Валерия Буймистера не нужно представлять. Он - «певец Божьей милостью», но, в отличие от шиллеровского певца, его «оружье» не лира, а голос. У Валерия Григорьевича сложилась особая вдохновенная манера исполнения, как бы пропитанная пылким и благородным духом немецкого романтизма. Не случайно немецкие композиторы-романтики особенно ему близки. Но, к сожалению, отечество неблагосклонно к своим «пророкам», и дарование Буймистера не востребовано до конца, даже на фоне общей плачевной музыкальной ситуации в Украине.
Это интервью было взято почти сразу же после концерта Валерия Буймистера, состоявшегося 12 октября в Доме ученых. Но, как это происходит всегда, когда в музыкальном мире не все в порядке, разговор коснулся не только творчества Валерия Григорьевича, но и ситуации с вокальным искусством в Украине.
- Прежде всего хотелось бы узнать о вашем музыкальном кредо. Что для вас вокал в философском плане?
- Вокал - это прежде всего духовное искусство. Голос представляет собой орган духа. Знаменитый врач Юсон, французский фониатор, вообще утверждал, что природой не было предусмотрено, чтобы голос как аппарат речевой стал аппаратом певческим. Однако в результате определенной духовной работы, шедшей параллельно с физиологическими процессами, человек... запел. Накопленная творческая энергия находит выход в работе певческого аппарата, в общении через музыку со слушателями, и голос в данном случае является иллюстратором высших проявлений музыкальной мысли.
- Значит, можно сказать, что голос и злодейство - «две вещи несовместимые»?
- Я бы сказал по-другому. В голосе, даже в тембре, проявляются все человеческие качества. Культура, внутреннее благородство певца или, наоборот, их отсутствие - все это чувствуется в пении. Конечно, бывают исключения, хотя и достаточно редкие, когда певец имеет настолько выдающиеся природные данные, возможно, даже заложенные в нем кармически, что, не являясь по сути духовно наполненной личностью, он несет в своем пении культуру и духовное благородство. Однако отсутствие культуры и духовности все-таки проявляется, может быть, не сразу, но дает о себе знать.
- Как вы считаете, присутствует ли в творчестве момент стихийного, демонического плана, неизбежен ли он?
- Да, неизбежен. Есть какое-то стихийное начало в самой сути человека, в человеческой психике. С другой стороны, существует высшее начало, контролирующее эту стихийность. Но нельзя избежать влияния стихийного, демонического. Подчинить стихийное духовному удается только просветленным людям, способным соединить сильное эмоциональное и рациональное начала. Чаще всего что-то одно превалирует. Может быть, это звучит несколько вызывающе, но для меня такое выдающееся явление, как Шаляпин, непосредственно связано с каким-то демоническим началом, очень сильным. Например, романсы Рахманинова в исполнении Шаляпина - ведь эти романсы сами по себе гораздо светлее, благороднее...
- На концерте в Доме ученых ваш репертуар в основном состоял из романсов на стихи Пушкина. Иногда считают: музыка настолько гармонична, что отягощать ее словами, смыслом не стоит... А романс - это как раз стык слова и музыки...
- В этом отношении я предпочитаю симбиоз, слияние музыки и слова. Другое дело, что само по себе слово не может передать многообразие музыкальной канвы, музыкальных пластов. Да и голос певца способен передать только одну линию... В этом плане более гармоничным является хоровое пение. В нем инструментальность слита со словом. Правда, и здесь важно даже не слово, а музыкальная мысль.
- Вопрос банальный, но неизбежный - ваши творческие планы?
- В ближайшее время мои планы связаны прежде всего с консерваторией, с преподавательской деятельностью. Возможности гастролей сейчас сузились. Планирую поездки по Украине - Киевская область, Белая Церковь, Севастополь. Но у нас вообще выезд на гастроли затруднен. Нигде нет денег. Если и проходят какие-то фестивали, то почему-то приглашают только оперных исполнителей, а о филармонических забывают. А что касается заграничных поездок... Здесь, увы, превалирует коммерческий, а не творческий подход. Берут тех исполнителей, чьи услуги можно дешевле оплатить.
- А в киевской филармонии планируются новые оперные постановки, возможно, камерные?
- К сожалению, попытка изменить форму филармонической деятельности находится не на должном уровне. Кто виноват - это другой вопрос.
- В Петербурге Мариинским театром уже несколько лет проводится грандиозный музыкальный фестиваль «Белые ночи». Возможно ли такое действо в Украине?
- Тут все упирается в энтузиазм и деньги. Например, Кофману удалось провести цикл музыкальных «встреч» - «Кофман и его друзья». Но он годами раскручивал маховик, прежде чем механизм начал работать. Кофман сумел одним своим авторитетом, при низких гонорарах, привлечь к участию классных музыкантов. Кроме того, - проблема в спонсорах. Чтобы организовать фестиваль, нужно иметь талант импресарио. Это очень сложно.
- Больной вопрос: как вы оцениваете ситуацию, сложившуюся в Национальной опере Украины?
- В Украине гибнет музыкальная культура в целом. И это при том, что украинский народ один из самых музыкальных в мире! Закрываются филармонии. Обедняется работа оркестров, например, приглашаются заграничные исполнители, не просто среднего, а вопиюще низкого уровня. Оркестры с такими традициями, с такими дирижерами используют как фон! Их же нужно оберегать! Национальная опера - это та лакмусовая бумажка, по которой можно оценить состояние всей украинской музыкальной культуры. И это при том, что Национальная опера - самый финансируемый театр в Украине.
- То есть вся украинская музыкальная культура находится в плачевном состоянии?
- Что и говорить, ситуация препаршивейшая. Преследуются прежде всего не творческие, а коммерческие цели. Оперные труппы практически неукомплектованы. Вообще непонятно, по каким критериям происходит комплектация творческого состава Национальной оперы и филармонии. Берутся за постановку серьезного спектакля, а потом на одну из главных партий приглашают певца из другого театра! Не можете обеспечить стабильность, делайте, как на Западе, - собирайте труппу под определенный спектакль, подписывайте контракт. А то один, два спектакля - и новый исполнительский состав. Нужно, чтобы один и тот же исполнительский состав пел несколько сезонов.
- Как объяснить то, что многие молодые певцы находят работу за рубежом, а здесь петь некому?
- Нет пророка в своем отечестве. Если Виктория Лукьянец поет в Вене, это еще не значит, что она светило. Как по мне, она не очень отвечает канонам вокала. Много проблем. Наша публика думает, что если Лукьянец поет в Венской опере, то это гарантирует качество пения. А вы послушайте...
- Но ведь дело не только в Виктории Лукьянец. Александру Гурцу, например, предложили уехать по контракту в Европу, а Ольга Микитенко поет в Национальной опере по большим праздникам...
- Очевидно, тут идут в расчет не профессиональные, а человеческие качества. Если у тебя характер неуживчивый - тебя будут везде зажимать. Насколько мне известно, Ольга Микитенко очень непростой человек. С Гурцом у дирекции Национальной оперы тоже, наверное, были какие-то трения. Но ни Микитенко, ни Гурец не тянут на певцов экстра-класса.
- Есть ли у нас «институт» оперных примадонн, традиция их взращивания что ли?
- Да, и передается из поколения в поколение. (Смеется) Есть вокальные классы примадонн, где остро чувствуется: если ты сюда попал - ты под крылышком примадонны. Это помогает в жизни. Скромность, как говорится, - прямой путь к неизвестности. В творчестве скромность помогает, а в звездном полете только вредит. Чем ниже уровень - тем больше наглости, помпезности... Можно и не петь, все и без того ясно.