Вадим Писарев: «Я ТОРОПЛЮСЬ ЖИТЬ

20 сентября, 1996, 00:00 Распечатать Выпуск № 38, 20 сентября-27 сентября 1996г.
Отправить
Отправить

Вечером 16 сентября с.г. на сцене Национальной оперы вновь воцарилась неповторимая аура театра танца - выразительного, виртуозного и вдохновенного зрелища...

Вечером 16 сентября с.г. на сцене Национальной оперы вновь воцарилась неповторимая аура театра танца - выразительного, виртуозного и вдохновенного зрелища. Среди участников великолепного гала-коцерта из цикла «Мир танца» - первого в этом сезоне - звезды балета: обаятельный Вадим Писарев и грациозная Инна Дорофеева -- желанные гости киевлян.

Вадим Писарев родился в Донецке. Балетную азбуку постигал в КГХУ. Лауреат многочисленных конкурсов артистов балета: Республиканского (1983) и Всесоюзного (1984); международных: в Хельсинки (1984) - серебрянная медаль, золото - в Москве (1985) и Джексоне (1986), в Париже - бронза... Народный артист Украины. Обладатель международного звания «Первый танцовщик мира 1995 года».

Долгожданный разговор со «звездным юношей» произошел в стенах родного его сердцу Киевского государственного хореографического училища, куда Вадим Яковлевич «залетел» с цветами, шампанским, с женой и сыном Андрюшей. Интервью, длившееся со скоростью знаменитых писаревских пируэтов, было стремительным, насыщенным и впечатляющим...

- Не отягощает ли вас сумма завоеванных медалей?

- На сегодняшний день, интерес к участию в конкурсах у меня уже пропал. Хотя бы потому, что раньше подобные мероприятия были гораздо интереснее! Это были очень сильные соревнования между множеством талантливых танцовщиков, да такими, что жюри порой не знало, кто из них лучше. Это сейчас - накрутил два пируэта, и второе место обеспечено...

- В этом году вы - член жюри II Международного конкурса им.С.Лифаря? Чего бы пожелал будущему конкурсу Вадим Писарев?

- Молодых талантливых танцовщиков, у которых было бы желание стать в будущем ведущими артистами балетных трупп. В случае если таковые обнаружатся - поддержать их... С точки зрения хореографии, хотелось бы видеть революционные открытия в этой области, ни на что не похожие и, безусловно, талантливые...

- Что для вас наиболее ценно в танцовщике или балерине?

- Прежде всего это форма и содержание, то есть артистизм. Сейчас на Западе очень ценятся хороший «шаг» (растяжка), выразительная, красивая, так называемая «французская стопа» - иными словами, профессиональные нюансы, которые и придают индивидуальности танцовщика неповторимость. Одно время работая с Питером Апеном, учеником Баланчина, в прошлом солистом Гранд опера, мы отметили, насколько большое внимание он уделяет на своих уроках упражнениям и комбинациям для развития выразительной и подвижной стопы танцовщика...

- Во все времена танцовщики мира стремились овладеть секретами искусства танца, такими, как баллон (прыгучесть), элевация (зависание), апломб (устойчивость), - основополагающими балетными приемами. Вы овладели труднодоступными высотами балетного мастерства, и можно только следить, затаив дыхание, за вашим танцем. Кто помог вам создать столь неповторимый сценический имидж, стать зрелым мастером?

- Мне никто не помогал... А то, о чем вы говорите, умеют делать только большие мастера. Ими не становятся. Ими рождаются. Кроме данных, должно быть еще что-то... Мы воспитывались на таких прекрасных примерах, как дуэты Таякиной и Ковтуна, Сморгачевой и Лукина... У нас было с кого брать пример, из театра мы буквально не выходили. Я не пропустил ни одного спектакля «Жизель», пронес некоторые сценические нюансы через всю свою жизнь, кое-что повторяю, развив или усовершенствовав. Все должно работать на балет...

- Так вы - самородок?

- В какой-то степени да... Конечно, я благодарен педагогам киевского училища, у которых я занимался.

- С кем вы репетируете сегодня?

- Одно время я часто приезжал в Большой и Кировский театры, занимался с Вадимом Гуляевым, Владимиром Никоновым... В Киеве мне очень помогал Валерий Ковтун...

- Кто из танцовщиков производил на вас впечатление, тем самым помогая вам найти свое «Я»?

- Это в первую очередь Владимир Васильев и Марис Лиепа. Очень мне нравились Юрий Владимиров, Михаил Барышников, Патрик Дюпон... На них я всегда равнялся. Я специально не назвал Рудольфа Нуриева. Не скажу, что он мне как танцовщик не нравился, это было бы просто глупо. Это действительно выдающийся профессионал, и я это признаю, но его амплуа, индивидуальная манера исполнения - не «мои»... Я не приемлю такой эстетики. Мне нравятся другие...

- Состав вашей донецкой труппы?

- Это молодые танцовщики из разных городов бывшего Советского Союза. Из Киева тоже есть. Средний возраст артистов труппы - 22 года. Остальные, более профессионально опытные, остались на Западе. Мы-то сами вернулись недавно.

- Порой в прессе вас называют выпускником донецкой хореографической школы...

- Это ошибка журналистов. Я всегда стараюсь упомянуть Киевское училище. Там прошли мои лучшие годы. Я готов и сейчас сотрудничать и помогать ему. Так должно быть.

- Как обстоят дела в донецкой хореографической школе Вадима Писарева?

- Мы нашли хороших спонсоров, и они нас очень поддерживают. В частности, это Первый международный украинский банк...

- Кого из современных украинских танцовщиков вы считаете звездами?

- Елену Филипьеву, Виктора Еременко, Алексея Ратманского, Ирину Дворовенко, Максима Белоцерковского...

- Имея огромный опыт гастролирующего артиста балета, как вы сейчас оцениваете уровень отечественных танцовщиков? Существует ли украинская школа танца и чем она отличается от других?

- Естественно, существует. Ученики украинской школы выпускаются, наши артисты танцуют в лучших театрах мира... Единственное, чего не хватает нашим танцовщикам - это современной хореографии в их репертуаре, а значит, и в школе. Ведь на сегодняшний день даже Джорж Баланчин - это уже классика, хотя мы и его наследие почти не знаем, не говоря уже о более современной хореографии...

- Кто из западных хореографов находится сейчас в авангарде?

- Билли Форсайт - это один из самых сильнейших балетмейстеров на Западе, также Ноймайер и Килиан. Матс Экк - представитель психологического модерна...

- Чем вы объясняете отставание наших танцовщиков в освоении мировой современной хореографии? Каким образом можно сдвинуть с места этот «камень преткновения»?

- За 70 лет советской власти у нас укоренился этот процесс -отставание в этой сфере. Танец-модерн мог бы иметь у нас место, поддержи мы в свое время Касьяна Голейзовского, Брониславу Нижинскую... На Западе это движение весьма популярно и всегда поддерживалось самыми прогрессивными современными хореографами, такими как Кранко, Бежаром, Ноймайером... Кроме того, там давно уже существуют целые школы современного танца... У нас нельзя это назвать пробелом только училища как основной школы танца или театра. Таков был долгое время стиль всей нашей жизни...

- Приз «Первый танцовщик мира». Когда, где и кем он был учрежден и кто входит в состав жюри, присуждающее этот высокий по всем параметрам титул?

- Честно говоря, я этого не знаю. Получил диплом - и все. Могу сказать, что среди членов жюри - Морис Бежар, Констанция Вернон, Иржи Килиан....

- В этот приезд вы объявили нам о работе над своим первым балетным опусом - балетом «Пер Гюнт» на музыку Эдварда Грига. Что вас «подвигнуло» на постановку этого балета?

- У меня уже были попытки сочинять хореографию: миниатюры, адажио... Когда работаешь со многими хореографами, приходят, наконец, и свои идеи, тем более что часто приходится балетмейстерам помогать, быть соучастником в создании нового произведения. И знаете, это так заражает, а я увлекающийся человек!

- Очень интересно узнать о ваших взаимоотношениях с Украинской академией танца, недавно созданной у нас в Киеве. Что дает вам, «лучшему танцовщику мира», учеба на втором курсе новоиспеченного учебного заведения? Не возникала ли у вас мысль быть стажером в уже зарекомендовавших себя легендарных академиях - Лондонской или Парижской?

- Так сложились обстоятельства. Меня пригласил сюда Ю.А.Станишевский, академик, автор либретто моего будущего спектакля. Вообще, я считаю, любому танцу нужно помогать...

- В таком случае, кто кому помогает: академия вам или вы - академии?

-?

И все же, настоящий этап в жизни Вадима Писарева - это период творческой зрелости или только ее начало?..

Успехов вам, Маэстро, новых свершений и удач!

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Текст содержит недопустимые символы
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Осталось символов: 2000
Отправить комментарий
Последний Первый Популярный Всего комментариев: 0
Показать больше комментариев
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот коментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК