В ОЖИДАНИИ «ВАВИЛОНСКОЙ ВЕТРОТЕКИ»

Поделиться
«Киевский» образ жизни, подразумевающий состояние перманентной релаксации, имеет свои преимущества...

«Киевский» образ жизни, подразумевающий состояние перманентной релаксации, имеет свои преимущества. Энергичное развитие традиций ленивого времяпрепровождения, например. Зарождаясь в золотую мифологическую пору, они вырастают не просто в ритуалы, но в искусство, со временем обретая солидный проектный статус. Так официальные интонации художественной жизни города слегка разбавил фестиваль весеннего ветра, дуновением свободы с горы Поскотины, что на Копыревом конце, повеявший в «Совиарте» (13.04—31.04) Завоевание галерейной территории, надо полагать, ознаменовало некий итог развития идеи — о чем и поговорим.

В будни ли, в праздники ли, как только травка начинает зеленеть, а солнышко блестеть, холмы Копырева конца, возвышающиеся над Подолом, наводняются народом, радующимся жизни и вину. Преобладание артистической публики в местах ритуальных возлияний объясняется близостью Академии искусств, с наступлением райских весенних дней в ее стенах мало кому удавалось усидеть. Пора студенчества проходит, а условный рефлекс —потребность встретить весну с распростертыми объятиями остается, давно уж бывшие студенты, приобретшие реноме и широкую известность в узких кругах, все так же чувствительны к магнетическому влиянию «сакральных» мест.

Я коснулась предыстории, общего фона событий, а история начиналась пять лет тому назад с «0,7 юбилея Дзен». Что означает сия загадочная дробь, рассказывает художник Андрей Блудов, вместе с Виталием Сердюковым стоящий у самых истоков праздничной традиции:

«Это сугубо киевское прочтение дзен-буддизма. Когда у Виталика спросили, откуда возникла такая цифра, вместо ответа Сердюков вытащил бутылку вина. Вопрошающий сразу просветлел. Ноги фестиваля растут из этой емкости в 0,7 литра».

Истина не только в вине, но и в игре, утверждают «ветреные» homo ludens, верные последователи Хейзинги. Программу первого фестиваля составили невинные игры с ветром — запускание воздушных змеев, сооружение молитвенных конструкций, далеких родичей тибетских барабанов. Желания-молитвы присутствующих, написанные на ленточках, отдавались во власть ветра, читающего их и нашептывающего Богу в уши. Глубинный смысл этих нескучных занятий автор концепции видит в следующем.

А.Блудов: «Живое ощущение рождается от соприкосновения двух начал, статики и динамики, плоти архаических холмов, хранящих многовековую историю и духа — потока ветра, того, что приносит, и того, что уносит. Это и есть аллегория жизни, ее движения. Праздник весеннего ветра — это вращение, колыхание, трепетание элементов объектов на ветру, и общение художников, подставляющих свои бледные лица солнцу».

За первой попыткой общения с ветром и на ветру последовали три года накопления опыта в сооружении мобилей, инсталляций, постановки перформансов и в разработке инквизиторской теории пугаловедения (тактика и стратегия отношений с пугалами, всегда заканчивающихся ритуальным сожжением последних). Пятое, юбилейное, фестивальное действо, намеченное на 20 мая сего года, затмит все предыдущие своим великолепием. В нескромных фантазиях устроителей присутствуют гимнасты, прыгающие на батуте, юные техники, демонстрирующие авиамодели, военный оркестр, исполняющий «Все выше и выше …» и по старинке инсталляции художника. Естественно, праздник такого размаха не смог обойтись без генеральной репетиции, устроенной загодя в «Совиарте». Анонсируя будущие удовольствия, куратор А.Блудов и участники проекта — А.Малых, В.Сердюков, В.Денбновецкая, Н.Яковчук, О.Белоус, К.Корнейчук, О.Колбанов, А.Поправка, не забывают сентиментально припомнить прошедшие этапы, сохраненную фото и видеохроникой душевную атмосферу инфантильных игр на свежем воздухе. Просматривая кадры хроники, задаешься вопросом — стоит ли пытаться означить эти «ветреные забавы» искусствоведческим ярлыком, чем-то вроде «винд- арта» или «ленд-арта»? Скорее нет, дурачась, обряжаясь в идиотские костюмы, художники ускользают от узнавания. Проще смотреть на их общение с ветром не как на «арт» (хотя в нем довольно много «арта»), а как на непосредственное выражение жизнеощущения, нон-стоп импровизацию, отдушину установки — делаю что хочу и как хочу. Конечно, они не одиноки во вселенной, и тем более не оригинальны в ней. Все элементы локального искусства ветра, столь же древние, как и сама культура, неоднократно всплывали где-то и когда-то. Настоящие же буддисты киевского разлива обозревают свое детище в ракурсе здесь и сейчас.

А.Блудов: «Главное заключается в том, что праздник ветра возвращает тебе счастливое детское переживание мира, состояние безоглядности и безалаберности. Возможно, это какая-то подсознательная реакция на избыточный прагматизм нашего времени».

Фестивали отсчитывают символические этапы диалога человека с воздушным пространством — от расписных змеев до аматорских авиамоделей, красивых и нефункциональных. В «Совиарте» над бережно срезанным куском подлинного дерна с киевских холмов (потом возвращенным на место) парил аэроплан А.Малых, А.Блудова, О.Колбанова — самая хрупкая и бесполезная конструкция из всех некогда сотворенных. Опасная мечта Икара о полете к солнцу волновала многих великих, вспомним опыты Леонардо да Винчи. На заре авиации к ней приобщились Беклин, де Кирико, Эрнст, — рассказывает А.Блудов, повидавший выставку в Цюрихе. С вполне обычным для Киева хронологическим опозданием ее передуло весенним ветром к нам. Рискнем спрогнозировать, 20 мая желающих повторить подвиг Икара будет много, отвязным авиафантазированием займутся все, кому летать охота, люди, и даже предметы — подражая крылатому стульчику из инсталляции В.Сердюкова.

Итак, приглашаем желающих оценить «Вавилонскую ветротеку» — явление почвенническое, укорененное в местных семи холмах и менталитете, несмотря на столь интернациональное название, намекающее на смешение языков. Любимое нами за несерьезную серьезность игры и случайную необязательность своего существования, несмотря на то, что сейчас оно взрослеет, задумывается над тем, как поладить с истеблишментом, обрасти спонсорами и сочувствующими, то бишь «структурировать импровизацию» — да не умалится от этого питающий его дух свободы.

Сильное ощущение из области нереального — пережить за полчаса просмотра полувековой промежуток времени — подарила нам выставка послевоенной немецкой фотографии в Доме художника «Фото в моде — мода в фото» (14.04.—02.05.). Проект Ф.Гундлаха, созданный при поддержке Института зарубежных связей, экспонирующийся под эгидой Института Гете является попыткой удовлетворить потребность в систематизации немецкой фотографии моды, уяснения ее своеобразия как культурного феномена. В эпоху интернационализации моды, начавшуюся с 1960-х, проведение национальных разграничений условно, гипотетично, но похоже, чутью г-на Гундлаха, отобравшего работы тридцати восьми фотохудожников, можно доверять. Особенно интересны в его экспозиционной версии непредсказуемые, многоликие, всеядные 1990-е. Они начисто лишены благородной чистоты стиля, но преломляют, интерпретируют, как губка вбирают в себя все, что было раньше — эстетство 50- х, раскрепощенность 60-х, романтику 70-х, юмор, сложные постановочные и технологические трюки 80- х.

Под благосколонным оком Института Гете расцветало и искусство местных модельеров — 25 апреля в Доме художников дефилировали модели в нарядах «а-ля брют» от Ильи Чичкана и Кати Ревенко. Особых откровений — ни высоких, ни низких — незамечено. Впрочем, нейтральный показ завершился неожиданно весело, сметанными на скорую руку платьицами из холстинки. Тут же, в зале их расписывали аэрозолями. Грубые растопыренные пятерни или нежные розочки на наиболее выразительных частях тел манекенщиц были хороши и свежи.

25 апреля галерея «Грифон» украсилась персональной выставкой Леоноры Якимащенко. Хрупкая Нора пишет твердой «мужской» рукой. Ее грубоватые олимпийцы (представлен цикл по мотивам греческой мифологии) достойны быть воспетыми Гомером. Пылающие винно-красными, пурпурными, кровавыми тонами полотна свидетельствуют о незаурядном живописном темпераменте. Но сторонний наблюдатель в этом итоге ученичества аспирантки Академии искусств замечает подспудную коварную тенденцию живописного нарциссизма, замкнутости в кругу красивого салонного приема. Пожелаем Норе не останавливаться на достигнутом совершенстве…

На этом замечании поставим точку, иначе моя попытка выбиться из привычной «критической» колеи на просторы весеннего ветра с треском провалится. А читателям, уже пребывающим в приятном ожидании «Вавилонской ветротеки», советуем хорошенько помечтать обо всех ее соблазнах — от упражнений в воздухоплавании, до дзен-буддизма по-киевски.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме