В ДЖАЗЕ ТОЛЬКО… СОЛЬНИКИ!

30 августа, 2002, 00:00 Распечатать Выпуск № 33, 30 августа-6 сентября 2002г.
Отправить
Отправить

«Джаз родился в Одессе!» — так заявлял в свое время Леонид Утесов. И был в известной степени прав, невзирая на аналогичные поползновения Чикаго и Нового Орлеана...

«Джаз родился в Одессе!» — так заявлял в свое время Леонид Утесов. И был в известной степени прав, невзирая на аналогичные поползновения Чикаго и Нового Орлеана. Однако в последнее время пальму первенства стали перехватывать другие города страны, и прежде всего Винница. Именно последняя, по словам известного джазового критика Алексея Когана, «становится джазовой столицей Украины».

Вот и сейчас, после традиционных летних каникул в республике джаза, именно винницкий фестиваль в начале сентября откроет новый сезон. Как он делает это уже седьмой год подряд,привлекая именитых исполнителей со всего мира, что и дает основания истинным любителям джаза называть город над Бугом столицей отечественного джаза, а сам фестиваль — самым старшим в независимой Украине.

От первых — только впервые

Вообще-то в апреле 1996 года всё начиналось обычно и традиционно — сборными концертами. Однако ввиду проявленного интереса процесс пошел. Правда, продолжать его под государственной крышей было нелегко, пока в 2000 году не родился Благотворительный фонд содействия развитию талантов Подолья.

— Тогда-то одной из наших просветительских обязанностей и стало обеспечение доступности таких мероприятий для всех почитателей джаза, — объяснил вице-президент фонда, режиссёр-постановщик и координатор проекта Павел Третьяков. — В том же 2000 году фестиваль впервые стал бесплатным благодаря появлению первого серьёзного мецената в лице НВИП «Струм». Это позволило сразу поднять планку фестиваля, наверное, раза в три. На нем появилась масса достойных звёзд, которых раньше мы просто не имели возможности пригласить: Алекс Ростоцкий, Ольга Пирагс, Президентский оркестр Вооруженных сил Украины...

Зато теперь условия определяет уже сам фестиваль, который принципиально отличается от проводимых в других городах.

— Форма фестивалей всегда предполагает сборные концерты, когда собравшиеся музыканты на глазах у публики «рождают» какую-либо импровиз-композицию, которая больше не повторится, — продолжил Павел Третьяков. — Публика поначалу от этого в восторге. А дальше? И мы решили пойти путем углубления в профессиональную сферу. Да, сыграть сольную концертную программу достаточно трудно — это высший пилотаж. Но именно так мы построили еще прошлогодний фестиваль.

И надо отметить, что вывод джаза на большую сцену, отличную от комфортных салонов для жующей публики, оправдал себя. Потому что только на большой сцене и перед широкой публикой музыканты считают достойным представлять эксклюзивные и премьерные программы. Тем более в условиях редкой для джазменов востребованности, когда есть и нормальные гонорары, и бытовые условия — от рыбалки на загородной базе до большого тенниса.

Ввиду особых требований Винницкий джаз-фест ощутимо повысил свой профессиональный уровень, хотя одновременно понес довольно болезненные потери. Как выяснилось, у нас, к сожалению, еще очень мало музыкантов, которые постоянно могут быть представлены в таком формате. Уже в этом году организаторам после переговоров пришлось отказать в участии многим звездам прошлых лет. В частности, Андрею Кондакову, а также киевской группе «Фест» и Юрию Шепете — если не родоначальнику винницкого джаза, то уж точно фундатору его современной школы и прародителю самого фестиваля. Сейчас он в ущерб серьезному джазу со своим оркестром живого музыкального сопровождения больше работает с Таисией Повалий.

Впрочем, спасибо Шепете уже за то, что в свое время благодаря его связям и репутации состоялся Первый джазовый фестиваль в Виннице. Ведь с тех пор, несмотря на все финансовые неурядицы в стране, он с завидным постоянством окунает любителей этой музыки в бурные потоки музыкальной импровизации талантов разных стран и народов.

И шаманский бубен «made in USA»

В этом году, несмотря на столь суровый отбор, на фестивале будут представлены музыканты из восьми стран. Потрясающий джазовый концерт ожидается, в частности, в исполнении трио Майка Эллиса (США), использующего в выступлениях уникальное горловое пение и настоящий шаманский бубен эскимосов. Мэтры польского джаза Бронислав Дужи и Йоргас Сколиас в наших краях были в последний раз еще в 70-х годах, когда их просто выдворили из Советского Союза. Было время, когда безапелляционно утверждали: сегодня ты играешь джаз, а завтра Родину продашь. Нынче дуэт польских классиков жанра намерен представить в Виннице столь неожиданный проект, как вокал под… тромбон.

