Вадим Писарев: «НАДО ИДТИ В НОГУ СО ВРЕМЕНЕМ»

28 ноября, 1997, 00:00 Распечатать Выпуск № 48, 28 ноября-5 декабря 1997г.
Отправить
Отправить

На этот раз киевские балетоманы, надо думать, остались довольны - им была представлена возможность увидеть «живьем» полноценную премьеру...

На этот раз киевские балетоманы, надо думать, остались довольны - им была представлена возможность увидеть «живьем» полноценную премьеру. Два вечера на сцене Национальной оперы киевляне смотрели балет «Пер Гюнт» на музыку Эдварда Грига по мотивам одноименной драмы Генрика Ибсена. Спектакль был создан в рамках международного театрального проекта «Украина - Норвегия» силами балетной труппы Донецкого театра оперы и балета. Постановщиком и балетмейстером большого двухактного хореографического полотна, а также исполнителем главной партии в балете выступил всем известный украинский танцовщик Вадим Писарев.

Киевская премьера - совместная творческая акция донецкого театра и оркестра Национальной оперы Украины. Финансовую помощь и информационную поддержку этому необычному проекту оказали компания «Альфа капитал» и телеканал «Интер». Нет никакого секрета в том, как сильно нуждаются сейчас в такой поддержке классические жанры - балет, опера, симфоническая музыка. Сегодня высокому искусству остается надеяться лишь на добрую волю спонсоров и меценатов, благодаря которым появляется возможность сохранить потенциал национальной культуры, ее традиции и, главное, ее «золотой» живой фонд - мастеров, которыми Украина может гордиться...

Два вечера зал Национальной оперы был переполнен. Контингент публики соответствовал «уровню» мероприятия и состоял в основном из определенных заинтересованных людей. Кроме заядлых театралов, а также строгих и неподкупных метров культуры и искусства в кулуарах встречались высокие должностные лица - очевидно, посещение театра первой леди Украины Людмилой Кучмой вызывало у многих повышенный интерес к балету. Спектакль, построенный в традиционной форме перемежающихся как в калейдоскопе разных по стилистике хореографических картин, напоминал порой захватывающий триллер. На сцене бурлила жизнь во всей полноте человеческих страстей. Следуя за сюжетом драмы-легенды старика Ибсена, постановщик разыгрывал интригующие события и рассказывал в своем балете о преходящем и вечном. Главная тема балета - повесть о человеческой судьбе, о серьезной нравственной и духовной эволюции главного героя, через которую проглядываются философские проблемы современной эпохи, ее мнимые и подлинные ценности, ее тенденции обездуховливания и обесчеловечивания жизни, ее трагизм, но вместе с тем и ее надежды...

Мы не будем сейчас вдаваться в детальный разбор спектакля, впечатление от которого должно как следует «отстояться», а мнение - определиться. Пока можно сказать лишь одно - премьера вызвала спорную оценку и заставила задуматься. Но обо всем этом - в другой раз. А сейчас мы предоставляем слово постановщику балета, народному артисту Украины, лауреату международных конкурсов, обладателю почетных званий «Лучший танцовщик мира» (1995) и «Человек года-96», художественному руководителю Донецкого театра оперы и балета Вадиму Писареву.

- Трудно говорить о балете, лучше один раз увидеть... В спектакле незримо главенствует Эдвард Григ. Мы старались относиться как можно бережнее к творчеству всемирно известного композитора и прежде всего прислушивались к музыке. Познакомившись со множеством современных обработок этого произведения, решили остановиться на оригинальной симфонической версии сюиты. Труднее всего, как ни странно, было найти ноты. Их нам удалось разыскать только в Норвегии. На премьере музыку прекрасно исполнял Норвежский симфонический оркестр, в котором прозвучали также и национальные инструменты, такие, например, как восьмиструнная скрипка, очень популярная в Норвегии - на ней там издавна исполняют традиционный народный танец халлинг.

Постановку этого балета нельзя назвать моей прихотью. Я человек не тщеславный. Напомню, что это заказ норвежской стороны. Решившись на постановку, я хотел в первую очередь сделать приятное для своих исполнителей, дать артистам моего театра работу, которую бы они выполняли с желанием и удовольствием, а также показать зрителям что-то новое. Как руководитель считаю, что в репертуаре театра, кроме классики, должны регулярно появляться современные произведения.

Премьера балета «Пер Гюнт» состоялась в Норвегии в мае 1997-го. Кроме меня в спектакле принимали участие Инна Дорофеева и солистка Национальной оперы Украины Елена Филипьева. Премьерные показы прошли уже в Донецке. В ближайшем будущем мы планируем «прокатать» наш балет по всей Европе. Есть принципиальная договоренность с несколькими ведущими театрами Германии. В перспективе - гастроли в Америке. В феврале будущего года хотим представить балет в Москве. Не так давно мы показывали спектакль в Одессе. Признаюсь, перед выступлением я трепетал от страха. Одесская публика весьма избалованна и оттого, наверное, необычайно строга. Если спектакль плохой, одесситы скажут об этом без обиняков... Там середины не бывает: либо успех, либо провал. Но волновались мы, к счастью, напрасно - успех был ошеломляющий. Тогда я и подумал: уж если Одесса приняла, то Киев примет и подавно...

- Подражает ли кому-либо Писарев-балетмейстер?

- Конечно, подражаю, но не могу сказать, кому конкретно. Не скрою, мне всегда нравился Морис Бежар. Однако в моем балете вы ничего общего с ним не увидите. Подражать Бежару невозможно, даже если ты обожаешь его стиль. В последнее время у меня возросли требования к любому балетмейстеру. Как исполнитель всегда интересуюсь хореографическими находками. В балете на первом месте всегда был и есть танец, тело танцовщика должно уметь «говорить», поражать зрителя рисунком танца. Неспроста многие балеты Бежара идут без декораций, на черном фоне: ничто не должно мешать восприятию танца. В его произведениях особое место отведено движению и свету...

- Чувствуете ли вы себя комфортно в роли балетмейстера? Планируете ли новые постановки?

- Увы, в себе как в балетмейстере я несколько разочаровался... Сегодня я бы поставил этот балет совсем по-другому. Я устал, и, признаюсь, у меня пока нет желания продолжать эту деятельность. Для того чтобы создавать новое, нужно хорошо понять, что сегодня нужно, причем желательно ориентироваться не на всеядного потребителя, а на зрителя умного и требовательного, которого нелегко будет завоевать. Я пока этого в себе не ощутил до конца. Работая на Западе, обратил внимание на то, что часто меняются стили, все время обновляется репертуар. Только позже понял, почему так происходит: надо идти в ногу со временем.

- Как вы оцениваете уровень балетного театра на Западе?

- На рубеже тысячелетий балетный мир возвращается к вечной классике. Запад подустал от псевдоклассики, модерна, от нелепых и бесперспективных экспериментов. Многие соскучились по чистоте и красоте классических линий. В большинстве западных трупп классику беспощадно переделывают. От Петипа там, скажем, уже ничего не осталось. Это - страшно. Уверен, если мы будем бережно сохранять наследие и чисто делать «ассамбле в пятую», то искусство балета только выиграет от этого...

- Что, по-вашему, необходимо сделать, чтобы выйти из кризиса, в котором пребывает сейчас балет Национальной оперы?

- В первую очередь - обеспечить работой артистов. Они должны спокойно смотреть в завтрашний день. Кроме того, считаю, что следует непременно обновить репертуар. Танцовщик деградирует, если он топчется на одном месте, исполняя из года в год одно и то же. Новые постановки нужны театру, как воздух! Не надо бояться приглашать новых постановщиков. Или же пусть сам главный балетмейстер все время создает что-то новое, яркое, оригинальное. И чтобы обязательно был успех. Ведь обстановка успеха - живительная среда для актеров! Если попытка какой-либо постановки оканчивается неудачей, не надо больше к этому возвращаться. Конечно же, на протяжении всего сезона в театре должна идти классика. Очень важно для труппы ездить на гастроли, организовывать конкурсы, фестивали... Думаю, при таких условиях киевским артистам будет очень интересно работать в театре и никто из них ни за что не захочет уезжать. Короче говоря, нужно все время заботиться о труппе: думать о жилье и благосостоянии своих артистов, давать им по возможности полную свободу. Хотят, скажем, ехать на конкурс - пожалуйста! Хотят заключать временные контракты в западных театрах - на здоровье! Я понял: когда наши танцовщики поработают на Западе, они быстрее поймут, что для них лучше, а что хуже. Ведь далеко не всем там хорошо. И нет ничего лучше, когда классный специалист живет дома, имеет хорошую работу и в то же время может много гастролировать, видеть мир. Поверьте, большего нам, артистам, не надо. Для сравнения приведу такой пример: с тех пор как мы с Инной вернулись из-за рубежа и «осели» в Донецком театре, от нас не ушел ни один человек, напротив, труппа все время пополняется новыми артистами. Добавьте к этому еще и прекрасные репетиционные залы, уютные и хорошо оборудованные гримерные, отличную сцену. Наверное, неспроста к нам в Донецк любят приезжать гости, любят выступать на нашей сцене...

- Если бы вам предложили возглавить Национальную оперу Украины, вы бы согласились?

- Нет. Во-первых, я еще не все из задуманного довел до конца в Донецке. Но главное - у меня нет такого желания. Я очень люблю свой театр, люблю свой город. Нам дома уютно и хорошо работается. Придерживаюсь мысли, что от добра добра не ищут. Мы прекрасно можем сотрудничать с Национальной оперой, если только ей это нужно. Не так давно было то время, когда этот театр нас не принял… А кроме того, признаюсь, мы Киева немножко побаиваемся!

- ???

- В Киеве «съедают»... После окончания КГХУ, когда я только начинал свою карьеру танцовщика и мечтал поступить в труппу киевского театра, мне было сказано, что годен я в лучшем случае для партии шута из «Лебединого озера». И лишь после победы на международном конкурсе в Москве я всем доказал, что и танцовщики небольшого роста могут быть интересны. А роль шута мне так и не пришлось исполнить до сих пор... На улице меня, кстати, никто не узнает - все, кто видел меня на сцене, думают, что я очень высокий. В этом, между прочим, тоже присутствует мастерство! Я рад, что мне удалось сломать стереотип восприятия невысоких танцовщиков, убедив одних не комплексовать, а других - находить достоинства и прелесть в танце миниатюрных исполнителей.

- Изменилась ли жизнь Вадима Писарева после того, как он возглавил Донецкий театр оперы и балета?

- Очень сильно. У меня масса хозяйственных и административных проблем. Зачастую приходится заниматься не столько хореографией, сколько «выбивать» артистам квартиры, освобождать их от армии, «доставать» уголь, искать деньги на зарплату и успевать сделать еще тысячу разных дел. Но при всех трудностях в прошлом сезоне у нас состоялось шесть новых спектаклей, а в этом - уже четыре. Удивительное дело - денег нет, а спектакли все же ставятся! Находим спонсоров, появляются средства, и театр продолжает жить! Донецк сейчас пребывает в стадии необычайного творческого подъема. Премьеры следуют одна за другой, в филармонии - переполненные залы. Блестяще прошел фестиваль балета. Куда ни приди, везде аншлаги, люди стоят в проходах, всюду царят воодушевление и праздничная атмосфера. У нас часто гостят известные артисты: Наталия Гутман, Зураб Соткилава, Николай Петров, Михаил Банк… Поистине, Донбасс сейчас переживает хорошие времена! Поэтому никуда я из Донецка не уеду.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Текст содержит недопустимые символы
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Осталось символов: 2000
Отправить комментарий
Последний Первый Популярный Всего комментариев: 0
Показать больше комментариев
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот коментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК