Ураган «Катрина» принес в столицу джаз из нового орлеана

18 ноября, 2005, 00:00 Распечатать Выпуск № 45, 18 ноября-25 ноября 2005г.
Отправить
Отправить

Настоящий американский джаз в Киеве звучит все чаще, что не умаляет огромного интереса к нему, и Большой зал академии Чайковского набился полнехонек...

Настоящий американский джаз в Киеве звучит все чаще, что не умаляет огромного интереса к нему, и Большой зал академии Чайковского набился полнехонек. Участников концерта «Джазовое наследие Нового Орлеана» пригласило американское посольство в Украине.

Музыканты приехали к нам после выступлений в Румынии, Германии и Литве и в ходе пресс-конференции назвали свой тур «выражением благодарности пострадавших от урагана «Катрина» всем, поддержавшим в трудный час жителей побережья». А посол США в Украине господин Джон Хербст перед началом резонно оценил джаз как «лучший экспортный товар Нового Орлеана».

Киевлян порадовали Марлон и Стефани Джордан — сын-трубач и дочь-вокалистка известного саксофониста Эдварда «Кидда» Джордана. Им помогали пианист Джонатан Лефкоски, контрабасист Курт Зарвелл и барабанщик Джоффри Клепп — прекрасные солисты и тонкие ансамблисты. Марлон — хороший лидер, он разносторонне образован, играет не только джаз и на родине выступает как солист с Новоорлеанским симфоническим оркестром. Стефани работает в клубах Нью-Йорка и Нового Орлеана, участвует в благотворительных акциях и записях, много гастролирует. В качестве музыкального привета американцы привезли программу, составленную из известных стандартов и фрагментов нового пятого альбома Марлона Джордана You Don’t Know What Love Is.

Известно, что джаз родился в нью-орлеанском порту около ста лет назад. Его создали темнокожие потомки рабов, и был он музыкой бедняцких кварталов: грузчиков, матросов, безработных и их веселых подружек. Довольно долго снобы находили джаз «музыкой низов», но прошло время, и сегодня это серьезное искусство, которому учатся во многих музыкальных вузах по всему миру, ветвь музыкальной культуры, расцветшая многочисленными стилями, направлениями, исполнительскими и национальными школами.

Как правило, в Киев западные джазовые мастера привозили не только свои поиски и самую передовую музыку, но и собственный имидж, и большинство артистов выглядели очень демократично. Ньюорлеанцы же к журналистам и на сцену вышли элегантными и изысканными, в лучших традициях классического американского джаза. Их внешний облик полностью совпал с содержанием выступления: не было взято ни одной непродуманной ноты, не произнесено ни одного неуместного слова, не сделано ни одного нетактичного жеста. Все происходившее выглядело даже несколько академично (может быть, повлияла серьезность стен). Каждая нота, поворот головы, движение руки были просчитаны и точно попадали в цель. И это одновременно с полной свободой, непринужденностью звучания и сценического поведения, сильной энергетикой, мощным драйвом, с первых звуков заполнивших пространство зала от ямы до галерки. Сначала роскошно прозвучали инструментальные композиции, в том числе исполненные Марлоном известные стандарты Майлза Дейвиса и Чарли Паркера. Коллеги аккомпанировали тонко, стильно, особенно хорош был техничный, обладающий качественным пианистическим прикосновением Лефкоски. Сочетание выразительных средств традиционного джаза, мейнстрима, бибопа, немного фьюжна звучало органично, и стилистика менялась незаметно. Отработав до седьмого пота 50 минут, Марлон представил слушателям сестру. Вышла красивая, хрупкая, безукоризненно одетая и причесанная девушка. Очень просто, выразительно, в прекрасной подкупающей манере Стефани исполнила несколько баллад. Пела с большой внутренней силой и держалась с огромным достоинством. Все прозвучавшее в этот день отличалось интеллигентностью. Такую свободу, тонкость и точность дают исполнителям мастерство, приобретенное не только благодаря очевидной природной одаренности, но и высокому уровню профессионализма, культуры, годам напряженных занятий и поисков. Слушая новоорлеанцев, я вспомнила концертное исполнение американской оперы Семюэла Барбера «Ванесса» солистами и дирижером из Бостона и нашим Национальным симфоническим оркестром. Тогда, три года назад, продолжающая европейские традиции веризма эстетика Барбера и мастерство исполнителей стали подлинным открытием для киевских почитателей серьезной музыки. А теперь я думала, как органично звучит группа, в которой темнокожие носители той, первичной, воспринятой от предков джазовой культуры и белые партнеры достигают полного стилевого единства, задавала себе вопрос: как создается, на чем строится это музыкальное здание? Думаю, оно покоится на фундаменте подлинной американской культуры, пока мало у нас известной и такой разносторонней, опора которой в единстве разноплеменных традиций.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Текст содержит недопустимые символы
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Осталось символов: 2000
Отправить комментарий
Последний Первый Популярный Всего комментариев: 0
Показать больше комментариев
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот коментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК