Увольнение Александра Ройтбурда с должности директора Одесского художественного музея взбудоражило украинское культурное сообщество и стало серьезным ударом по всем радужным декларациям новой власти относительно новой и прогрессивной культурной политики.
В Одессе протестуют сторонники Ройтбурда. Сам художник не собирается сидеть сложа руки и будет оспаривать несправедливое решение в суде. А Одесский музей, судя по всему, станет маленьким зеркалом новой культурной революции в Украине, в котором будут отражаться и серьезные процессы, и уродливые гримасы.
В субботу на проспекте Шевченко перед зданием Одесской облгосадминистрации прошел митинг, собравший около полутора тысяч одесситов. Требования митингующих сводились к одной фразе: "Верните нам Ройтбурда". Более молодые и продвинутые держали плакаты "Ро наш бро".
Это удивительно, но сегодня, как и в далекие девяностые, художник Александр Ройтбурд остается в Одессе магнитом и авторитетом для многих молодых, и точно так же вызывает откровенную неприязнь у не меньшего количества людей, далеко не всегда молодых. Можно ценить или не ценить картины Ройтбурда, не соглашаться с теми или иными его высказываниями, но сейчас дело вовсе не в восприятии обществом неоднозначной и незаурядной личности.
За Ройтбурда уже вступились - народный артист Украины Алексей Ботвинов, политик Михеил Саакашвили, директор по развитию Всемирного клуба одесситов Елена Павлова. Словом, перечень долгий, ибо это событие получило резонанс. Так что же произошло на самом деле?
Одесская областная рада на сессии, состоявшейся в минувшую среду, 4 сентября, приняла решение: досрочно разорвать контракт с директором Одесского Художественного музея Александром Ройтбурдом. Данное решение Александр Анатольевич будет оспаривать в суде как противоречащее закону Украины о культуре и условиям его контракта. Отчет о проделанной командой Ройтбурда работе - с мая 2018-го по июль 2019 года - поражает обилием цифр. В 2016 году, когда учреждением руководил Виталий Абрамов, музей на билетах, экскурсиях и сувенирах заработал 551 тысяч гривен, в 2017-м - 742 тысячи, а в 2018-м - 1 миллион 760 тысяч гривен. С января по июль 2019 года получено доходов на сумму 1 миллион 86 тысяч гривен. Ожидается, что к концу нынешнего года эта цифра превысит 2 миллиона гривен. Если, конечно, Ройтбурду дадут работать дальше.
Кроме того, в 2018 году музей выиграл четыре гранта на сумму 786,2 тысячи гривен, а в 2019-м - три гранта в размере около 1,3 миллиона гривен. Команда Александра Ройтбурда запустила несколько меценатских программ, которых ранее в музее не было: "Подаруй картині раму", "Подаруй картині музейне скло", благотворительный фонд "Друзі музею". В рамках этих программ в 2019 году было собрано 1 миллион 224 тысячи гривен, это без учета подарков музею в виде мебели, оргтехники, оборудования.
В 2019 году появилась еще одна меценатская программа - "Клуб Маразли" (членами его становятся люди, давшие на развитие музея 30 тысяч гривен), в рамках которой уже собрано 1,4 миллиона гривен. Еще полмиллиона благотворительных взносов в нынешнем году собрано в рамках других программ.
Команда Ройтбурда силами специальной комиссии провела полную сверку фондов. Был проведен ремонт иконного и Серебряковского зала, где десять лет протекала крыша, еще в трех залах заменили освещение. При Ройтбурде в музее заработала детская программа, в рамках которой учреждение уже посетили 600 детей, и летние занятия Museum camp, где побывали 120 детей. На этих мероприятиях музей заработал 25 тысяч гривен.
Коллекция музея пополнилась 49 экспонатами общей стоимостью 6 миллионов гривен, были закуплены 34 рамы и 51 стекло для картин, впервые в истории музея на средства меценатов были отреставрированы три картины. В музее открылась реставрационная мастерская графики (средства на ее обустройство собрали на краудфандинговой платформе "Мой город"), стали подумывать о такой же мастерской для реставрации живописных полотен. Для сотрудников музея были организованы курсы украинского и английского языков, чтобы оживить экскурсионную деятельность. Один день в месяц Художественный музей стал принимать посетителей бесплатно. В среднем в эти дни его посещают около тысячи человек.
