Украинский театр: брак по конкурсу

06 июня, 2014, 18:20 Распечатать Выпуск № 20, 6 июня-13 июня 2014г.
Отправить
Отправить

Анонсы контрактов так же далеки от основательной реформы института театра, как яблони от Марса. Все это, скорее, реверансы. Можно даже сказать, косметика. Легкая косметика на морщинистое лицо отечественной сцены.

Украинский театр: брак по конкурсу

Минкульт осторожно анонсировал новую, но, в общем-то, резонансную, инициативу - внедрение контрактной системы в отечественных учреждениях культуры. (Дело было в Херсоне, на заседании театральных руководителей). Как известно, призрак контракта давно треплет нервы многим художникам. Зачастую контракт воспринимают как "анафему", как проклятие на всю дальнейшую творческую жизнь, обреченную только на страдания и безработицу. У страха глаза велики. Но что же делать: на разных параллелях и меридианах контрактная система давно реальность.

Начнем с того, что анонсы контрактов так же далеки от основательной реформы института театра, как яблони от Марса.

Все это, скорее, реверансы. Можно даже сказать, косметика. Легкая косметика на морщинистое лицо отечественной сцены. Есть, кстати, известный текст Амели Нотомб "Косметика врага"… Так вот, многим артистам загодя воспринимать эту "косметику" как вражеские происки реформаторов - преждевременно.

Изучив некоторые штрихи к будущему портрету контрактной системы, сообщу перепуганным: практически ничего не изменится. Что в лоб, что по лбу. Игра на уровне синонимов или острожных пируэтов, которые, видимо, призваны больше успокоить общественность, чем возбудить и так вечно возбужденных творцов.

Нынче в разных театрах (возьмем за основу именно этот образ учреждения культуры) действуют разные формы трудовых отношений. От пожизненного "заключения" в штате - до какого-нибудь краткосрочного соглашения. Масса артистов-сериальщиков вообще работают в театрах "на разовых" и прекрасно себя чувствуют.

Чтобы расшевелить застоявшееся "болото", Минкульт и предлагает свой проект - "О внесении изменений в некоторые законы Украины о переходе на контрактную основу труда в учреждениях культуры". Повторюсь, это только проект, который еще даже не попал в парламент.

Украинский театр: брак по конкурсу

Некоторые изменения предлагается внести в Закон "О театре", уже на основе изменений Закона "О культуре", поскольку он базовый для всей отрасли.

Так вот, в "Закон Украины о театрах и театральном деле" предлагается внести следующий штрих. Приготовьтесь к нескольким скучным цитатам... "Деятельность художественного и артистического персонала театров осуществляется на конкурсной основе, в порядке и согласно с перечнем, определенным центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование государственной политики в сферах культуры и искусств. ПО РЕЗУЛЬТАТАМ КОНКУРСА ЗАКЛЮЧАЕТСЯ ТРУДОВОЙ КОНТРАКТ в порядке, определенном Кабинетом министров Украины". (Конец цитаты).

Еще один штрих из косметического проекта закона. "С целью повышения эффективности деятельности театров, обеспечения качественной подготовки театральных постановок, рационального подбора кадров, КАЖДЫЕ ТРИ ГОДА проводится аттестация художественного персонала театра в соответствии с перспективными и текущими планами театра. Аттестации не подлежит художественный и артистический персонал театра, с которым заключен трудовой контракт на срок менее трех лет".

Есть и еще один закон - "О культуре". В него тоже предлагают внести деликатные штрихи. Например, в статье 21 есть триумфальный для некоторых наших артистов пункт. Внимание. "Руководители учреждений культуры назначаются на должность НА КОНКУРСНОЙ ОСНОВЕ ЧЕРЕЗ ЗАКЛЮЧЕНИЕ С НИМИ ТРУДОВОГО КОНТРАКТА".

Подчеркну, ранее подобного нюанса в Законе не существовало. Была строчка о трудовом договоре.

***

Юридическая и экономическая "технология" контрактной системы (в общем, разная казуистика) - не предмет рассмотрения этих публицистических заметок. Здесь хочу обратить внимание на другое. Если в будущем руководитель театра (или иного учреждения культуры) будет назначаться на должность на конкурсной основе, то кто возьмет на себя миссию определения результата возможного конкурса? Какие авторитетные силы смогут подвинуть маститого орденоносного руководителя, открыв дверь более резвому художнику, но без орденов?

То есть, пока (на уровне проекта) не определена ни процедура, ни методика "конкурса" для худруков-директоров.

(Правда, в Минкульте говорят, что над вопросом работают, есть даже некоторые наметки).

С внедрением всего лишь одной строчки о "конкурсе для начальников", возможно, в нашем искусстве и начнется новая эра… Возможно, нынешнее "пожизненное" руководство некоторыми учреждениями будет отменено или прервано? И, возможно, будут хотя бы фрагментарно аннулированы нынешние принципы назначений: а) по приказу ("сверху"), б) по принуждению (не хочешь - заставим), в) по завещанию, г) по любви, д) по коррупционной схеме (руководящие места в культуре покупаются тоже, причем задорого).

Контракт как некая "универсальная" форма трудовых соглашений для артистического социума еще не означает безболезненности самой этой формы. Особенно с учетом местных климатических условий.

В будущем (если контракты будут поголовно внедрены) судьба художника (артиста, вокалиста, музыканта) будет целиком и полностью в руках директора-худрука - на уровне "а не нравишься ты мне!". Эта судьба и так постоянно в цепких руках, но с контрактом риск "оцепенения" возрастает. Естественно, невозможно представить, что таких украинских актрис как В.Заклунная или Н.Сумская может сильно напугать не то что контракт, но даже черт лысый, поскольку они лишь глянут в ясные очи руководства - и сразу его рука сама и выведет автограф хоть на сто лет их дальнейшей творческой деятельности. Здесь больше рисков для молодых. Для неоперившихся артистических индивидуумов. Они часто беззащитны, потому что сверхэмоциональны. Любой их творческий порыв может восприниматься руководством как смута, строптивость. В результате - травма на всю жизнь.

И тут важна действенная, внятно регламентированная, функция профсоюза. Который, если надо, сможет отстоять напрасно обиженного и защитить его от контракта как от метода расправы.

Еще один важный момент - Кодекс законов о труде, который нельзя обойти, реализуя контрактную "реформу".

Не так давно режиссер Валерий Фокин написал статью в "Новой газете", посвященную похожим проблемам: "Мы запустили театральное реформирование, но так его и не произвели! Все, что связано с системой контрактов - зависло…"

Насколько "зависнет" уже наша система контрактов, во многом будет зависеть от главного культурного ведомства.

Пока Минкульт выступает как дирижер-консультант. Никаких резких движений, поскольку оркестр сильно расстроен: "в подвале" активисты, а "на небесах" - нимбы маститых творцов, которые сами себе закон.

Даже сравнивая стратегию нашего Минкульта с некоторыми его европейскими образцами и подобиями, следует признать: как раз у нас все-таки достаточно мягко стелят и робко приноравливаются. Порою как раз и не хватает активности, решительности.

Конечно, в теперешних полувоенных условиях сфера культуры может и должна частично "самоконсервироваться", чтобы не исчезнуть окончательно. Однако без поступательных взвешенных шагов вперед тоже ничего не выйдет. Вот, скажем, в состоянии ли сегодня Минкульт произвести давно назревшую кадровую ротацию в титульном Одесском оперном, где процессы проистекают не всегда творческие? И тут никого "на понт" контрактом не возьмешь, сразу задействуют ответные ударные силы: общественное мнение, бунты, вопли и т.д.

А как, например, во Франции, когда нужно решить кадровый вопрос? В свое время министр культуры Франции Рено Доннедье де Вабра надумал сместить с должности директора театра Comedie Francaise титулованного Марселя Бозонне. Этот человек пользовался огромным авторитетом. Но ничто не остановило французского министра культуры, который мгновенно реализовал свое решение, едва узнав, что этот директор поддержал… писателя Петера Хандке, ездившего на похороны Слободана Милошевича... Да, такая вот странная мотивация. Но совет министров Франции тут же утверждает Мюриель Майетт на должность гендиректора Comedie Francaise. И всем обиженным просто бессмысленно "качать права". Министр сказал - министр сделал. Ситуация, возможно, не совсем творческая, но показательная - как демонстрация силы еврочиновника от культуры.

***

Снова напомню - в Украине насчитывается порядка 140 профессиональных театров. Цифра внушительная. Но еще больший объем эмоций и проблем, скопившихся внутри каждого театрального сосуда.

Сможет ли нововведенный контракт как панацея разрубить гордиев узел всех проблем? Даже мечтать бессмысленно. Нет, не сможет. Тем более что подобные подступы к контракту уже были в начале нулевых, но механизм не сработал: дали задний ход.

И принимай хоть сто поправок к закону Украины "О театрах и театральном деле", а жизнь диктует свои поправки, часто корявым, некаллиграфическим почерком.

Региональные театры по-прежнему заложники самодурства местных властей (хорошо, если регионом руководят просвещенные люди). А так, театральные здания либо разрушаются, либо перепрофилируются под прокатные площадки (о чем неоднократно приходилось писать).

Столичные муниципальные - это театры-нищенки, театры-попрошайки, с какими-то комедийными зарплатами молодых артистов (бывает и две тысячи).

Национальные театры - по-прежнему "сага о форсайтах", поскольку КРУ совершенно не занимается индексом "занятости" в этих театрах: некоторые артисты получают в три раза больше, чем шахтеры, а на сцену не выходят никогда ("…где деньги, Зин?!")

И это далеко не все.

Можно было бы поговорить о "конфликте поколений" в украинском театре, если бы новое поколение, желающее занять место старого, хотя бы появилось, хотя бы оперилось. Но его нет (за редкими индивидуальными исключениями). Есть только фантомы, кочующие из театра в театр, без толку и без художественного результата.

…Нет и четкого понимания, что "реформа" в театральном деле - это (в идеале) сохранение лучших образцов репертуарного театра и поддержка интересных форм инновационного театра (на законодательном уровне).

То есть, не уничтожить одно, чтобы построить "непонятно что", а дать возможность эффективно и симультанно развиваться двум театральным моделям. Традиционной (репертуарной), о которой днями и ночами в XIX веке грезили наши великие корифеи-кочевники. И проектной (продюсерской), инновационной, которая использует лучший европейский современный опыт и сумеет "привить" его здесь.

Как будут соотноситься бюджетные пропорции между новым и старым - отдельный вопрос. Но и его нужно решать. Поскольку очередное театральное поколение снова кажется потерянным, скисшим. По-прежнему нет никакой интересной структуры, наподобие Школы для подготовки и поощрения молодого театрального лидера (как это, например, есть в центре Мейерхольда и в некоторых европейских странах). Уже нет даже фестиваля молодой театральной режиссуры. Потому что это никому не нужно: со стороны бизнеса или политикума никто и никогда не даст на это денег. (Помню, просил у некоторых, они лишь кривили сытые физиономии… Что оставалось делать? Предать анафеме. И, очевидно, подействовало, поскольку многие из них теперь в изгнании…)

…Впрочем, все это - "бла-бла-бла". Говоря о "реформах", нельзя забывать и реформаторов. В идеале не Минкульт (решением сверху) должен предлагать или насаждать какие-то схемы или системы дальнейших театральных преобразований. Подобное должно исходить и от художника. От Автора театра. То есть, реформы идут от того, кто знает и понимает "как" и "что" реформировать. Но нет сейчас ни Курбаса, ни Станиславского, режиссеров-реформаторов… Есть другие, которые могут только говорить - о контрактах, ставках, аттестациях, тарифных сетках… А в искусстве театра все равно не ЭТО на первом плане. А "то", о чем знают все, но от чего часто отмахиваются. Талант. Вот эту категорию точно не всунешь ни в какую тарифную сетку и не измеришь никаким театральным контрактом.

И если контракт не сохранит талант (в структуре театра), то на кой нам нужна вся эта косметика?

Олег ВЕРГЕЛИС

"Контракты не должны повредить идее репертуарного театра"

Чего ждут руководители отечественных театров от реализации проекта контрактной системы в Украине? Каковы риски или выгоды от последующего внедрения такой системы? На эти вопросы ZN.UA отвечали руководители разных театральных коллективов - из Киева, Одессы, Львова, Луганска, Ивано-Франковска. В ответах сквозят как общие тревоги, так и общие надежды.

Михаил РЕЗНИКОВИЧ,
генеральный директор - художественный руководитель Национального театра им. Леси Украинки:

- С советских времен в отечественном театре существует одна поговорка, которая во многом определяет понимание уже нынешней кадровой проблемы. Мол, "в театре есть только одна дверь - входная, поэтому если актер вошел в нее, то там уже и остался - навсегда…"

Это действительно непростой вопрос: как театру строить взаимоотношения с тем или иным артистом, если он бесполезен для репертуара, если он мог бы проявить себя на другом полезном поприще? Организм театра должен постоянно обновляться. В коллективе должны появляться исполнители, которые нужны и под определенный авторский замысел, и под определенный жанр. Советская система, делавшая многих артистов "крепостными", нечасто позволяла художественному руководителю маневрировать. Поскольку, повторюсь, с тех давних пор в отечественном театре всегда была только одна дверь - "входная"… Поэтому неудивительно, что многие руководители сегодня говорят о необходимости контрактной системы в театре. В разных коллективах есть артисты, которые практически не заняты, которых никто и никак не может "подвинуть", чтобы на их место пришли другие талантливые коллеги, более нужные репертуару.

Напомню, что уже в конце советского периода подошли к теме "тарификации". То есть, каждые пять лет артисты театра проходили через художественный совет, получая определенный "тариф". Я сам писал многим характеристики. Признаюсь, в этом есть и положительные моменты, а есть моменты сложные, поскольку часто возникает мотив человеческих обид, а впоследствии и личных счетов. Это театр.

Если же говорить об идее контрактной системы в современном украинском театре, то, например, в нашем коллективе есть опыт в этом направлении. Собрав коллектив, руководство театра предложило каждому подать заявления о переходе на срочный трудовой договор. Артисты поддержали инициативу. И уже новые наши коллеги принимались в коллектив согласно срочному трудовому договору.

Такая форма трудового соглашения практически ничем не отличается от срочного трудового договора, который заключает Министерство культуры с руководителями национальных учреждений. Сроки заключения подобного договора - год, два, три, пять лет.

Но, естественно, каждый театр - это особый отдельный творческий организм. Помните у Толстого: "Все счастливые семьи похожи друг на друга…"? Так вот, перефразируя классика, "все театры несчастны по-своему". В каждом коллективе есть свои болевые зоны, которых в другом коллективе, может быть, и нет. Именно эти
нюансы надо учитывать, когда будет внедряться контрактная система в украинском театре.

А это процесс серьезный, требующий большой ответственности и художественного руководства, и власти.

Нужна разъяснительная работа в СМИ - о полезности такой формы трудовых соглашений.

Нужна осторожность в подходах к каждой творческой личности и к целым коллективам.

Любой проект закона, если его собирается рассматривать Верховная Рада, нужно осмыслить и обсудить.

Самое важное в таком будущем процессе - не разрушить идею репертуарного театра в Украине. ХХ век ознаменован феноменом репертуарного театра. Станиславский, Курбас, Мейерхольд, Немирович-Данченко, Гнат Юра - выдающиеся явления репертуарного театра. Именно репертуарный театр определял многие последующие яркие поколения нашего сценического искусства. Это не только режиссеры, но и актеры: Бучма, Шумский, Милютенко, Куманченко, Романов, Лавров, Халатов. Их высокое искусство рождалось как раз в репертуарном украинском театре ХХ века, в театре-доме. Поэтому важно не повредить этой идее: контрактная система не должна стать элементом возможного разрушения системы репертуарной.

Как есть власть-разрушитель, так есть и власть-созидатель. Второе направление предполагает понимание всех составляющих театральной отрасли.

Каким хотят видеть украинский театр зритель и власть?

Собственно, какой путь предначертан отечественному театру (с учетом возможных реформ)? Это путь по Гоголю, когда театр - кафедра, с которой можно говорить миру о добре, человечности? Это будет театр, о котором писал Карпенко-Карый - "Театр - священний храм для мене"? И какое место на этом пути займет театр эксперимента, театр "постдраматический" (о котором сегодня много говорят в Европе)?

Все эти вопросы нужно рассматривать в комплексе.

Одна из комплексных проблем, как мне видится, - это создание и усовершенствование института художественных руководителей. Тех творческих людей, которые могут взять на себя ответственность за украинское сценическое искусство. Для этого нужно во многом менять систему театрального образования. А чтобы ее изменить - нужно соответствующее понимание проблемы на уровне власти.

Театральный лидер - это тоже важнейшая проблема сегодняшнего дня. Такой человек должен понимать и ценить особенности и возможности театральной труппы. Соответственно, труппа должна ценить и понимать его.

Вот, скажем, с 1994 года, уже двадцать лет, у нас на аншлагах идет спектакль по пьесе Р.Шеридана "Школа скандала". В свое время эта пьеса, а также "Бешеные деньги" А.Островского, а еще "Старомодная комедия" А.Арбузова помогли не просто задействовать практически всю труппу, но и выявить: кто в форме, кто может больше, кто на что способен. В результате "Школа скандала" прошла у нас практически 200 раз. "Бешеные деньги" - около 100 показов…

Художественная и моральная ответственность должны определять логику художественного руководителя.

Безусловно, существуют разные западные театральные модели и системы. Но и к ним нужно относиться взвешенно, осознавая, какой опыт ценен именно для украинской сцены.

Собственно, та или иная театральная модель все равно вернет нас к прежнему ключевому вопросу - театрального лидера. Поскольку даже самая прекрасная идея обновления или переустройства театрального организма невозможна без ярко выраженного лидера. Без художника, за которым пойдут люди, поверив ему.

Не менее существенна еще одна проблема. Вспомните, только за годы независимости в Украине сменилось 15 министров культуры! Практически то же самое было и в медицине. Человек год или два поработал - и все. Разве руководитель, чувствующий себя временщиком, может всерьез думать о будущем культурной отрасли или театральном образовании в частности?

Поэтому, повторюсь, важно провести переход на контрактную систему - без срывов, без революций, без демонстрации перед Минкультом: мол, вы нас лишаете работы, так мы вам устроим… Надо помнить, что профессия артиста - это всегда риск. Риск найти или не найти себя в искусстве. Также надо осознавать, что власть обязана помогать рождению новых театральных идей и организмов, естественно, если есть яркий лидер и интересны дальнейшие перспективы.

Сейчас совсем другое время. Не то, как было раньше, когда в середине 80-х активно рождались театры-студии, появлялись новые лидеры. Сейчас многие "лидеры" уходят в бизнес. И, к сожалению, не все из них хотят заниматься театром… Но, уверен, все перемелется, репертуарный театр в Украине будет органично сосуществовать с другими современными театральными формами. Главное во всем этом - художественный результат.

Поэтому контрактная система - лишь часть, по-моему, давно назревших театральных реформ. Несомненно, они необходимы.

Однако, мне кажется, вводить эти новшества стоит гибко и постепенно, учитывая индивидуальные болезни того или иного театра, следуя принципу: "Не навреди".

В одном случае это, возможно, контрактная система, то есть, срочный трудовой договор, в другом конкурс, в третьем - тарификация для творческого состава.

Владимир КУЧИНСКИЙ,
художественный руководитель Львовского академического театра
им. Леся Курбаса:

- То, что контракты для нашего театра однозначно необходимы, - факт. Это необходимое условие для сотворчества и развития, для полноценного сценического процесса. Контракт - это соглашение на сотворчество. Без такого соглашения все остальные "явления" в театре похожи на переговоры в тюрьме. Можно не обращать внимания на каменные стены, проволоку и даже автоматы (в условном театре-тюрьме). Однако несвобода творчества все равно будет вливать в процесс свой яд. Вот поэтому необходимо начинать обучаться - создавать соглашения и исполнять их. И еще - быть адекватным в этих соглашениях. Усовершенствовать их механизм. Контракт - это не только требование к работнику, которого нанимает
театр, но и обязательства работодателя. Где сегодня прозрачная система проектов Министерства культуры, так как это делают в некоторых фондах? Где политика приоритетов и программ? Собственно, где конкурсы? Открытые конкурсы на проекты. Подчеркиваю - открытые конкурсы, а не коррупционные. Где специализированные сайты, по которым можно отследить конкурсный процесс - кто участвовал, кто победил? Необходимы выводы и наблюдательных советов, и многое другое. Министерство культуры - это крупнейший государственный "фонд" творческих программ. И внутренние механизмы там должны быть прозрачными, далекими от коррупционных кормушек. Это очень важно. Приоритетные государственные культурные программы должен определять наблюдательный совет из культурных деятелей-государственников, которые прошли конкурс не только как культурные, авторитетные деятели страны, но еще и защитили свое видение развития национальной культуры в конкурсе представления именно таких программ.

Подобные конкурсы - тоже школа. Это обсуждение векторов развития нашей культуры в будущем. Такой процесс рождает новые нетривиальные взгляды на культурное развитие, на отдельные сегменты отрасли. И главное - это постоянный диалог с деятелями культуры, который должен быть в хорошем смысле провокацией для сотворчества.

Валентина ПРОКОПЕНКО,
директор Одесского академического украинского театра им.В.Василько:

- Пока трудно сказать, чего нам ждать от контрактной системы. Многое определят документы, которые подготовит Министерство культуры. Но я хочу акцентировать внимание вот на чем. Существующая в европейских странах система контрактов в театрах - это совершенно другая ситуация. Часто это ситуация, когда постановочная команда собирается на один конкретный проект, когда сам этот проект - явление временное. Как известно, в Украине театр - репертуарный. И здесь совершенно другие правила игры. Естественно, контракт во многом сдерживает актера от ненужных "рисков", заставляет его повышать свой уровень, делать творческие заявки. Но если у театра нет средств и возможностей на новые постановки, то уже сам актер может обоснованно обвинить руководство в том, что не проявил свои творческие возможности не по своей вине, стало быть самого актера не в чем упрекать. У нас, к примеру, сегодня нет реальных возможностей увеличивать количество спектаклей. Мы существуем в ситуации, когда государство обязано содержать театр в размере оплаты коммунальных услуг и заработной платы. А все, что зарабатываем на продаже билетов и предоставлении услуг, должно оставаться для театра, для подготовки новых постановок. В последнее время, увы, мы могли себе позволить выпускать новые постановки максимум два раза в год. Вот сейчас, например, опасаюсь, что даже празднование 90-летия нашего театра под угрозой…

Во Франции существует система грантов для развития национальных театров. Вот эту систему нам следовало бы позаимствовать. Потому что в Украине часто другая "система". Когда директор театра ходит на поклон к губернатору, и весомая помощь поступает далеко не от всех… Вот в нашем помещении очень холодно зимой и жарко летом. Осыпается фасад… Позарез необходима помощь. Считаем каждую копейку. А ведь есть еще расходы на охрану, дорогостоящее тепло, коммунальные услуги. О каком новом качественном спектакле - даже при сверхуспешности контрактной системы - может идти речь в таких условиях? Кого сегодня из именитых талантливых режиссеров Украины мы можем пригласить на постановку, если приглашать их не за что, нет средств? Вот и держимся за прежние успешные наши спектакли - "Гамлет", "Счастье рядом", "Ревизор". Стараемся держать марку.

В русскоязычном городе, которым является Одесса, украинский театр нуждается в особой государственной поддержке. Подчеркну - в особой! Нынешний театральный сезон принес свои парадоксы и сложности. Российские гастролеры практически отменили свои приезды в Одессу, а это тоже средства (за аренду). Успешные украинские театры редко к нам приезжают. О дальнем зарубежье и вовсе говорить бессмысленно. Тут еще одна проблема прибавилась. Казначейство требует документацию "наперед". То есть мы должны выпустить спектакль, сделать декорации и костюмы под свои личные кредиты, а потом месяцами ждать, когда нам эти затраты возместят. В июле этого года не сможем провести традиционную акцию "Мастера сцены - труженикам села", поскольку счета за бензин и суточные нам оплатили буквально на днях, почти через год! А наш
театр единственный в области постоянно приезжал играть для людей в разные села. И пусть публики было 50-70 человек, мы чувствовали свою нужность. Вот мы говорим о контрактной системе, как о чем-то прекрасном, что решит все проблемы… Всех проблем не решит! Недавно, например, наш театр отказался от школьных абонементов, потому что нам надоела еще одна проблема - невежество и невоспитанность старшеклассников, которые, случается, кидают на сцену огрызки. Так вот, пусть к нам приходят "по доброй воле", а не по абонементам. И о контрактной системе можно будет всерьез говорить только тогда, когда поймем ее реальные очертания и пользу для театра.

Ростислав ДЕРЖИПИЛЬСКИЙ, директор - художественный руководитель Ивано-Франковского академического театра им. И.Франко:

- Безусловно, переход на контрактную форму в театре - это давно назревшая необходимость современного украинского театра. В современном мировом театре эта форма оптимальна. Она способствует созданию живой здоровой творческой конкуренции среди артистов, поддержанию творческого коллектива в мобильном, рабочем, творческом тонусе. В конце концов, и украинский театр никуда не денется от этой системы. Однако, на мой взгляд, даже при самом эффективном внедрении системы контрактов в отечественный театр необходимо обеспечить социальные гарантии артистам. В особенности артистам старшего поколения, корифеям. Тем мастерам, которые вследствие понятных причин могут быть не очень активно задействованы в репертуаре, но все же эти люди - большая ценность для искусства, для истории культуры.

Театр во все времена - это и "коврик", и кафедра, и даже глашатай государственных приоритетов, а также духовных ценностей народа. Это понятно. И если это так, украинский театр должен и обязан поддерживаться государственными институтами, прежде всего, финансово. Это касается и поддержки театральных фестивалей в Украине. В конце концов, нужно активизировать гастрольную деятельность, необходимо поддерживать нашу молодую режиссуру, современную украинскую драматургию. Если контрактная система поспособствует качественному изменению театральной жизни Украины, то даже бессмысленно обсуждать эту проблему…

Алексей КРАВЧУК,
главный режиссер Луганского академического театра кукол:

- Общая численность сотрудников в нашем театре - 60 человек. Это и цеха, и службы, и актеры. Собственно актеров - 30. Причем у нас несколько актерских групп. Одни играют в самом театре, другие на выездах - в домах культуры, школах, детские садах. Для того чтобы театр мог полноценно функционировать. Есть актеры, состоящие в штате, а некоторые работают по трудовым соглашениям. Как правило, в штате сильные мастера, они много лет в этом коллективе. Так что в целом к идее контрактной системы в театре отношусь хорошо. Правда, нужно провести ряд предварительных процедур. Привести в порядок законодательство. Ведь часто бывает, что актер состоит в штате, но практически не работает, а только получает зарплату. Но уволить его невозможно, поскольку ряд законодательных норм не позволяет этого сделать. И на его место нельзя взять другого талантливого артиста, который будет затребованным в репертуаре.

Этические моменты в этом вопросе очень важны, особенно в региональных театрах. В частности, и в Луганске, когда экономическая, политическая и гуманитарная ситуация очень нестабильна, а руководителю в первую очередь нужно думать о людях, чтобы сотрудники получали зарплату, могли обеспечить свои семьи.

Наш театр, как правило, планирует 4-5 новых постановок в год. В этом заслуга директора Сергея Тернового. Бюджеты постановок, в основном, из заработанных театром средств. Некоторые спектакли поддерживает облгосадминистрация. Ранее, во времена СССР, была традиция, когда в бюджеты театров закладывались и постановочные средства. Увы, на подобное в ближайшем будущем рассчитывать не приходится.

В репертуаре нашего театра есть и детские кукольные спектакли, и постановки для взрослых. Например, для более взрослой аудитории - "Сон" Тараса Шевченко, "Синяя птица" Мориса Метерлинка, "Лісова пісня" Леси Украинки, "Шинель" Николая Гоголя. Сейчас репетируем "Снег во Флоренции" Лины Костенко. Спектакли идут как на русском, так и на украинском языке. Никакого противостояния по языковому принципу нет. В Луганске хорошо воспринимают украинский, особенно когда на этом языке говорит талантливый актер. Недавно в наших стенах была творческая встреча с Сергеем Жаданом, в рамках проекта "Нелялькові зустрічі в ляльковому театрі". Так вот луганчане приняли Жадана "на ура!" Писателя, например, спросили: "А вас читает Антимайдан?" И тут поднялись двое людей из "ополченцев" и сказали: "Читали, читаем и будем читать!"

Поэтому от различных творческих акций больше пользы, чем от некоторых политических заявлений… Подтверждением тому и недавний концерт "Пикардийской терции" в Луганске. Он прошел замечательно.

Вообще, наша непростая, даже военная ситуация очень обостряет ум. Когда вокруг такая беда, у людей проявляются какие-то лучшие качества. Да, кто-то уезжает из города, но кто-то остается и достойно делает свое дело. Таких людей большинство.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Текст содержит недопустимые символы
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Осталось символов: 2000
Отправить комментарий
Последний Первый Популярный Всего комментариев: 0
Показать больше комментариев
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот коментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК