Украинский скрипач-виртуоз Илья Бондаренко: Было бы символично, если бы в доме Леонтовича открыли музыкальную школу - Культура - останні новини театру, кіно, музики і мистецтва - zn.ua

Украинский скрипач-виртуоз Илья Бондаренко: "Было бы символично, если бы в доме Леонтовича открыли музыкальную школу"

8 декабря, 2017, 17:34 Распечатать

В родном селе композитора рассыпается его отчий дом. 

Илья Бондаренко © gastroli.ua

16-летний украинский скрипач, которого горячо поддержала в Белом доме Мишель Обама, выступит в Киеве в рамках благотворительного вечера "Leontovych Heart". Цель проекта — привлечь внимание общества к родному дому композитора Николая Леонтовича в селе Шершни Винницкой области, ведь обитель гения — на грани уничтожения. 

В предновогодние дни повсюду звучит "Щедрик" Николая Леонтовича. У этой композиции много вариаций и блестящих интерпретаций. Собственно, для многих она — символ очищения и добрых ожиданий. На Рождество 2013 г., когда в Киеве продолжалась Революция достоинства, "Щедрик" Леонтовича звучал и в Вашингтоне, в Белом доме, в исполнении юного украинского скрипача Ильи Бондаренко (в сопровождении джазового трио).

Говорят, тогдашнюю первую леди США Мишель Обаму так поразило исполнение украинца, что она лично пригласила его дать концерты во время традиционных рождественских празднований в Белом доме. Так вот за два дня Илья сыграл два концерта по три часа каждый.

К сожалению, так сложилось, что в Украине не всегда (и не все) достойно чтят память выдающегося композитора Николая Леонтовича. Не все знают, что он был блестящим скрипачом, педагогом, фольклористом. 

И далеко не всем известно, что в родном селе композитора на Виннитчине буквально рассыпается его отчий дом. 

Потому цель благотворительной акции "Leontovych Heart" — спасение дома, возвращение Украине ее культурных и исторических ценностей. 

Скрипач Илья Бондаренко признается ZN.UA, что ему известно о ситуации относительно жилища Леонтовича на Виннитчине: "Было бы очень хорошо, если бы в этом доме со временем удалось сделать музыкальную школу, потому что сам композитор был и педагогом, и аранжировщиком…". 

— Илья, а когда ты впервые услышал и когда впервые исполнил произведение Леонтовича "Щедрик"? 

— Впервые познакомился с "Щедриком" в оригинальной записи, так, как его аранжировал сам Н.Леонтович. Тогда мой учитель и я решили, что было бы чудесно сделать аранжировку этой пьесы в джазовом стиле. Поэтому мы и обратились к известной джазовой пианистке Наталии Лебедевой, и она сделала аранжировку. 

Впервые я исполнил "Щедрик" в джазовой обработке на Майдане в 2014-м. После этого — в Америке, в Белом доме. 

Сейчас "Щедрик" исполняют в двух вариантах — и классический, и в аранжировке Наталии Лебедевой (исполняется в составе две скрипки и джазовое трио). 

В Белом доме состоялась мировая премьера именно в джазовой обработке. Само выступление удалось. 

— Перед Днем святого Николая "Щедрик" прозвучит в твоем исполнении и в Киеве в рамках благотворительной акции в поддержку дома Леонтовича на Виннитчине. Ты сам лично бывал на родине композитора? 

— В Шершнях я не бывал, но много читал о ситуации вокруг его дома. Знаю, что в этом селе вообще нет школы, в которой могли бы учиться дети. Они ходят в школу в другое село. Было бы символично, если бы в доме Леонтовича открыли музыкальную школу для местных ребятишек. 

Мне очень нравится творчество Леонтовича как композитора, педагога, аранжировщика. Считаю его уникальным человеком своего времени. 

Нравится, что Леонтович распространял украинскую музыкальную культуру в мире. Поэтому современные музыканты должны пропагандировать творчество композитора.

В моем репертуаре сейчас есть "Щедрик" в обработке Николая Леонтовича, но со временем планирую исполнять и другие произведения в его обработке. 

— Как ты считаешь: что должны сделать государство, меценаты, чтобы спасти эти и другие культурные ценности в Украине? 

— Государство должно поддерживать культуру и беречь от уничтожения духовные памятники прошлого. В Украине много таких памятников. 

Например, хорошо, что обратили внимание на музей Пинзеля, в котором находятся работы прекрасного украинского скульптора. Ведь Пинзеля называют одним из гениальнейших скульпторов в мире, сравнивают его с Микеланджело. Тем временем в Европе все на него претендуют. Например, поляки говорят, что это польский скульптор, австрийцы — что австрийский. Но ведь известно, что Пинзель жил и создал свои шедевры именно в Украине. Иногда получается, что популяризацией творчества Пинзеля занимаются другие государства, а украинская сторона мало делает для его пропагандирования. Кроме того, важно не только памятники реставрировать, но и давать возможность современным представителям искусства раскрывать себя… 

— Говорят, твое выступление в Белом доме поразило Мишель Обаму. Вы общались?

— Нет, лично не общались. Была переписка наших менеджеров, когда она приняла решение, чтобы мы выступили в Белом доме. 

Мишель Обаму поразило, что наш "Щедрик" (известный в англоязычном мире как Carol of the Bells. — Е.К.) звучит именно в джазовой обработке. Никто в мире ничего подобного еще не делал. Поэтому она и пригласила нас исполнить это произведение в рождественской программе Белого дома. 

— С кем из мировых политиков ты хотел бы пообщаться? И на какие темы?

— О… Если бы речь шла о таком разговоре, то прежде всего следовало бы определить его цель! Ведь нельзя с ними разговаривать о повседневных делах. Возможно, с некоторыми я бы поговорил, как усовершенствовать музыкальное обучение в Украине. 

— Удается ли тебе, несмотря на насыщенный гастрольный график, следить за общественными событиями в Украине и мире? Например, за противостоянием США и Северной Кореи, России и Украины? 

— Каждый день новости не слушаю. Но мне дома на кухне дедушка с бабушкой обо всем рассказывают, ведь они постоянно следят за новостями. 

— Произведения каких композиторов есть сегодня в твоем репертуаре?

— С 10 декабря у меня большой тур по Украине… Побываем в Чернигове, Днепре, Одессе, Харькове, Львове, Киеве. Будет 10 концертов. В программе — украинские народные песни в джазовой обработке. Все эти обработки также сделала Наталья Лебедева. На эту программу к нам приезжают аргентинские музыканты Флавио Ромеро и Оскар Жюнта — басист и ударник. 

Еще в программе — аргентинское танго, произведения композитора Астора Пьяццоллы. Это аргентинская часть нашего концерта. Эти произведения будем исполнять довольно нетипично. Потому что будет скрипка, но не будет аккордеона, который всегда участвует в танговых группах как солист. У нас же солистом выступит скрипка. 

— А вообще как формируется твой репертуар?

— Оказывают большое влияние те или иные события, а также заказ людей, которые приглашают нас в другие страны. Часто говорят, дескать, нам бы хотелось услышать украинские песни. И со временем появляются украинские песни в джазовой обработке. Сейчас многие музыканты исполняют украинский фольклор. Но если его подавать нестандартно, например в джазовых обработках, то после этого слушатели будут больше заинтересованы в украинской музыке. 

илья бондаренко
gastroli.ua

Подготовили также программу "Бах в джазе". Выступили с этой программой в Америке, в ООН, Австрии, Нидерландах, Литве, Японии. А в октябре в Аргентине играли украинские песни, ведь там очень большая украинская диаспора. 

— Кто из гениальных скрипачей мира является для тебя кумиром, образцом виртуозного исполнения?

— Мне нравятся такие классические скрипачи, как Иегуди Менухин, Давид Ойстрах, Леонид Коган, Яша Хейфец. Они действительно были гениальными. 

— А что прежде всего влияет на становление скрипача, на его мастерство? 

— Оказывает большое влияние учитель. Важно, чтобы рядом был человек, который будет помогать становлению. Например, мой учитель — Андрей Викторович Малахов — всегда рядом со мной, он присутствует на каждом моем концерте. Это большая поддержка. Его взгляд извне на меня как на музыканта важен. Мы каждый раз после концерта анализируем мои выступления. 

Мне не нужно ехать в самые престижные учебные заведения и учиться у других учителей, потому что я очень ценю моего учителя и считаю его своим вторым отцом, я очень его люблю. Сейчас учусь в музыкальной школе №8 и в Математическом лицее №38 им. Валерия Молчанова. 

Также многое зависит от родителей. Если они не прислушиваются к ребенку, не поддерживают его, то ребенок будет считать, что музыкальная школа — это временно. А если, наоборот, будет поддержка родителей, то ребенок со временем поймет, что скрипка или хата другой инструмент — это то, с чем хочется связать свое будущее.

— Как юный артист, каким именно ты видишь наш настоящий мир (в котором активно побеждают технологии, а также торжествует бедность в определенных уголках планеты), — скажем, лет через 50?

— Относительно технологий (с точки зрения музыканта) — то это хорошо. Это большой прорыв. Многие музыканты сейчас специализируются именно на электронной музыке. Но, к сожалению, многие вокалисты используют тюнер, который может сделать голос неестественно хорошим. Это неправильно. Поэтому люди и отказываются ходить на живые концерты, считают, что лучше послушать музыку дома, — дескать, у меня есть хорошая аппаратура, зачем идти на концерт и тратить деньги? 

И, наоборот, коллектив, в котором каждый музыкант играет на живом инструменте, порождает какое-то другое ощущение, это живое дыхание, такую музыку хочется слушать, и на такие концерты надо ходить. 

— Если бы была возможность выступить перед руководителями таких государств, как Америка, Германия, Украина, Россия, Китай, то что бы ты попросил у них — не для себя, а для человечества, для ровесников? 

— Я бы попросил, чтобы они помогли создать достойные условия для успешного обучения молодого поколения. Чтобы молодые люди могли реализовать свои творческие мечты. 

Ведь преградой становятся многие факторы, — кому-то не хватает денег, кто-то не может найти музыкальную школу или университет: не может никуда поехать. 

А дети, которые учатся, должны воспользоваться всеми возможными ресурсами, чтобы овладеть желанной профессией. И именно политики им должны в этом помогать. 

— Произведения каких украинских композиторов тебя привлекают? Какие из них могут попасть в твой репертуар?

— Очень люблю украинских композиторов ХХ в. — таких как Виктория Полевая, Мирослав Скорик, Валентин Сильвестров… Их произведения я исполнял. Меня также очень привлекает творчество Бориса Лятошинского. 

— А какая у тебя скрипка? Или это тайна? 

У меня инструмент очень известного украинского мастера Бориса Дмитриева. Он много лет работал, чтобы найти особый звук, который был бы похожим на звук итальянских мастеров эпохи Страдивари. И у него это получилось, специалисты часто путают его инструменты с итальянскими скрипками школы Страдивари, Гварнери. Он делает скрипки для музыкального класса Андрея Викторовича Малахова уже лет 15. 

Именно этот инструмент очень помогает мне и всегда со мной. 

***

Благотворительный джазовый вечер Leontovych Heart состоится 18 декабря в 18.30 в Art Ukraine Gallery (ул. М.Грушевского, 9-а). Как говорит президент Фонда гуманитарного развития Украины, инициатор общественной платформы #SOSмайбутнє Наталия Заболотная: "Мы призываем всех небезразличных приобщиться к спасению дома детства украинского композитора Николая Леонтовича. В наших планах — создание в отреставрированном доме музыкальной школы для местных ребят, а возле него — музыкального театра open-air "Leontovych Нeаrt". Стоимость благотворительного билета — от 5 до 10 тыс. грн. В программе вечера также "тихий аукцион" произведений современного искусства.

Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №6, 17 февраля-23 февраля Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно