Украинское кино в гостях у «Кино-Ялты»

Поделиться
Ну кто же откажется в разгар лета, когда уже и кондиционер не несет прохладу в раскаленный кабинет, принять участие в фестивале, который проходит в сердце Крыма, воспетой многими поэтами и кинематографистами Ялте?!..

Ну кто же откажется в разгар лета, когда уже и кондиционер не несет прохладу в раскаленный кабинет, принять участие в фестивале, который проходит в сердце Крыма, воспетой многими поэтами и кинематографистами Ялте?! Да еще и в составе государственной делегации. Тем более что фестиваль «Кино-Ялта» существует уже не первый год и у меня была возможность проследить его развитие, трансформацию и приоритеты.

Идеологическим толчком к созданию кинофорума в Ялте послужило не только желание подчеркнуть сохранность единого творческого пространства для кинематографистов, живущих теперь в разных странах, разделенных границами, но и утвердить нерушимость украинско-российского творческого содружества на базе Ялтинской киностудии, полностью отошедшей россиянам под названием ЗАО «Ялтинская киностудия». Кто платит, тот и заказывает музыку. В порыве государственного самоопределения украинский национальный кинематограф оказался на задворках интересов государственных мужей. Он тихо хирел в беспрестанных распрях творческих индивидуальностей, лишенный четкой концепции, финансовой поддержки и внятной законодательной базы. Соседи же, россияне, не забыв о мощных возможностях кино пиарить нужное идеологическое направление, реально оценили возможности будущих прибылей — как финансовых, так и политических, — вложили деньги и человеческие ресурсы в полуразвалившуюся крымскую киножемчужину, заставив ее блистать в ожерелье уже работающих на полную мощность других российских кинофабрик.

Содружество продюсеров: Николай Княжицкий (Украина), Сергей Сельянов (Россия), Валерий Пендраковский, генеральный директор Ялтинской киностудии (Россия)

«Кино-Ялта», начавшись как Неделя украинско-российского кино, где украинская часть программы откровенно хромала, превратилась в прошлом году в международный Ялтинский фестиваль продюсерского кино. Он не только ставит перед собой задачу продвижения кино к зрителю, но и дает возможность продюсерам обсудить насущные проблемы кинопроизводства, обменяться мнениями по поводу законодательной его поддержки, а то и запустить совместные проекты.

Вручение «Бегущей по волнам»

Два круглых стола нынешнего фестиваля были посвящены соответственно состоянию и тенденциям развития продюсирования аудиовизуальной продукции в России и авторским правам, точнее внесению изменений в Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах». Гильдия продюсеров России, основанная в сентябре 1996 года, а с 1997-го являющаяся членом ФИАПФ, в начале 2004-го приняла концептуально важное решение об изменении своего устава. Теперь членами гильдии могут быть не только физические, но и юридические лица, занимающиеся кинопроизводством российские киностудии и кинокомпании. Следовательно, у наших северных соседей существует организация, призванная защитить интересы и подтвержденные законом права продюсеров и производителей. В Украине в Программе развития национального кинематографа хоть и узаконено уже само слово «продюсер» и теоретически обозначены приоритеты продюсерского кинематографа, темы, которые всерьез обсуждаются россиянами, неактуальны ввиду крайне слабой пульсации национального кинопроцесса, отсутствия института продюсеров и равнодушия государственных мужей к законодательной базе, касающейся кино. В общем разговоре, правда, принимал участие перспективный украинский продюсер Николай Княжицкий, представивший на фестивале вне конкурса свой интернациональный проект «Кровные узы» (о нем «ЗН» писало в №11 за 2004 год), но проект Княжицкого не связан с государственными структурами, да и ориентирован больше не на украинского зрителя, а на мирового.

А когда известный продюсер Сергей Чильянц, (его последние проекты — «Бумер» Петра Буслова и «Настройщик» Киры Муратовой) довольно эмоционально отметил законодательную безысходность создания копродукции с Украиной, заместителю министра культуры и искусств нашей страны господину Тимофею Кохану ничего не оставалось делать, как подчеркнуть радость учебы у «старших» коллег-соседей. Последние на эту реплику отозвались бурными аплодисментами. Здесь у меня возникло полное ощущение ненужности нашего присутствия на этом делово-развлекательном празднике фестивальной жизни, участие в котором стоит нашей стране 200 тысяч гривен. Для справки: одному из самых рейтинговых в мире фестивалей анимационного кино «КРОК» с трудом выделили 150 тысяч, которые еще не выданы Казначейством, а МКФ «Молодость», участие в котором почитают за честь звезды первой величины мирового кинематографа, получает от державы 400 тысяч.

Конкурсные и внеконкурсные фильмы, о которых «ЗН» уже писало в предыдущем материале, посвященном фестивалю в Ялте, демонстрировались на нескольких площадках. Лучшей из них, на мой взгляд, была открытая площадка в центре города, где ежевечерне собирались отдыхающие, с чадами и домочадцами, с радостью внимая «Ералашу», мультфильмам, серьезную программу которых подготовили обе страны, и «взрослому» кино. Именно эта публика и стала основным жюри. В кинозале гостиницы «Ялта» по-прежнему нечем дышать, равно как и в кинотеатре «Сатурн», где проходили церемонии открытия и закрытия фестиваля.

Формулировки фестивальных призов тоже претерпели некоторые изменения. Гран-при прошлого года, присужденный картине «Бедный, бедный Павел», по словам генерального продюсера фестиваля «Кино-Ялта» Сергея Аршинова, так и не был востребован для осуществления совместного российско-украинского проекта. И в этом году «Бегущую по волнам» скульптора Александра Бурганова и техническую поддержку нового полнометражного фильма (покупка кинопленки на сумму 10 тысяч долларов) получила российская картина «72 метра» Владимира Хотиненко (продюсеры Анатолий Максимов и Константин Эрнст).

Специальные призы, обещавшие ранее государственную поддержку в прокате украинского кино в России и наоборот, заменены государственной же поддержкой театральных показов оных. Их получили украинец Олесь Янчук (он же продюсировал картину совместно с Орысей и Юрием Борец) за фильм, сделанный по книге Юрия Борца «В вихре борьбы» (киноверсия ее называется «Железная сотня»). К разговору о «Железной сотне» мы обязательно вернемся после ее официальной премьеры, т.к. плохо известная широкому зрителю тема борьбы УПА, в данном случае претендующая на художественное осмысление событий, сделана антихудожественно. Второй спецприз получил «Егерь» не самый сильный из российских фильмов, режиссерский дебют в полнометражном кино ученика Александра Митты — Александра Цацуева (продюсеры Михаил Чурбанов и Дмитрий Воробьев).

Кроме основных призов были отмечены фильмы «Водитель для Веры» (Россия — Украина), «Благословите женщину (Россия), «Кожа саламандры» (Россия) — за лучший актерский ансамбль и, конечно же, «Ералаш». Приз прокатчика получил Николай Княжицкий, а дипломом фестиваля наградили департамент по вопросам кинематографии Министерства культуры и искусств Украины за подготовку и участие в программе международного Ялтинского фестиваля молодежных дебютов «Любовь — это», «Открытая ночь» и нашей анимации.

Фестиваль закрыт. До будущего года. На следующих форумах хотелось бы видеть достойное украинское кино и его представителей, не потерявшихся на своей земле в расширенной географии будущей «Кино-Ялты» среди российского, белорусского и казахского кино. К сожалению, если мы будем продолжать непротекционистскую кинополитику, такая перспектива есть.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме