«ВІДЛУННЯ» — ПЕРВЫЙ ШАГ

Поделиться
Наше время богато моментами различных начинаний, поисков, экспериментов. Организация всевозможн...

Наше время богато моментами различных начинаний, поисков, экспериментов. Организация всевозможных фестивалей, конкурсов, семинаров становится делом привычным, а их результаты подтверждают их безусловную необходимость для осуществления прогресса, движения вперед, осознания сути определенных процессов. В театральной сфере, наиболее открытой для общения, фестивали давно закрепили за собой статус творческих лабораторий, в которых сверяются художественные ориентиры, выверяются принципы искусства, утверждаются сценические приоритеты для зрителей.

Недавно в мировое театральное пространство влился еще один фестиваль, организованный в Киеве при поддержке Швейцарской культурной фундации «Про Гельвеция» — Международный независимый фестиваль моноспектаклей «Відлуння».

Жанр театра одного актера, получающий в последнее время все большее распространение и приобретающий заслуженную популярность, предполагает иную, чем в традиционном спектакле, грань существования актера, иную степень открытости, творческой свободы. Многое из того, что присуще современному театру, его новым формам, отличающимся синтезом жанров, богатством набора выразительных средств, довелось увидеть зрителям на спектаклях фестиваля «Відлуння».

В дневнике гоголевского персонажа повести «Записки сумасшедшего» стоит дата — год 2000, 43 апреля. И хотя дата эта слегка не совпала, но было что-то символичное в том, что первый фестиваль «Відлуння» начал свою жизнь в апреле 2000 и открылся спектаклем «Записки сумасшедшего» в нетрадиционной и интересной интерпретации этого материала актером Виктором Кошевенко (киевский театр «Сузір’я»). Программа фестиваля была представлена тринадцатью спектаклями. Актеры из шести стран показывали свое искусство на гостеприимной сцене Киевского театра «Колесо». Все спектакли были разными, но объединило их прежде всего высокое исполнительское мастерство. Почти все имеют награды аналогичных фестивалей, проводимых в других странах. Многочисленные зрители увидели самые разнообразные виды и жанры театрального искусства.

Поэтический театр был представлен несколькими спектаклями. Актриса из Минска Эмилия Пранскуте показала «Крысолов» М.Цветаевой. Она смело использует различные театральные приемы — буффонаду, театр теней, пантомиму. Слово Цветаевой в исполнении актрисы живет в бьющемся, пульсирующем ритме. Оно поднимается до философских высот и не перестает поражать своей простотой и таинством. Киевлянин Петр Миронов сыграл сказку Л.Филатова «Про Федота-стрельца», талантливо интерпретировав уникальный горький юмор Филатова, при минимуме сценического оформления дал почувствовать зрителям образность и метафоричность этой истории. Александр Герелес, тоже из Киева показал композицию по поэзии С.Есенина «Странник». Засл.арт. Украины Людмила Лымарь «спела» свой спектакль «Прощальный ужин» — ностальгические романсы А.Вертинского — трогательные, пронзительные, печальные. Веселое кукольное представление «Украинский вертеп» — спектакль еще одного киевлянина Владимира Завальнюка. Средневековая рождественская мистерия, перемежающаяся бытовыми сценками, поражала своей аутентичностью и поэтичностью, удивительной изобретательностью кукол и совершенством их исполнения.

Спектакль «Поэт и палач» Владимира Смотрителя, актера хмельницкого монотеатра «Кут», поднимает вечную тему — судьба таланта во все времена. И хотя действие происходит в далеком ХV столетии, события проецируются на сегодняшний день. Перевоплощаясь в разных персонажей, В.Смотритель создает иллюзию их присутствия и от этого особенно пронзительно звучит драма отвергнутой любви, проданного чувства. Ярко выраженную национальную основу продемонстрировали в своих спектаклях Весна Димитровска (Македония) и Думитру Фусу (Молдова). Жанр монохореодрамы «Неван» В.Димитровской определен как мистерия. Актриса играет женщину- шаманку, которая по старой легенде создает физическое и духовное пространство, населяя его древнейшими мотивами вселенной. Огромный арсенал выразительных средств используется актрисой — ритуальные танцы, пение, пантомима, драма. Яркое, эмоциональное зрелище. На таком эмоциональном ощущении воспринимался и спектакль «Из жизни человека и истории человечества» Д.Фусу, также идущий без перевода. Тема этого спектакля, составленного из произведений молдавского эпоса, Шекспира, Блока, Александри, — величие человека, в чем оно — в обладании троном или в способности пожертвовать собой во имя созидания.

Лидерами фестиваля стали три спектакля. Они отличались присутствием ярких, сильных, талантливых личностей, сумевших в полной мере использовать многообразие творческих возможностей театра одного актера. Ирина Серебровская («Акт», Новосибирск). Ее спектакль во многом экспериментальный. Актриса демонстрировала отличное владение актерской техникой, умение свободно существовать в различных театральных жанрах, быстро и органично переключаться с одного образа на другой. Таким же виртуозным проживанием жизней множества персонажей удивил актер Самарского театра драмы Олег Белов в спектакле «До третьих петухов» В.Шукшина. Абсурдная драма жизни, апофеоз одиночества — в спектакле «Слова в песке» по пьесе С.Беккета «Счастливые дни» в исполнении актрисы Литовского театра Бируте Марцинкявичюте. Спектакль ассоциативный и метафоричный, актриса балансирует на нюансах настроения, все вокруг бессмысленно, старость, одиночество, способность существования держится на воспоминаниях о былой жизни. Безумный страх — приход к точке смерти. Вне конкурсной программы, как подарок фестивалю был показан спектакль театра «Сузір’я» «Федра» в исполнении народ. арт. Украины Ларисы Кадыровой. Завершился фестиваль еще одними «записками», «Записками из подполья» Ф.Достоевского. Исследуя в своем творчестве парадоксы человеческой природы, засл. арт. Украины Олег Комаров с помощью гениального текста Достоевского еще раз доказывает истину: зло порождает зло, а добро способно родить свет еще большего добра и тем самым подтвердить ценность любви и милосердия.

Вот такой была картина этого первого фестиваля моноискусства, сосредоточившегося на самом главном в театре — личности Актера. Его открытая душа, обнаженный нерв откровенности сумели заинтересовать зрителей, увидевших различные театральные школы, многообразие творческих подходов, синтез сценических жанров. Возможность познакомиться с чем-то новым, иным, — что может быть интереснее для неравнодушного зрителя? Фестиваль «Відлуння» сделал свой первый шаг, хочется надеяться, что будет в его судьбе второй, третий...

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме