Век маэстро: И репетиции оркестра

Поделиться
В Национальной филармонии отметили 100-летие со дня рождения украинского дирижера Натана Григорьевича Рахлина...

В Национальной филармонии отметили 100-летие со дня рождения украинского дирижера Натана Григорьевича Рахлина. Здесь, в Колонном зале им. Лысенко, он проработал около 25 лет. Здесь же и состоялся большой концерт Национального заслуженного академического симфонического оркестра Украины (в прошлом именно его, рахлиновского, знаменитого госоркестра).

Цитирую полное название коллектива, чтобы читатель ярче представил себе его профессионализм. Звания получены давно, а прежде удостоиться их было сложнее, чем теперь, когда любая юная певичка через год мелькания получает звание «заслуженной» или «народной», дискредитируя тем самым государство в глазах удивленно пожимающих плечами граждан.

Напомню, что в прежние годы госоркестром Украины периодически дирижировали Леопольд Стоковский, Игорь Маркевич, Курт Зандерлинг, Евгений Мравинский, Геннадий Рождественский, с ним сотрудничали Артур Рубинштейн, Иегуди Менухин, Исаак Стерн, Давид Ойстрах, Святослав Рихтер, Мстислав Ростропович, Эмиль Гилельс, Леонид Коган, Гидон Кремер, Олег Крыса, Монсеррат Кабалье, Хосе Каррерас… Оркестр не раз играл премьеры произведений Прокофьева, Шостаковича, Хачатуряна, Лятошинского, Ревуцкого. Коллектив по-прежнему лучший у нас. И не так давно ему доверяли свои симфонические премьеры Иван Карабиц, Виталий Губаренко и продолжают доверять Мирослав Скорик, Евгений Станкович, Валентин Сильвестров, имена которых звучат далеко за пределами страны. Этим прославленным коллективом руководили дирижеры Стефан Турчак, Владимир Кожухарь, Федор Глущенко, Игорь Блажков, Теодор Кучар. При них, как и при жизни Рахлина, честно заработавшего звания народного артиста Татарстана, Украины, СССР, лауреата Госпремии СССР, на протяжении пятидесяти лет репетиционной базой оркестра был Колонный зал им. Лысенко. Увы, жизнь не всегда развивается соответственно заслугам... История такова. Воскликнув в 1995 году: «Больше оркестров хороших и разных!», филармония создала «собственный» симфонический оркестр. Если бы их поменяли местами, то в плохих условиях, конечно, оказался бы филармонический оркестр. Но теперь оркестр, озвучивающий инаугурации президентов, отстаивающий честь державы в бесконечных изнуряющих гастрольных странствиях за ее пределами (дома толком заработать практически невозможно), с лета 1989 года (после закрытия филармонии на ремонт) лишен своей исторической базы. Он репетирует в совершенно непригодном для такого огромного коллектива Малом зале некогда своей же, родной и близкой Национальной филармонии.

И даже несмотря на неприспособленность репетиционного процесса, в день юбилея Рахлина в зале Лысенко прозвучали замечательные исполненные симфонические произведения, три программных шедевра: «Гражина» Бориса Лятошинского, «Мазепа» Ференца Листа и «Шехеразада» Николая Римского-Корсакова (именно так написано название сюиты автором). С детства знакомая музыка звучала свежо и порой даже неожиданно. За пультом коллектива в качестве главного дирижера седьмой сезон стоит темпераментный Владимир Сиренко, владеющий всей палитрой выразительных средств, умный и эмоциональный музыкант. Глубина проникновения в содержание, выстроенность формы, драматургическая цельность, единодушие «дыхания» оркестра, прекрасное звучание каждой группы и отдельных солистов создали пиршество красок, тембров, эмоциональный подъем и радость, испытанные слушателями переполненного Колонного зала. Нежные глубокие пиано замирали в притихшей аудитории, кульминации были роскошными, мощными, а совершенно потрясающая кода «Шехеразады» — торжественная, чистая, светлая, могучая, оптимистичная и одновременно очень простая — довела зал до катарсиса. Казалось, дирижер всего себя отдавал оркестру, а тот отправлял мощные посылы в зал, заставляя публику трепетать и наслаждаться. Всем было ясно: мастерство коллектива высоко, а слава заслуженна.

…Со сцены звучала не только музыка. В прологе заместитель министра культуры и туризма Ольга Шокало-Бенч поздравила коллектив, всех присутствующих, дочь юбиляра искусствоведа Леонору Рахлину. С ответным словом вышла Леонора Натановна. Она выразила радость по поводу отменного качества концерта и выступления «государственного чиновника с человеческим лицом», подразумевая два обещания министерства: содействовать выпуску собрания записей Натана Рахлина на современных звуковых носителях и ускорить строительство столь необходимого для всего украинского музыкального сообщества нового концертного зала.

Не секрет, что Национальный симфонический работает очень много. Он не только выполняет большие концертные нормы в Киеве, но и много гастролирует, получая сравнительно невысокие гонорары, что вынуждает покорять заграницу не только качеством, но и количеством (скромность вознаграждения обусловлена известными западным импрессарио размерами заработков оркестра на родине). Не тайна, что артисты, работающие в настоящем, некоммерческом искусстве, будь то опера, народная музыка, джаз — в общем, все, что непопса, уже много лет ждут принятия парламентом закона о меценатстве. Ведь если на Западе государство не может полностью обеспечить достойное содержание своих артистов, то их поддерживают спонсоры. И на афишах Мюнхенского филармонического оркестра красуются логотипы AUDI, а в буклетах Берлинского — Deutsche Bank. В России Путин назначил высокие гранты пяти главным академическим оркестрам и оперным театрам, дабы не разбегался из них играющий и поющий артист по заграницам. У нас нет ни того ни другого. И сегодня в Национальный симфонический не заманить лауреата международного конкурса: он предпочитает выступать либо в каком-нибудь кабаке, либо норовит уехать куда-нибудь в Португалию, прихватив флейту и жену… Хотя, конечно, приятно узнавать, что наши струнники, пианисты, вокалисты не срамят полученное здесь дорогостоящее государственное образование, продолжают учебу в Королевских музыкальных академиях, заморских аспирантурах, а потом работают в Европе и Америке.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме