В то время как харьковский мэр Геннадий Кернес грозится переломать руки и ноги любому, кто тронет монумент Ленину, в его родном городе прямо на глазах уничтожаются знаковые для Слобожанской столицы историко-архитектурные памятники.
Намедни харьковчане вышли на акцию протеста против сноса двух исторических особняков в центре города. Публикации в СМИ о том, что местные власти умышленно доводят до аварийного состояния старинные постройки, вызвали бурю негодования общественности.
На сегодняшний день в Харькове сохранился лишь один дом, где останавливался и за самоваром в кругу друзей напевал Федор Шаляпин. Здесь же пел Александр Вертинский. До революции здесь собиралась прогрессивная харьковская интеллигенция. Проходили творческие вечера, концерты.
Небольшое здание на улице Чубаря, 7/9 горожанам в основном известно благодаря тому, что в нем бывал великий русский бас. В 2004 г. на доме наконец установили мемориальную табличку в память о слобожанском следе Шаляпина.
Но для историков-краеведов особняк примечателен еще и тем, что здесь жил выдающийся врач-отоларинголог Степан Гаврилович Сурукчи. Именно он, когда ни российские, ни западные медицинские светила уже ничем не могли помочь, сумел восстановить голос Федора Ивановича, за что тот был всю жизнь ему признателен. Впоследствии Шаляпин и Сурукчи стали друзьями, а когда прославленный певец приезжал в Харьков, то каждый раз навещал доктора-меломана.
Впрочем, вклад самого профессора Сурукчи в историю Слобожанской столицы неоценим. На его счету тысячи спасенных жизней. Он поднимал на ноги, казалось, безнадежно больных. Лечил воспаления мозговой оболочки, внутричерепные осложнения, извлекал инородные тела из верхних дыхательных путей... В Харькове читал коллегам бесплатные курсы лекций по новому тогда направлению медицины - отоларингологии, дважды в неделю вел благотворительный прием в клинике Красного Креста, открыл амбулаторный прием в детской терапевтической клинике, проводил уникальные операции. Некоторые больные жили у профессора дома, благо жилищные условия позволяли.
Просторный особняк доктор приобрел у потомственного почетного гражданина Н.Ващенко. После революции вынужден был отдать его государству. С той поры реконструкцией фасада никто не занимался: это же не памятник Ленину, на ремонт которого из городского бюджета в 2009 г. в Харькове было выделено 296 тыс. грн.
Кстати, это здание представляет не только историческую, но и архитектурную ценность. Сто лет назад здесь была красивая веранда, внутри - мраморная лестница. Ангел на крыше до сих пор поддерживает разбитую вазу (по одной из версий, сосуд изначально был задуман именно как расколотый).
Долгое время здесь размещалась бухгалтерия РОНО, а харьковская интеллигенция безуспешно пыталась создать в этом особняке Шаляпинский музей. Но в конечном итоге знаменитый дом Сурукчи оказался в аварийном состоянии. Недавно стало
известно, что его решено снести. Собственники, положившие глаз на здание в центре города, настолько недальновидны, что даже не понимают - ремонт исторического особняка с последующей перепродажей принес бы им солидную прибыль.
Харьковский мэр, обычно прекрасно осведомленный в вопросах городской собственности, отлично знает ситуацию с домом на Чубаря, 7/9, но по каким-то только ему известным причинам не вмешивается.
Аналогичная ситуация сложилась еще с одним знаковым для Харькова зданием на Мироносицкой, 11, известным краеведам как особняк историка Владислава Бузескула, а рядовым горожанам с 1965 г. - как Дворец новорожденных.
Пару лет назад регистрировать детей там прекратили, поскольку помещение кому-то сильно приглянулось. Сейчас его тоже специально доводят до аварийного состояния, чтобы пустить под снос. Имена выдающегося исследователя античности Бузескула, его друга математика Ляпунова, архитектора Величко, врача Гиршмана, боюсь, этим нуворишам ничего не скажут.
Думаю, мало кому даже из простых харьковчан известно, что домик на пересечении Сорокинского переулка (теперь ул. Гиршмана) с улицей Равенства и Братства (позже Дзержинской, а ныне, как и "в девичестве", Мироносицкой) долгое время называли домом Бузескула. Историки даже ходатайствовали о том, чтобы установить мемориальную доску в память об исследователе древнего мира, но довести до конца свое начинание не смогли.
Между тем Владислав Петрович Бузескул, написавший классические труды "Введение в историю Греции", "Перикл", "История афинской демократии", был еще и патриотом Харькова, одним из тех университетских профессоров, которые пытались честно сотрудничать с советской властью в подготовке научных кадров. Но последователи ленинских идей сначала отстранили от руководства университетом ректорат, затем в марте 1919 г. назначили управлять вузом комиссаров из студентов-коммунистов и, в конце концов, арестовали нескольких видных ученых, в том числе одного из учеников Бузескула - профессора Андрея Вязигина.
Позже чекисты вывезли цвет научной элиты Харькова в Россию и расстреляли. Бузескул оказался в группе профессоров, подписавших осенью 1919 г. "Воззвание русских ученых к Европе", в котором они всему миру рассказали о политике большевиков и репрессиях.
Естественно, санкции последовали незамедлительно. Бузескул был арестован, и лишь вмешательство Луначарского позволило снять с историка обвинение в причастности к так называемому Национальному центру. В мае 1920 г. ученого освободили, но и после реабилитации он не отказывался от своих слов, а под конец жизни верные ленинцы упрекали Бузескула в "формализме". Известно, что в его доме бывал математик А.Ляпунов - недавно ему поставили памятник у входа в Харьковский университет.
Вне сомнения, Бузескул был знаком и со своим знаменитым соседом, офтальмологом Леопольдом Гиршманом, причем вряд ли этому факту особо радовался, ибо в то время Харьков называли "глазной Меккой", а неутомимый врач, по воспоминаниям учеников, за всю свою жизнь принял около миллиона больных. Так что можно предположить, что пациенты толпились и у ворот особняка Бузескула, поскольку Гиршман лечил страждущих у себя на дому до поздней ночи.
Здание на Мироносицкой, 11 тоже является памятником архитектуры конца XIX в. Харьковский зодчий В.Величко построил особняк в стиле неоренессанс: несколько просторных залов внутри, изысканный двор с садом, беседкой и фонтаном. - все это еще недавно могли наблюдать граждане, регистрировавшие детей во Дворце новорожденных. Увы, дом Бузескула тоже ждет печальная участь превращения в развалину, после чего на его месте построят новые апартаменты...
В свете предстоящих выборов в столице киевлянам было бы не лишним узнать, чем может обернуться равнодушие власти к истории родного города. А ведь это всего два адреса, по которым имеется достоверная информация, что вышеназванные историко-архитектурные памятники в ближайшее время канут в Лету.
Как сообщили в Харьковском научно-методологическом центре охраны культурного наследия, подобных архитектурных жемчужин, находящихся на грани уничтожения, в "первой столице" очень много. Как их спасать, не знает никто. Похоже, кто-то на самом высоком уровне заинтересован в том, чтобы они прекратили свое существование.
Музыковеды бьют тревогу. Фактически разрушен особняк Ильи Слатина на Пушкинской, 55, где часто гостили Петр Чайковский, Сергей Танеев, Антон Рубинштейн и другие выдающиеся композиторы. Все документы собраны и переданы в прокуратуру, но реакции никакой. На грани исчезновения и дом на Сумской, 28, где предположительно родился и жил до 1900 года "украинский Рахманинов" Сергей Борткевич (композитор европейского уровня; в 1900 г. уехал в Австрию, и потому, к сожалению, мало известен в Украине). Список можно продолжать.
Конечно, при отсутствии в Харькове оппозиционных СМИ, трусости чиновников, призванных охранять культурное наследие, наплевательском отношении властей к мнению краеведов в частности и интеллигенции в целом, рассчитывать на широкий общественный резонанс в "первой столице" не приходится. Тем не менее, несмотря на скепсис, харьковчане уже начали защищать исторические памятники и собираются делать это дальше. Развернута кампания в СМИ, идет сбор подписей, у стен гибнущих зданий предполагается провести концерт. Уповать на международные сообщества, здравый смысл или реакцию столичных бонз вряд ли имеет смысл, но звонить во все колокола все-таки нужно, чтобы не было стыдно перед потомками за утраченную историю.
Фото Михаила ПАВЛЕНКО