или Страсти по цыплятам Табакова
Все смешалось в доме Облонских, узнавших, что к ним едет ревизор. Нет, это не цитата из Хармса, по своему обыкновению перемешавшего Гоголя с графом Толстым, это - примета нашей посткультурной реальности. Посткультурной в буквальном понимании этого слова, поскольку нынешний строгий пост чреват для культуры непредсказуемыми последствиями. «Любите ли вы театр так, как я?» - томно спрашивала Доронина в «Старшей сестре» задолго до истерического, а может быть, и исторического раздела МХАТа по интересам. Теперь Ефремов любит его по-чеховски, а Доронина - по-горьковски. Но я, собственно, не о них, а о примкнувшем к чеховскому МХАТу Табакове. Еще в 57-м году Олег Павлович, красивый, двадцатидвухлетний, закончил школу-студию Художественного театра. Вместе с другим знаменитым Олегом он придумал «Современник», в котором оставался и после ухода Ефремова вплоть до 83-го года. Благодаря ныне скрываемому членству в компартии Табакову было позволено в середине всенародно оплеванных семидесятых создать свой собственный театр-студию. Спектакль «Маугли» по Киплингу был одним их первых представлений табаковцев и пользовался несанкционированной популярностью у московских и заезжих театралов. И дело было совсем не в Киплинге, а в страсти к Эзопову языку, благодаря которому дикий мальчик из джунглей воспринимался как мученик тоталитарного режима. Прошли годы, и опять повторилась знакомая до зубной боли история: «Весь мир насилья мы разрушим до основанья, а затем...» Вот что затем - до сих пор никому не ясно. Зато в Московском театре под управлением Олега Табакова сейчас играют 12 спектаклей. И «ныне сбирается вещий Олег отмстить неразумным хазарам» не только Киплингом, но и Гоголем, Достоевским и Чеховым, не говоря уже о ехидно-романтическом современнике Василии Аксенове. Мог ли себе представить погибший в Париже Александр Галич, что через десяток лет после его смерти будут на недальновидной родине распевать свободно его крамольные песни? Думаю, что не мог. Но, пожалуй, он удивился бы еще больше, узнав, что по его пьесе «Матросская тишина» Олег Табаков поставил спектакль и триумфально провез его через Соединенные Штаты, Израиль и Японию.
Но особенно мне хочется привлечь внимание читателей к двум табаковцам, о которых Алла свет Борисовна сказала бы в дофилевские времена: «Две звезды, две ярких повести!» И была бы, как никогда, права. Ведь Владимир Машков и Евгений Миронов, знакомые нам по дуэту в «Лимите», по «Подмосковным вечерам», «Американской дочери», «Мусульманину», и по «Утомленным солнцем», получали призы за лучшие мужские роли в 94-м и 95-м годах на фестивале «Молодые звезды Европы» в Женеве. Сегодня Евгений Миронов, лауреат «Ники-95», играет главную роль в «Орестее», знаменитой постановке Петера Штайна и Ивана Карамазова в инсценировке Достоевского, а Владимир Машков за режиссуру спектакля «Смертельный номер» получил «Хрустальную Турандот». Табаковская труппа успела побывать на театральных фестивалях во Франции, Германии, Канаде и Австрии. Только сейчас театр вернулся в Москву с престижнейшего форума в Зальцбурге. Разумеется, был успех, поскольку премьерный спектакль «Страсти по Бумбарашу» поставил Владимир Машков, а главную роль сыграл Евгений Миронов.
А как же мэтр, спросите вы, незабвенный Олег Павлович? А совершенно нормально. В его интерпретации даже пьесу Максима Горького зубастая московская критика признала одним из лучших театральных воплощений классики. За игру в спектакле «Последние» Ольга Яковлева и Олег Табаков получили по «Золотой маске», еще одной национальной театральной премии.
И вдруг я себе вполне реально представила, как у киевских любителей полнокровного театра потекли голодные слюнки после всего выше перечисленного. Спешу вас успокоить: хоть к нам едет и не «Ревизор» с Евгением Мироновым в фильме Газарова, но настоящим «Ужином» на сцене театра им. Франко накормят всех страждущих. И это символично, что именно спектакль «Ужин» привозит в Киев Театр Табакова во времена культурного поста. Так что 4, 5 и 6 октября наши истинные театралы смогут разговеться по полной программе. Все-таки не перевелись еще меценаты на Древней Руси: такой обильный «Ужин» перевезти из Москвы в Киев смогут совместными усилиями только фирмы AMIT, ЯНА, ORIFLAME и TRAKS.
Пьеса французского драматурга Брисвиля была поставлена в 94-м году на сцене чеховского МХАТа режиссером Андреем Смирновым. Действие спектакля происходит 6 июля 1815 года во дворце Талейрана в Париже. Два наполеоновских министра, Талейран и Фуше, за ужином, достойным отдельного описания, решают судьбы Франции. Фуше играет Армен Джигарханян, а Талейрана - Олег Табаков. Это спектакль о безнравственности и продажности власть имущих всех времен и народов. Режиссер-постановщик «Ужина» Андрей Смирнов так говорит о персонажах Жана-Клода Брисвиля, оставивших свой мутный отпечаток в истории Европы: «Талейран? Ну как же, отец лжи, епископ-расстрига, игрок, бабник, взяточник, продал церковь революции, Директорию - Бонапарту, Бонапарта - Бурбонам, человек, не продавший родную мать только потому, что не нашлось покупателя. Фуше? Дело известное, гений предательства, цареубийца, террорист, вечный перебежчик, от жирондистов - к монтаньярам, от Робеспьера - к термидорианцам, от Директории - к Первому консулу и так далее, создатель тайной полиции, наводнившей империю платными стукачами, первой из коих была императрица собственной персоной».
Вы почувствовали, как повеяло нашим недавним прошлым? Впрочем, и настоящее, которое поменяло прическу и цвет, отросшие корни выдают... Фуше с Талейраном, ненавидевшие друг друга, ужинают в спектакле через две недели после битвы при Ватерлоо и второго отречения Наполеона. Они, разумеется, договорятся, и через три дня Талейран станет премьер-министром Людовика XVIII, а Фуше - министром полиции в том же правительстве. А опальный Наполеон на острове Святой Елены напишет через год: «Революция - это одно из самых больших несчастий, которым небо наказывает людей. Для поколения революционеров - это бич. Все благодеяния революции не в состоянии уравновесить беду, которая обрушивается на головы тех, кто ее затеял. Она обогащает бедных, которые все равно недовольны, разоряет богатых, которые никогда этого не забудут, она взбаламучивает все, всех делает несчастными, никого счастливым...»
Если вы хотите узнать не злободневную, а художественную правду о времени и о себе, приходите на спектакль «Ужин», на встречу с двумя ярчайшими московскими артистами - Арменом Джигарханяном и Олегом Табаковым. И это только начало! Потом с Театром Табакова приедет Владимир Машков, чтобы показать киевлянам свою постановку «Трехгрошовой оперы» по Брехту. Пути театра, конечно, неисповедимы, но пока что табаковцы едут на гастроли в нужном направлении. Я надеюсь, что нас ждет «Ужин», плавно переходящий в праздничную театральную трапезу на скатерти-самобранке. Только бы никто не сбивал ковры-самолеты...