* * *
"25 августа сего года Вы рассказали мне о том, что сотрудник Одесского художественного музея Виталий Алексеевич Абрамов получил письмо от петербургской искусствоведки Елены Пантелеевны Яковлевой.
По Вашим словам, в этом письме г-жа Яковлева обвиняет меня в воровстве, называет "аферистом" - вкупе с другой клеветой и оскорбительными высказываниями. На этом основании Абрамов требовал запретить мне доступ к архивам ОХМ, а фактически отмены приближающейся выставки Сомова в ОХМ. (Полагаю, главным мотивом как Яковлевой, так и Абрамова является профессиональная зависть - они специализируются в изучении той же области изобразительного искусства, что и я) (...)
На следующий день, 26 августа, я пришел в кабинет г-на Абрамова и вежливо попросил показать письмо. Он отказал мне. Тогда я спросил, почему он распространяет обо мне недостоверную информацию и требует отмены выставки Сомова, не располагая никакими доказательствами фактов плагиата и т.д. В ответ г-н Абрамов сказал, что вполне понимает это, но ничуть не раскаивается. Я произнес: "В таком случае, Вы - лжец, мерзавец и подлец".
Чтобы не развивать конфликта, я удалился, благо сказать Абрамову мне было больше нечего. Абрамов догнал меня в дверях, выкрикивая оскорбления и попытался ударить стулом. Я легко оттолкнул стул и пошел вниз по переулку Ляпунова, не обращая внимания на нецензурную брань, которая неслась мне вслед. Среди прочего Абрамов угрожал мне убийством: "Домой ты больше не вернешься! - кричал он. - Считай, что ты уже труп".
Павел Голубев, кандидат искусствоведения".
Такую объяснительную записку (приводится с некоторыми сокращениями) московский искусствовед Павел Голубев написал на имя Ройтбурда.
- Я направил докладную о происшедшем в департамент культуры, - рассказывает ZN.UA о хронике скандальных событий Александр Анатольевич Ройтбурд. - Голубев сам позвонил участковому, тот проявил вялый интерес. Попробую разобраться в причинах демарша Абрамова против Голубева.
Во-первых, это, конечно, переживаемая Абрамовым травма депривации. В прошлом году, когда я их знакомил, Абрамов обрадовался человеку из Москвы и открыл душу. Ему не повезло. Голубев оказался симпатиком Украины и не стал его благодарным слушателем.
Некоторые музейные исследователи старой закалки годами корпят над музейными архивами (которые считают своей частной собственностью) и прорабатывают горы открытых источников, компилируя иногда интересные, иногда малозначительные факты. Наиболее консервативные из них не владеют компьютером, интернетом, иностранными языками. В провинциальном изводе искусствоведение превращается в отрасль краеведения. Это не умаляет ценности многих научных работ Абрамова. Но современное искусствоведение требует более широкого контекста рассмотрения того или иного явления, и не простого нанизывания закавыченных цитат, а концептуальных обобщений. В этом смысле оперативность и глубина голубевских исследований вполне могла вызвать профессиональную ревность.
Это еще раз подчеркивает необходимость фундаментальной музейной реформы в Украине. Ситуация, когда архив одесского Художественного музея более засекречен, чем архив СБУ, это ненормально.
Необходима полная оцифровка фондов и архивов, создание сводной национальной базы данных. На это необходимо финансирование, для этого нужно создавать украинский музейный институт, поскольку деятельность украинских музеев сегодня дезинтегрирована. Нужно начинать финансировать выставочную, исследовательскую и закупочную деятельность. И для этого музейные работники должны получать более адекватные зарплаты. Музеи - это не кладбища артефактов и документов, а очаги культурной модернизации страны. С музеев, хранящих миллиардные коллекции, пора снимать удавку унизительной нищеты.
* * *
Виталий Абрамов, заявив в полицию, что искусствовед Павел Сергеевич Голубев якобы его избивал головой о дверной косяк, держа за уши, в музее не появляется, на звонки не отвечает. Зато на злополучной сессии депутат областной рады Виталий Саутенков попрекал Ройтбурда еще и тем, что пожилого человека якобы избил искусствовед, взятый им "на работу" (Голубев занимается кураторством выставки Сомова в Одессе без гонорара, к слову). "Пепел Абрамова" стучал в депутатские сердца столь назойливо, что доказательств избиения уже никто и не ищет! Образ измордованного не то отца, не то дедушки "с надорванным ухом" завладел воображением всех присутствовавших на сессии. Даром что Ройтбурд не скрывает: Абрамов неоднократно провоцировал на драку его самого, да ничего не вышло. Видимо, торопясь "вменить" перед сессией административное нарушение, "подключил" Павла Сергеевича (кой черт понес его на эту галеру, то бишь в кабинет Абрамова!). Нет сомнения, что было бы испробовано что-нибудь еще, но две минуты наедине с Абрамовым без свидетелей Голубев все-таки провел, вот ведь удача… Меж тем, если в учреждении кто-то и подрался с кем-то, что с него, с руководителя, в данном случае Ройтбурда, возьмешь? Допустим, во время директорства Абрамова два искусствоведа набили друг другу морды. И что, он был бы уволен? Бред какой-то.
Прочие претензии - прошлым летом в музее дали концерт "полуголые мужики" (сама не люблю группу "Хамерман знищує вiруси", но за состоявшиеся там же концерты классической музыки могли бы Ройтбурда и похвалить!), "отказ предоставлять облраде финансово-хозяйственные отчеты о деятельности музея", "выставки в присутствии детей картин, содержащих сюжеты откровенной порнографии и "расчлененки" (а что, украинская художница Влада Ралко у нас под запретом?). А еще, о боги, "музей сменил логотип", а депутаты об этом узнали только из СМИ! Действительно, агентство HavasUkraine подарило нашому музею новую айдентику и ряд идей по поводу того, как ее можно использовать. Музей у моря - это подсказало простой символ, и нашли его в морской волне, объединенной с "золотой спиралью", положенной в основу принципа "золотого сечения".
Пикантность в том, что не должен директор музея ни с какими депутатами айдентику согласовывать. Имеет законное право изменить, следуя требованиям времени, привлекая внимание к своему учреждению.
Таким образом, митинг "Верните нам Ройтбурда" завершился сбором подписей под тремя обращениями: к облраде - об отмене решения, к председателю облгосадминистрации, дабы он не выполнял решение облрады и не проводил новый конкурс на занятие должности директора ОХМ, наконец, вновь к облраде, чтобы та разъяснила мотивы увольнения. Также присутствовавшие на акции депутаты областного собрания, которые не поддержали изгнание Ройтбурда из музея, объявили о сборе подписей для созыва внеочередной сессии. Зарегистрирована и соответствующая петиция на сайте президента. В ней, в частности, содержится просьба передать Одесский Художественный музей из ведения Одесской областной рады Министерству культуры (или уже физкультуры? Все так изменчиво в этом безумном мире).
Депутат Олег Радковский открыто заявляет: в свержении директора музея был некий "договорняк".
* * *
Как бы то ни было, Ройтбурд, получивший от облрады "черную метку", продолжает исправно ходить на работу, Голубев проводит кураторские экскурсии по выставке "Константин Сомов. Без цензуры", которая будет работать до 27 октября. В Одессе Сомов обрел друга и мецената Михаила Брайкевича - городского голову. К выставке издан многостраничный каталог, а сама она является своеобразным многоплановым, объемным портретом автора, одного из основателей общества "Мир искусства", великого русского художника и иллюстратора, которому в нынешнем году исполнилось бы 150 лет. Со дня смерти художника исполняется 70 лет, последней выставке коллекции Брайкевича в Одессе исполняется 100 лет - тройной юбилей. Скандалы забудутся со временем, а выставка войдет в число наиболее значимых музейных мероприятий.