Эта мысль абсолютно закономерно возникает, как только видишь вокальный ансамбль Beauty band. А уж когда слышишь его, в конце хочется добавить восклицательный знак, настолько здорово то, что они впятером и по одиночке вытворяют на сцене. И хотя за пять лет существования коллектива их название говорит о себе в большинстве случаев лишь тем, кто постоянно варится в самой гуще джазовых событий столицы, тем не менее их сценический день рождения на сцене Музыкальной академии прошел на ура.
Что будет, если четверо студенток и выпускниц дирижерско-хорового факультета пригласят к себе талантливейшую вокалистку и начнут петь мировые джазовые хиты в обработках известных украинских музыкантов и своих собственных? А если добавить, что в поле зрения «Оркестра красоток» попадает все, от украинского фолька до кубинских ритмов, азербайджанских напевов и крымскотатарских народных тем, то можно получить некое представление о том, чем занимаются девушки на сцене. Занимаются этим давно, от души и, что самое главное, по-настоящему профессионально. Потому как волны дилетантов, изо всех сил наводняющие сцены престижных залов, всячески стараются заставить слушателя поверить, что всяк имеющий рот — да запоет, и за это нужно платить деньги.
«Бьюти бэнд» за свой юбилейный вечер вряд ли собрал большие деньги, но отнюдь не потому, что их потенциал равен суммам в гривневом эквиваленте. С их разносторонним репертуаром и искренним обаянием смело можно было выйти на Крещатик, где как раз проходили воскресные гулянья, и попеть для туристов, которые обычно не скупятся. Но, как это часто бывает с людьми творческими и талантливыми, «Бьюти бэнд» до сих пор занимается практически благотворительностью, но зато с огромной отдачей. Двухчасовой концерт почти что без пауз умело направлял Алексей Коган, который своим авторитетом явно придавал вес мероприятию, но и программа, с которой девушки вышли на сцену, действительно поражала. Три условных блока состояли из мелодичных негритянских спиричуэлов, потрясающих обработок украинских народных, русских, татарских песен, а потом солистка Сусана Джамаладинова просто-таки зажгла зал пылкими кубинскими мотивами.
Сусана Джамаладинова — это имя стоит запомнить хотя бы для того, чтобы потом авторитетно поддакивать, мол, всегда знали, что это звезда. Студентка старшего курса Музакадемии виртуозно поет в диапазоне Чезарии Эворы, в настроении Нино Катамадзе, а также… партию Керубино в Оперной студии. Возможности ее голоса в связке с темпераментом мне представляются неограниченными. Солирует ли она в композиции Чика Кориа, импровизирует ли на азербайджанские темы, изображает ли голосом духовые — она абсолютно уникальна во всем, что делает, и органична во всем, что поет.
Пять лет назад коллектив организовала Оксана Рябоконь, и по сей день она является стержнем и орбитой бэнда одновременно. Состав пятерки несколько раз менялся, но неизменнно оставался таким же чистым в звуковом отношении, слаженным и оригинальным, даже самобытным. Хотя так и хочется назвать их женским аналогом Mansound, они — иные. И их возможности, на мой взгляд, даже дадут джазовым мужчинам форы, потому как они постоянно импровизируют как с формой, так и с содержанием, а также экспериментируют со своими вокальными способностями.
У каждой на сцене — свое амплуа и своя роль. Они действительно оркестр, особенно это заметно, когда представляют инструментальное направление своих исканий. Это значит, что голоса исполняют роль инструментов. Легко сказать, крайне непросто сделать и потрясающее откровение — слушать. Тромбон, саксофон — нет, лишь женский голос, который в союзе с заводными губными ритмовками буквально подбрасывает из кресла, заставляя притопывать в такт. Удивительное исполнение хрестоматийного Take five — лишь маленький реверанс публике, «мы и такое тоже можем», а уж номер под названием «Туту» — просто маленький шедевр.
Странно то, что таких талантливых исполнительниц чаще всего встретить можно на клубных концертах. Своих сольников у них было — по пальцам пересчитать, и даже консерваторская сцена Большого зала для них стала доступной только лишь к пятилетнему юбилею. Хотя этот коллектив в нынешнюю эпоху пробуждения интереса к фольклорным направлениям, что называется, попадает в яблочко, существуют они на общем энтузиазме и вдохновении. И, наверное, это в чем-то очень правильно, хотя и несколько грустно. Потому что именно так выглядит настоящее искусство — когда своими силами и талантом, а не красноречием импресарио и авторитетом продюсера.
Яркие, подлинные, девушки меняют костюмы под каждый блок программы, но не стараются унифицироваться — лишь подчеркивая свою непохожесть, универсальность сшитыми, например, из одного материала, но абсолютно разных фасонов платьями, юбками, блузами. Они органично смотрятся вместе, идеально дополняют друг друга в исполнении и прекрасно ладят между собой. А еще — не имеют аналогов не то что в Украине — как заметил признанный знаток джазового искусства Алексей Коган, во всем СНГ такого коллектива не сыскать.
Это я к тому, что, пожалуй, стоило бы наконец оценить то, что имеем. Сегодня, здесь и сейчас.