Не нуждаются в особом представлении и российский проект «Второе приближение» с французским квартетом Эммануэля Гоувелло. Ну а «намбер ван» фестиваля наверняка станет легенда российского джаза Аркадий Шилклопер в составе российско-австрийского проекта с солистами Венского оркестра искусств, которые в этот приезд посетят, кроме Винницы, только Донецк и Москву.

И поверьте, все эти вкусности будут оценены должным образом. За все годы джазового движения в Виннице воспитался и духовно вырос свой зритель. И хотя тот факт, что искусство джаза не для массовой аудитории, присутствует повсеместно, однако особенную публику в Виннице, легко понимающую сложную музыку, отмечали многие выступавшие здесь музыканты. Наверное, настоящее искусство действительно включает цепную реакцию: у молодежи вырабатывается определённый вкус и она, имея перед глазами качественные образцы, начинает понимать, к чему ей надо стремиться.

Более того, уже сказались «мастер-классы ведущих музыкантов», проводимые во время предыдущих фестивалей для студентов, учащихся музыкальных школ и всех желающих. Судите сами: столь представительный Седьмой фестиваль «Международные дни джазовой музыки в Виннице-2002» откроется программой «Наши дети играют джаз...», в которой выступят ученики музыкальных школ города и диксиленд областной филармонии.

Таким образом кто-то, возможно, получит «путевку в жизнь», а какой-нибудь мальчишка в зале и сам воспылает любовью к банджо или саксофону. И хотя бы таким образом поспособствует нашему давнему стремлению «догнать и перегнать Америку».

Все мы немножко родом из джаза

Саксофонист Аркадий Кофман, который родился в Киеве, но живет и работает в Нью-Йорке, не без грусти признался в местной газете «Новое русское слово» от 12.07.2002: «…не секрет, что джаз — далеко не самый популярный музыкальный жанр в Америке. Это сложная музыка, чтобы ее понимать, чтобы ее прочувствовать, требуется известная подготовка и далеко не у всех она есть. Печальный факт — джаз не для массовой аудитории».

Да уж, конечно, не Бритни Спирс. И не только в Америке.

Есть, наверное, что-то особенно притягательное в этой музыке, не позволяющее уняться уже более чем полувековым дебатам: а что же, собственно, делает джаз джазом и отличает его от всех иных музык? Ведь до сих пор отсутствует даже не то что общепринятое, а хотя бы более-менее внятное определение джаза как музыкального направления. Все больше личные мнения. Вот и для меня (да простят подобное кощунство профессионалы) джаз — это нечто цинизма фокстрота и судорог чарльстона. Но именно в этом, по-моему, и заключается его прелесть.

Впрочем, как отметил неизменный ведущий винницких джаз-фестивалей Алексей Коган, «рассказывать о музыке — всё равно что танцевать об архитектуре». Джаз надо слушать. (Кстати, на фестивале в этом году известный киевский джазовый обозреватель будет вести концерты вместе со своим московским коллегой Михаилом Митропольским.) Что и делают чуждые внешне какому-либо эстетствованию винничане. Стильные студенты и рокерствующие подростки, старички в парадно-выходных костюмах и преуспевающие «новые винничане». Благодатнейшая публика, между прочем.

Ведь не в последнюю очередь благодаря ей в Виннице попытались открыть в этом году джаз-клуб, частыми гостями на сцене стали уже зарубежные исполнители, а на местном гостелевидении появилась еженедельная программа «Не лише про джаз».

Тем не менее столь дорогостоящий проект, как джаз-фестиваль, принципиально остается бесплатным для всех зрителей. В противном случае немногие даже из фанатов сумели бы позволить себе билет хоть на последний ряд — за 80 гривен. А так равны все. Вплоть до того, что на последнем фестивале мест не хватало даже меценатам (генеральный директор НВИП «Струм» Олег Бланар усадил свою дочь себе на колени). Наверное, действительно нужно быть несколько «не от джаза сего», чтобы поделиться радостью прикосновения к нему с тысячами других людей.

«Аль Капоне» заказывали?..

Еще одна отличительная особенность винницкого фестиваля — опека «буржуазной музыки» местными властями, чего не наблюдается больше нигде на территории бывшего Союза. В нынешнем году он состоится сразу под тройным патронатом — губернатора Виктора Коцемира, председателя облсовета Юрия Иванова и мэра города Александра Домбровского.

И если кто из них отметится в ресторане «Аль Капоне», где музыканты ближе к ночи будут проводить джейм-сейшены, или же решится последовать музыкальному примеру такого высокопоставленного джазмена, как саксофонист Билл Клинтон, — наши читатели узнают в обязательном порядке. Как-никак «Зеркало недели» стало информационным партнером фестиваля. Хотя, конечно, большие ожидания возлагаем на сюрпризы музыкальные. Так, например, в прошлом году первый джаз-пианист России Андрей Кондаков здесь впервые запел. И эта запись пока существует только в Виннице.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Текст содержит недопустимые символы
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Осталось символов: 2000
Отправить комментарий
Последний Первый Популярный Всего комментариев: 0
Показать больше комментариев
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот коментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК