| ||
Екатерина — М.Аронова |
Уже второй театральный сезон проходит в Киеве под знаком театра им.Евгения Вахтангова, творческая школа которого как раз в эти дни отмечает свое 88-летие. Эту славную традицию ввела продюсерская компания «Этуаль» во главе с Нонной Мартынич при поддержке Посольства РФ и лично Чрезвычайного и Полномочного Посла России Виктора Черномырдина. Спонсором гастролей выступила компания «Лукойл-Украина».
В гастрольной афише четыре спектакля — «Амфитрион» Жана-Батиста Мольера, «За двумя зайцами» Михаила Старицкого, «Отелло» Вильяма Шекспира и премьера — «Царская охота» Леонида Зорина.
Как уже говорилось выше, вахтанговской школе — 88. Если развернуть эти цифры горизонтально, получится двойной знак бесконечности. И стоящий первым в гастрольной афише «Амфитрион» в постановке Владимира Мирзоева как нельзя лучше, на мой взгляд, показывает бесконечность эксперимента внутри этой театральной школы.
Спектакль рождался трудно и вызывал неприятие у многих вахтанговских старожилов, воспитанных на традиционной подаче классики. Но соединение драматургии Мольера, который уже не первый век приходит на помощь режиссерам, когда нужно поговорить со зрителем о насущных проблемах современности, с чувственной гражданской активностью Мирзоева дали победный результат — публика безоговорочно приняла «Амфитрион».
У древних греков и римлян с богами были вполне «домашние» отношения, т.к. последние были наделены всеми слабыми и сильными чертами, присущими человеческой натуре. Кроме бессмертия, у богов было лишь одно преимущество — способность к перевоплощению. Им-то они и пользовались широко в быту, играя людьми и удовлетворяя свои минутные прихоти. «Амфитрион» в постановке Мирзоева — не комедия ошибок, построенная на страсти бессмертного к жене человеческой, а разыгранная с тонким юмором притча с моралью, которая гласит: сильные мира сего могут позволить себе все, если смертные готовы быть рабами.
Сценография и костюмы Павла Каплевича экологически чисты по графике и цвету, они стирают границы между олимпийцами и людьми. Художник вместе с режиссером оставляет на первом месте человеческие чувства и борьбу за человеческое достоинство. Органичный музыкальный фон спектакля создали Алексей Шелыгин и Максим Суханов, который одновременно является любимым актером и талисманом Мирзоева. В «Амфитрионе» Суханов играет изощренного человеконенавистника Меркурия. Он умен, потому что знает все человеческие слабости, это придает ему силы и изворотливости, но он слаб, потому что сам не способен на настоящие чувства. И он великолепен в своем профессиональном мастерстве. Вообще весь актерский ансамбль спектакля настолько гармоничен и слажен, что трудно выделить кого-то. Каждый из исполнителей в «Амфитрионе» продемонстрировал фигуры высшего актерского пилотажа: изысканно-нервная Юлия Рутберг (Алкмена), знакомый и каждый раз новый Сергей Маковецкий (Амфитрион), мастер точных деталей Мария Аронова (Клеантида), тонкий психолог Владимир Симонов (Созий), пластичный Алексей Завьялов (Юпитер).
О спектакле «Отелло», мне кажется, нужно говорить в контексте современных подходов к шекспировским текстам. Главная удача вахтанговской постановки — актерский дуэт Владимира Симонова (Отелло) и Сергея Маковецкого (Яго).
Нестареющая комедия М.Старицкого «За двумя зайцами» и драма Л. Зорина «Царская охота» — безоговорочный бенефис потрясающей актрисы, для которой специально нужно писать пьесы и сценарии, — Марии Ароновой. Ее Проня смешна и трогательна, но отнюдь не нелепа в своем желании любить, бороться за свою любовь, а значит, прощать, принимая любимого таким, каков он есть. Это несколько неожиданное для знатоков Старицкого решение образа, филигранно выверенное актрисой, вопреки волнениям, было принято украинским зрителем на ура. «За двумя зайцами» — яркое театральное действо, где актеры выведены постановщиком, без особых режиссерских изысков (постановщик Александр Горбань) на первый план. Он невероятно выигрывает за счет режиссерской любви к актерам, которым помогают работать яркие, стилизованно характерные костюмы Светланы Синицыной.
Несколько сложнее обстоит дело с премьерным показом — «Царской охотой». На мой взгляд, грамотный и умный театральный полудиссидент Леонид Зорин, тексты которого почитали за счастье поставить театры во времена застоя (достаточно вспомнить знаменитого вахтанговского «Диона» с Михаилом Ульяновым и Николаем Гриценко), безнадежно устарел. «Царская охота», поставленная сегодня на сцене в полном текстовом объеме, выглядит тяжеловесно, длинные монологи о свободе творчества воспринимаются как досадные обходные пути на дороге основной сюжетной линии. Возможно, оставь постановщик (Владимир Иванов) накал страстей, владеющий треугольником, по углам которого Екатерина (Мария Аронова), Елизавета (Анна Дубровская) и исполнитель императорской воли Алексей Орлов, — спектакль был бы живее и темпоритм его не заставлял бы зрителя впадать в прострацию. Хотя, безукоризненно точная в манерах и характере Екатерина, утвердившаяся во власти, на вершине своего одиночества, однозначно сильнее своей соперницы, которой навязано решение образа страдалицы-девственницы. Посему понятен и выбор Орлова — сохранить верность присяге, данной императрице, возведенной им на трон. Кроме великолепной Марии Ароновой, ради которой стоит смотреть спектакль, эту постановку «держит» тонко продуманная, расставляющая все смысловые акценты сценография Иосифа Сумбаташвили.
Гастроли вахтанговцев прошли с огромным успехом. Театр жив, и его есть за что почитать. Жаль, конечно, что киевлянам не удалось увидеть нового «Ревизора» в постановке Римаса Туминаса — работа удивительная по своему режиссерскому решению и актерскому исполнению. Но, со слов директора-распорядителя театра Владимира Еремеева, худрук театра им. Леси Украинки категорически возражал против классической гоголевской комедии, т.к. в Киеве есть свой «Ревизор», которым и открывались московские гастроли в помещении бесконечно молодого и постоянно обновляющегося театра им. Евгения Вахтангова.