В 2011-м Украина в области кино, разумеется, по-прежнему не окажется «впереди планеты всей». Но, судя по некоторым «бухгалтерским» расчетам, хотя бы попытается нажать на педаль. Новый бюджет предусмотрел для киноотрасли в текущем году около 120 миллионов (гривен). По сравнению с предыдущим «остаточным принципом» кинофинансирования (было в пределах 20-30 миллионов) - сумма почти роскошная. Как сообщила «ЗН. Украина» глава агентства по вопросам кинематографии Екатерина КОПЫЛОВА, в настоящее время в разработке несколько кинопроектов, которые зритель сможет увидеть уже в 2011-2012 гг.
- В кинокругах муссируется несколько разных «цифр» на киноотрасль - и 130 миллионов (якобы), и гораздо-гораздо меньше…
- Изначально исходили вообще из цифры 24 миллиона гривен. Всего лишь. Но в дальнейшем все изменилось…
- А в результате чего изменилось? Какие мотивации вы искали и нашли - перед правительством, президентом, чтобы так резко укрупнить кинобюджет Украины?
- Здесь особо и искать не надо… Попросту сумели мотивировать необходимость такой строки бюджета на кино. Ведь достаточные аргументы для этого есть. Полагаете, их недостаточно? Молодые талантливые кинорежиссеры не могли себя проявить из-за прежних скудных вливаний в кино… Некоторые киноидеи не удалось реализовать, поскольку вечно «остаточный принцип». Нашим мотивациям вняли. Мы оказались услышанными.
- Сужу по прежнему опыту «бюджетного освоения»: сколько бы на кино ни выделяли (много или мало), все равно далеко не все фильмы доходят до зрителя-потребителя… Тем более, как я понимаю, часть этих средств пойдет все-таки на покрытие «долгов», то есть прежних полумертвых кинопроектов. Разве не так?
- Неоднократно уже говорила о том, что нельзя отмахнуться от «прошлого». От того, что осталось как бы «в наследство». Были реальные запуски, на них предусматривались бюджеты… Уже сейчас могу определенно сказать: реализовано несколько этапов по дофинансированию некоторых, прежде запущенных кинопроектов… Среди них пять картин 2007-2008 гг. Однако в этом вопросе есть и проблемные аспекты.
- В чем они?
- Как вы знаете, существует ряд кинопроектов (сознательно не хочу их называть, чтобы не ранить никого из кинематографистов) - и они по-прежнему в стадии «запуска» (хотя съемки так и не начались!)… Разумеется, эти проекты требуют серьезных финансовых вливаний. Однако именно эти пока несостоявшиеся фильмы вызывают немало вопросов как художественного, так и финансово-экономического характера. Целесообразно ли ссужать на них, скажем, 700 тыс. гривен? Ведь нет никаких гарантий и уверенности, что эти картины будут интересны либо фестивалям, либо широкому зрителю… В этом - проблема. Но, надеюсь, она будет решена. Причем коллегиально. Для ее обсуждения будут привлечены специалисты, будет создана комиссия.
А вот следующий, новейший этап - это разработка оригинальных идей, концепций. Есть немало интересных предложений. В первую очередь, в планах агентства - запуск десяти режиссерских кинодебютов.
- Это короткий метр?
- Да.
- А какой принцип отбора дебютантов?
- Довольно простой, но эффективный. Каждый режиссер должен отстоять свою идею. И самые интересные будут в запуске. К этой работе привлечем Союз кинематографистов. Мы уже обсуждали с ними эту тему. Полагаю, здесь приемлем «питчинг» - взаимообмен интересными киноидеями всем будет только на пользу. Есть и другие потенциально интересные проекты, которые, возможно, запустят… Думаю, уже в ближайшее время они будут озвучены: всему свое время.
- Ваше агентство принимает участие в совместном украинско-российском (а также германском, если не ошибаюсь) кинопроекте о Чернобыле - фильм Александра Миндадзе «В субботу».
- Да, мы участвуем. Профинансировали 30 обещанных процентов… И могу эксклюзивно сообщить: этот фильм уже пригласили в конкурсную программу одного из престижнейших международных кинофестивалей.
Есть еще один, довольно ответственный для нас, художественный кинозамысел… Он связан с участием крупнейших мировых кинозвезд.
- Хотелось бы узнать, какая часть из 120 миллионов пойдет на реальные проекты нашей Национальной киностудии имени Александра Довженко? В их портфеле, на ваш взгляд, есть что-нибудь стоящее?
- Здесь - вопрос открытый… Идеи, естественно, существуют. Но, наверняка, не под все из них нужно выделять огромные бюджеты… Памятуя прошлый опыт… Ну и главное в этом вопросе: вижу нашу дальнейшую работу совсем не в рамках многим удобной старой системы - «государство субсидирует, а творческой ответственности никакой». Хотелось бы, чтобы и довженковцы активнее переходили на путь копродукции. С другими странами. С интересными зарубежными партнерами. И чтобы мы, наконец, отошли от архаического принципа госзаказа. И оказывали киноотрасли «господдержку».
- До недавних реформ ваша структура называлась строго и величественно Госкино. Теперь - агентство… Сужены ли возможности вашего влияния на киноотрасль? Подчиняетесь ли вы непосредственно Минкульту?
- Агентство по вопросам кинематографии действует самостоятельно в решении важных для киноотрасли вопросов… С Минкультом - взаимодействие. А спектр нашей деятельности - работа с ключевыми государственными киностудиями. Уже на конец января в наших планах - широкие общественные слушания по вопросам кино… На которые хотим пригласить и президента, и премьера, и спикера Верховной Рады.