В немецком городе Магдебурге недавно состоялся II Международный фестиваль искусств под девизом «Границы», в котором принимали участие более 250 художников из 26 стран, в основном Европы и Азии. Искусство Украины, представленное здесь довольно широко, раскрылось своими гранями, соприкасающимися с мировыми и национальными тенденциями.
Три павильона общей площадью более десяти тысяч квадратных метров едва вместили все экспонаты грандиозной выставки, доставленные со всех концов земного шара. По мнению организатора фестиваля Галины Бригер, в таком мощном творческом соединении претерпевают изменения всевозможные «видимые и невидимые границы, границы между Востоком и Западом, границы между Азией и Европой, границы в пространстве и времени».
Вход в главный павильон на Миттагштрассе (в помещении пустующей фабрики) венчала пятиметровая стальная скульптура Б.Сютц из Австрии «Переход границы». Скользя взглядом по плавным сверкающим поверхностям композиции, испытываешь ощущение беспрепятственного движения, как спуск с детской горки вниз, и эта свобода звучит камертоном всей выставки. Естественно, как в фантасмагории сна, соседствуют на одной площади экзотические раскрашенные скульптуры известной мексиканской художницы и скульптора О.-Л.Хернандес и яркая гиперреалистическая флора в картинах киевской монументалистки Л.Пиши и болгарки Я.Захариевой. Утонченность восприятия, уводящая в сюрреалистическую непостижимость, роднит станковые произведения К.Агамяна из Армении, Т.Горановой из Болгарии, Л.Берната, В.Мельника, Е.Моргулян, М.Отковича из Украины, Е.Юманова из Казахстана и Т.Тсатсрала из Монголии. Поиск рафинированных, безупречных по цвету и композиции форм присущ выдающимся художникам разных стран, таким как Б.Бискупська из Польши, участвовавшая до этого в престижном Венецианском биеннале, Ю.Имаи, В.Мотоо и Э.Йоза из Японии, К.Бель, У.Мюллер-Рамкастен из Германии, Ж.Танну, Ж.-П.Дурбиано Б.Маде из Франции, наши соотечественники А.Блудов, А.Малых, Т.Сильваши, И.Гречаник и А.Валиев, известным не только у себя на родине, но и во многих странах мира.
Монументальность и камерность, увлечение тем или иным художественным материалом, тематическое многообразие, — все с калейдоскопической красотой представляло состояние современного искусства в разных странах и его связь с новой эпохой. Мне как художнику и участнику фестиваля было особенно интересно беседовать с авторами об истории создания их произведений, и я с удивлением находила точки соприкосновения там, где их, казалось, нет. Многих из нас волнуют одни и те же проблемы: человек и окружающая среда, угроза милитаризма, индивидуальность и тоталитаризм и многое другое. Однако находят они совершенно различное воплощение. Так, в представленном мною проекте «За гранью обыденного» — живопись Е.Голубь и А.Комисаренко, скульптура Г.Столбченко — небольшие, слегка ироничные повествования из жизни «маленького» человека в большом, порой враждебном мире (кстати, очень близкими по выражению оказались работы Ю.Дырина из Мордвы, некоторых российских и грузинских художников). У нас традиционные холст-масло по-своему служат для передачи новых мироощущений изменяющегося времени. Хотя, если бы формотворчество поощрялось какими-нибудь солидными организациями, в нашей стране оно тоже получило бы большее развитие. Так, например, перевозку многотонных инсталляций западных художников им обеспечивали посольства этих стран и другие государственные структуры, тогда как восточным авторам приходилось все взваливать на свои плечи. Хотя главное, безусловно, в том, что самое разнообразное искусство находило понимание и отклик в сердцах зрителей.
Активное увлечение западных художников освоением новых техник и материалов часто приводит к необходимости расшифровывать заложенные в них мысли и чувства. Так, большое двухметровое фото А.Саверт из Голландии, расчлененное на сотню маленьких фрагментов, наполняется подлинным состраданием к изображенным на нем темнокожим жителям обездоленной войной индонезийской деревни только лишь после взволнованного повествования автора о своем нелегком путешествии и работе над произведением. Нередко устно выраженный концепт бывает интереснее произведения, на нем построенного (в чем же тогда состоит искусство?), как, например, у немецких художников Х.Аккерманна, Д.Баера, М.Ландена и др.
Но есть, на мой взгляд, и более гармоничные произведения «contemporary art», без лишних слов вызывающие реакцию, адекватную заложенной в них. Очень выразительной была инсталляция Э.Й.Боса из Голландии «Комната». Банальная обстановка десятиметровой комнатушки в натуральную величину, состоящая из диванчика с торшером, столиком и двумя креслами, приобретала зловеще-символический смысл лишь благодаря цвету и материалу. Все в этой комнате, включая тапочки и подушечку на диване, сделано из холодной твердой стали и раскрашено, как камуфляжный военный костюм. Сразу испытываешь резкую враждебность милитаризма теплу нашего быта, самого существования.
Художники 26 стран, прибывшие на фестиваль искусств, мгновенно отреагировали, со всеми присущими им бурными эмоциями, на события в мире. Мы составили огромный красочный плакат протеста против войны и террора и присоединились к демонстрантам в Магдебурге, таким же, как и во всей охваченной трауром Германии и других демократических странах.
И все же фестиваль не прекратил свою работу — ведь искусство не должно умирать, пока есть жизнь на земле, еще растут цветы и поют птицы. Жизнеутверждающие произведения фестиваля звучали с особой актуальностью. Проект В.Денбновецкой «Птицы» (Украина) — светоносная стена видео в темной уютной комнате окружает зрителя атмосферой весны, пробуждения природы, когда хочется присоединиться к птичьим голосам и ощутить вечность жизни. Задуматься над сакраментальными вопросами бытия приглашают инсталляционные объекты и графика голландской художницы Й.Туберген и легкие акварели Э.Гессе, внучки знаменитого писателя-мыслителя.
Не переставая, работали на фестивале киевские художники В.Вештак и И.Вештак-Остроменская, на глазах у зрителей покрывая белый лист бумаги изумительной графической вязью. Супружеская пара Нагий из России создавала портреты интересных лиц фестиваля, удивляя слаженностью движений двух рук у одного мольберта. Немецким зрителям понравились светлые лирические композиции Э.Бельского и И.Ермолова из Украины, аппетитные натюрморты и уютные пейзажи художников разных стран. При всем разнообразии творческой манеры наибольший интерес вызывали все же произведения, имеющие ярко национальные черты: бурная мексиканская пластика, интеллектуальная гармоничность латвийских художников, российское богоискательство, изысканность мастеров Казахстана и Кыргызстана и др. Украинские национальные черты в своих работах (гобелен, батик, инкрустация) ярко выразили хранительницы народных традиций заслуженный деятель культуры Н.Саенко и Л.Майданец.
Мы же с особым интересом рассматривали произведения немецких художников как представителей земли, столь гостеприимно принявшей нас.
В их творчестве заметен большой интерес к скульптуре, которая вообще очень распространена по всему городу — на улицах и в парках. На выставке было также немало интересных, высокотехничных фото (Х.Бенеке, Ю.Блюме, А.Хешт, О.Моргенштерн). В живописи преобладают нефигуративные формы (Р.-П.Яспер, К.Юнг, В.Клаппер, Л.Кох, Г.Ратман-Бем), а также полуфигуративные композиции с явной экспрессией линии или цвета П.Швиль,Т.Шраге,С.Штернхагель, С.Ренер).
Что же касается организации фестиваля с изданием прекрасного каталога, то тут, к сожалению, невозможно перечислить и поблагодарить всех спонсоров, общественных и государственных деятелей Германии, которые сделали возможным его проведение на достаточно льготных для художников условиях.