Пять дней - с 17 по 21 октября с.г. - духовная жизнь Киева и Харькова находилась под мощным воздействием Дней культуры Баварии. Семь лет назад, тогда еще советская, Украина провела аналогичную акцию в самой южной из федеральных земель Германии. Нынче наша страна, уже пребывая в состоянии полной независимости, получила от Баварии ответный жест доброй воли. Масштабы акции, во главе которой стоит Баварская государственная канцелярия и Министерство просвещения, культов, науки и искусств Баварии, просто поражают. В двух самых больших городах Украины (которые, кстати, являются побратимами Мюнхена и Нюрнберга) прошли два вернисажа (современной живописи и графики А.Дюрера), семь концертов (симфонической, фольклорной и эстрадной музыки), гала-спектакль баварского штатсбалета, две литературные дискуссии и один семинар («Менеджмент в культуре»), наконец - смотр новых баварских фильмов. В самом конце этого культурного марафона я спросил одного из его организаторов, г-жу Барбару Глаунинг, каковы ее впечатления от встречи с Украиной. Она ответила: «Блестящая организационная поддержка, невероятное гостеприимство и неожиданный энтузиазм вашей публики - самые приятные сюрпризы. Такой большой кинозал, как в Доме кино, и полный аншлаг в нем - в Баварии и то и другое не встретишь. Нам повезло: мы увидели и прекрасную киевскую осень...» Автор этих строк как кинокритик интересовался, разумеется, прежде всего фильмами и такой в общем-то странноватой проблемой: а чем, собственно, баварское кино отличается от немецкого?
Что же мы увидели? Говоря вообще - профессионально добротное европейское кино, опирающееся на превосходную режиссерско-актерскую школу и никогда не забывающее развлекать зрителя. Три фильма из пяти я бы не колеблясь отнес к жанру комедии нравов. «Двое мужчин, две женщины - четыре проблемы» (реж. Вивиан Неве) - своеобразное любовно-комическое «road movie». Молодая женщина узнает, что муж ей изменяет. Чтобы застукать благоверного с любовницей на их сексуальных вакациях, обманутая Эва (Аглая Житковитц) мчит в Венецию. При этом она зачем-то берет с собой обоих своих очаровательных детишек и уж вовсе непонятно почему - мужа своей соперницы Ника, приковав этого вполне респектабельного господина наручниками к своему авто. Словно раб на галере, терзаемый неудобствами и унижениями, Ник (Гайно Ферх), постепенно привыкает к диктатуре чужой жены, даже излечивается от аллергий и фобий, а в конце концов влюбляется в свою похитительницу. Что-то вроде «Укрощения строптивой» наоборот: волевая женщина буквально на цепи втаскивает ни в чем не повинного мужчину в его собственное счастье. Нечто подобное происходит и в другом фильме с характерным названием «Мужчинам свойственно ошибаться» (реж. Шерри Хормен). Опять - внешне благополучная пара и двое прелестных детей. Снова муж, кобель бессовестный, ходит налево. Тут однако, наказаньице ему уготовано покруче: выясняется, что будучи дважды отцом, герой всегда был бесплоден. Основное действие фильма составляют смешные и унизительные попытки греховодника разузнать, кто же на самом деле подарил ему потомство. Выясняется... собственный брат, к которому некогда из высших соображений обратилась за донорскими услугами безмерно любящая супруга. Не нужно быть серийным пожирателем киносюжетов, чтобы распознать феминистскую подоплеку обеих историй. Ну и прекрасно. Главное - в зале не смолкал задорный дамский смех, а иронизировать по поводу феминизма - хамство.
Около миллиона зрителей собрал в Германии фильм режиссера Гельмута Дитля «Россини», или Убийственный вопрос «кто с кем спал». Действие разворачивается в одноименном итальянском ресторане, где день и ночь тусуется преуспевающая околокинематографическая элита баварской столицы.
«Россини» - тоже комедия нравов, но с горьковатым привкусом социальной сатиры. Мы видим в ресторанной суете литератора, автора романа «Лорелея»; продюсера, выбивающего контракт на экранизацию «Лорелеи»; банкиров, раздумывающих над таким капиталовложением; режиссера, уже начавшего отбор претенденток на роль Лорелеи - естественно, через постель... А еще: хирурга-косметолога, мастера рукотворной актерской красы; сексопатолога, творца несгибаемой мужественности стареющих бонвиванов; старлеток-лесбиянок, ищущих звездного счастья; некоего мизантропа, которому все это общество так осточертело, что он приходит сюда, чтобы ужинать в отдельной комнате. А в центре этого тщеславного и похотливого роя - владелец ресторана, который все еще хочет, но его уже не хотят. (Эту роль импозантного и жалкого «капитана» тусовки блистательно сыграл Марио Адорф.) «Кончилось время больших страстей. Остались частные порывы к наслаждению», - говорит здесь кто-то. Но и без того ясно, что образ мифической девы Лорелеи не по зубам собравшейся труппе исполнителей. «Россини» был признан лучшим баварским и немецким фильмом в 1996-97 гг.
Не менее внушителен успех другой замечательной ленты - «По ту сторону тишины» (реж. Каролина Линк). Эта работа постановщицы-дебютантки пробилась даже в номинанты на «Оскара». Среда действия совершенно иная: мы видим сельскую Баварию, несуетную, вдумчивую, переживающую свои драмы серьезно и не напоказ. Фильм рассказывает о судьбе девушки, родившейся в семье глухонемых и обретающей мир через музыку. Другая музыка и другая эпоха, но схожая идея о спасительности звуковых гармоний лежит в основе сюжета «Comedian harmonists» («Космические гармонисты»). Так в конце 20-х начале 30-х годов назывался немецкий вокальный ансамбль, получивший всемирную известность. История творческой карьеры шестерых талантливых артистов полна юмора, лирики и отличного вокала. Между тем с приходом к власти фашистов обнаружилось, что ровно половина ансамбля - евреи, которым не место на сценах Третьего рейха. В фильме весьма точно акцентированы черты всякого нацизма, питающие его агрессивность: жлобская зависть к чужому таланту и стремление получить преимущества помимо личных достоинств - за происхождение.
Итак, в чем же она, «баварщина»? Конечно же, рискованно судить об этом всего лишь по пяти работам, к тому же не представляя себе меру их характерности и принципов отбора. Но если все же рискнуть, то я бы сказал, что баварское кино менее рационалистично и даже концептуально, чем кино «привычно» немецкое. Скажем, картины А.Клюге или Ф.Шлендорфа в представленной обойме смотрелись бы как инородные включения. В баварских фильмах (буквально всех) оказалось вдоволь юмора и остроумных реприз, музыки и песен, вообще - отсылов к искусствам и радостям жизни. Может быть, украинскую публику гости хотели как-то особенно подзарядить оптимизмом, но скорее всего это - их собственное органичное свойство. Вероятно, оттого собирательный образ кинематографического баварца показался мне заслуживающим таких эпитетов: артистичный, чувственный, жизнелюбивый, темпераментный и... легкомысленный. В общем - немецкий одессит.