| ||
Театр «Воскресіння» (г.Львов) — «Фиеста барельефов» |
Краков и Гданьск в середине лета оказались для украинских артистов испытанием пресловутыми «огнем и водой». Два международных фестиваля уличных театров принимали Киевский экспериментальный театр, львовский театр «Воскресіння» и перформанс вольных художников-актеров из Киева и Львова.
Огонь
XIV Международный фестиваль уличных театров в Кракове (5—14 июля) стал свидетелем взлетов и падений в прямом и переносном смысле главных героев фестиваля — Киевского экспериментального и львовского «Воскресіння».
Первый же день фестиваля стал днем триумфа Киевского экспериментального с премьерой спектакля «Между небом и землей». Это удивительно цельный и зрелый спектакль о человеке, мечтающем летать в нашем жестоком мире войн, катаклизмов, суеты и обыденности. Неистребимый романтизм, детское бесстрашие в виртуозном исполнении трюков, трепетное отношение к своему образу — вот основные штрихи актерского портрета Александра Светлякова, сыгравшего главную роль. Он напомнил в этом уличном спектакле (где в общем-то по жанру не положена такая тонкая нюансировка) Чарли Чаплина. Только на ходулях. Блеск, с которым Александр сыграл премьеру, объяснялся еще и тем, что в Кракове он начал репетировать гетмана Мазепу в одноименном совместном краковско-львовско-киевском проекте уличного (театр «КТО», «Воскресіння», экспериментальный театр соответственно) спектакля.
В этой постановке в главных ролях заняты исключительно украинские артисты — Анатолий Петров, Владимир Губанов, Алла Федоришина, Александр Светляков. Они же вместе со своими коллегами сами создавали декорации, дошивали костюмы, докрашивали реквизит. Все это происходило в удивительно живописном месте, напоминающем Швейцарию, — загородной зоне отдыха под названием «Тихий кончик» («Тихий уголок»). Именно там и произошел за день до премьеры несчастный случай — Александр Светляков, репетируя отчаянно сложный трюк на ходулях, упал и сломал руку. Прооперировав артиста, врачи категорически запретили ему выходить на площадку. Внеплановая рокировка в распределении главных ролей смешала все планы. Мазепу сыграл руководитель Киевского экспериментального Анатолий Петров, который должен был играть Короля. Но и на этом злоключения киевлян не закончились, хотя во время этих изнуряющих и сложных репетиций пострадали от всяческих мелких травм и львовяне.
Спектакль готовился грандиозный: 30 артистов, живое сопровождение перкуссиониста Славомира Берного, великолепные, красочные костюмы и маски, превращающие исторических героев в изысканных птиц (художник Эльжбета Чодловська), яркая музыка Генрика Миколая Горецкого, эффектные массовые сцены, техническая изобретательность, пиротехническая зрелищность. Вот эта пиротехника, вернее, огонь, являющийся чуть ли не главным атрибутом любого уличного спектакля, и подвели киевлян. В сцене «Забава», когда артисты на ходулях «глотают огонь», загорелись маски и костюмы. Похоже, публика решила: так и надо. Тем более артисты с риском для жизни (шутка ли, падение с полутораметровых ходуль в воспламенившемся на ветру костюме!) сумели затушить огонь и сделать незаметным для основной массы зрителей этот шоковый инцидент. К сожалению, без ожогов первой и второй степени не обошлось, и профессия актера уличного театра сравнялась по риску с каскадерской.
Что же до самого спектакля, который киевляне увидят на День Независимости, а львовяне — 19 сентября, то на его создание польского режиссера Ежи Зоня (директор фестиваля и театра «КТО») еще год назад вдохновила пьеса Юлиуша Словацкого о любовных похождениях Мазепы в молодости. Зонь считает, что фигура этого выдающегося военного, политика, мецената, поэта, ловкого придворного и сердцееда очень важна и символична как для украинцев, так и для поляков.
Львовяне попотчевали поляков и гостей Кракова историческим уличным действом, навеянным архитектоникой Львова, — «Фиестой барельефов». Спектакль режиссера Ярослава Федоришина и художника Антона Лобанова — почти мистическое зрелище, наполненное ритмом исторического бытия, музыкой, застывшей в архитектуре города и мизансценах спектакля. Также львовяне приняли участие (вместе — так вместе!) в представлении театра «КТО» — хозяина фестиваля. «Кантата» оказалась настолько трудоемким и масштабным произведением уличного театра, что сами поляки сыграли его всего лишь три раза, начиная с новогодней премьеры на встрече третьего тысячелетия. Этот спектакль, уже в который раз, одним своим названием убедил в своеобразном увлечении режиссера Ежи Зоня крупными формами и музыкальными категориями. Если виденный киевлянами спектакль «Запах времени» — балет, а «Мазепа» — опера, то «Кантата» — симфония Времени. По периметру огромной площади движется фантастическая процессия гигантской Машины Времени, символизирующей четыре ужаса апокалипсиса — Смерти, Войны, Голода, Бедности, расположенных на четырех огромных платформах. Машина Времени собирает свой скорбный урожай, но лишь до того момента, пока не появляется Надежда… Такая машинерия, интереснейшая музыкальная и световая (огненно-пиротехническая) партитура в исторических декорациях «столицы поляков» Кракове смотрелась как нечто ирреальное, фантасмагоричное…
Но, как оказалось, фестиваль уличных театров был не единственным культурным событием летнего Кракова: поляки давно поняли, что туристы — основной доход жизни таких городов. Одновременно с театральным в городе бушевали еще два фестиваля — джазовый и еврейской культуры в квартале Козимеж. На него съехались, пожалуй, не только евреи со всех концов земного шара, но и поляки. Последние лихо отплясывали под зажигательные мелодии некогда преданного ими же народа. Фестиваль оказался XI по счету. Его заключительный гала-концерт транслировали в прямом эфире на центральном канале в Польше, а президент Квасьневский публично попросил прощения у погибших от рук поляков во время Второй мировой евреев. Это натолкнуло на философскую мысль о том, что в жизни очень важно покаяние, независимо от давности срока.
Вода
Пятый Международный фестиваль уличных театров в Гданьске «FETA» прошел без таких ужасных последствий для украинцев, как краковский фест. Но здесь наши боролись с другой стихией — водной. Правда, в городе на Балтийском море их охраняли имя и дух Папы Римского, а в Кракове ситуацию усугубил — злой рок мистической личности Мазепы. Дело в том, что впервые за годы проведения «FETA» его директор Эльвира Твардовская решила уйти из центра, на пленэр, дабы полностью соответствовать жанровой сути уличных театров. В этот раз фестиваль состоялся на бывшем аэродроме, а нынче парке им. Иоанна Павла II, названном в честь Папы после его первого приезда в тогда еще социалистическую Польшу и проведенном на этом месте богослужении.
В отличие от краковского фестиваля, длящегося 10 дней, гданьский уложился в четыре дня, но с насыщенным графиком показов и мощнейшими европейскими труппами уличных театров в программе.
Здесь со своим новым спектаклем выступил Киевский экспериментальный и три дня подряд просвещал публику украинско-польский перформенс «Направления в искусстве». Очень простая идея театральных художников — киевского Антона Лобанова и львовского Валерия Толмачева, а также их двух помощниц — Анастасии Лобановой и Елены Каминской — произвела фурор среди зрителей. Посредством одновременного рисования, проигрывания, протанцовывания наши ребята в музыкальном сопровождении польских музыкантов Джоанны Хархан и Ежи Маззолла рассказали и показали семь картин в жанре реализма, кубизма, сюрреализма, экспрессионизма и поп-арта от Хаоса первобытного до Хаоса будущего. На четырех обтянутых полиэтиленом шестиметровых «подрамниках» перед глазами зрителей развернулась целая история искусств. Иногда моделями служили сами зрители, с восторгом сначала позирующие, затем дорисовывающие и, наконец, разбирающие картины на память. В день премьеры вся эта сложная конструкция завалилась от ветра перед самым началом спектакля. Тогда актеры еще не знали, что эти порывы были предвестниками настоящей бури: в ночь закрытия фестиваля на Гданьск обрушился потоп, которого здесь не видывали более 300 лет! Но мужественные посланцы Украины, переполненные восторгом от увиденного за эти четыре дня, обманули стихию (в которой были даже жертвы!) и обходными путями добрались до Кракова. А восторгаться было чем. Знаменитым испанским театром «XARXA», открывавшим своим спектаклем туннель под Ла-Маншем и итальянским — «SILENCE», приехавшем после Московской театральной Олимпиады. Безумно дорогим (во всех смыслах) французским театром «АRTONIK» и легендарными польскими театрами — «Академия Руха» и «Театра 8-го дня». Голландским «BARREVOET» и французским «MATERIA PRIMA»…
Каждый из спектаклей этих двух фестивалей словно возвратил нас к истокам: средневековой мистерии и карнавалу, когда профессионалы-увеселители стремились выйти навстречу публике, которая обычно не ходит в традиционный «театр-коробку». Не случайно актер уличного театра, как клоун в цирке, универсален: и драматический артист, и гимнаст, и каскадер, и певец, и танцор, значение слов выражающий своим телом, движением, музыкой, мимикой и жестом. Вкупе с риском и своим обобщающим символизмом уличный спектакль по мысли Поля Валери — «восприятие вещей, чтобы оно было правдивым, должно быть странным», — да еще после такой премьеры «Мазепы», превращается в самый эффектный по воздействию на зрителя жанр современного театра.