндёрфера). Банальная история из жизни французской разведки, которую не спасает участие таких звезд, как Моника Белуччи и Венсан Кассель.

Украшением фестиваля стало появление на закрытии умной и тонкой американской актрисы Сьюзан Сарандон. Жаль, что к ее приезду не была подготовлена ретроспектива ее фильмов, многие из которых неизвестны нашим зрителям.

Десять лет — это возраст, как считают в театре, кризисный. Это действительно ощущалось на «Кинотавре» международном. Но думаю, что профессиональная команда Ситоры Алиевой (директор фестиваля) и уже упоминавшегося Сергея Лаврентьева найдет новые импульсы и ХІІ МКФ в Сочи подарит нам подлинные открытия и станет настоящим праздником европейского кино.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме