У «Молодости» наступила пора зрелости

Поделиться
В конкурсе полнометражных картин XXXIV «Молодости» было представлено 12 фильмов. Все они оказались п...

В конкурсе полнометражных картин XXXIV «Молодости» было представлено 12 фильмов. Все они оказались профессиональными, зрелыми, добротными, хорошо сделанными работами: без юношеской претенциозности, незрелой суетности, желания объять необъятное и высказаться во что бы то ни стало. Более того, практически каждый из фильмов уже имеет свою фестивальную историю, награды, хорошую критику, а два фильма выдвинуты в качестве официальных претендентов от своих стран на «Оскар» в категории «лучший иностранный фильм».

Один из этих фильмов — венгерский «Контроль» Нимрода Антала: динамичный, визуально современный, представляющий собой оригинальную смесь триллера и черной комедии а-ля Тарантино, с легким социальным подтекстом. Проще убежать от внешнего мира — в замкнутый подземный, но сложнее убежать от себя и тех условностей, которые тебя связывают помимо воли.

Еще один фильм об одиночке, но уже норвежском, который так и называется «Один», — режиссерский дебют успешного и популярного в своей стране актера Акселя Хенни. Герой Акселя (он же исполняет в фильме главную роль), в отличие от героя венгерского фильма, сбегает от тягостной реальности жизни своей семьи в мир спортивного клуба, где царствуют примитивные и лживые законы мелких озлобленных бандитов. Но, как бывает в добротном сценарии (тоже написанном Акселем Хенни), с какого-то момента в жизни героя одно событие порождает целую цепь действий, изменяющих привычный ритм будней. Девиду не нужно бежать от себя, как Булчу, ему, наоборот, нужно обрести себя настоящего в мире господства толпы, серости и насилия.

Еще одна история одиночества рассказана в бразильском дебюте «Другая сторона улицы» Маркоса Бернштайна. Сквозь детективный сюжет явственно просматривается типичная латиноамериканская мелодрама. Главную роль одинокой, скучающей женщины блестяще играет Фернанда Монтенегро, номинированная на «Оскар» за роль в фильме «Центральная станция», который, кстати, прославил режиссера-дебютанта Бернштайна как сценариста. Если бы не затянутости и пробуксовывание интриги, видимо, призванные передать все краски женского увядания, фильм получился бы более смотрибельным.

Пожалуй, таким же вялотекущим сюжетом отличился и датский фильм Паприки Стеен «После мессы». Будучи «лицом «Догмы», Стеен и в режиссерском дебюте следовала большинству «догматических» приемов: глубокое исследование психического состояния своих героев, анализ их отношений, диагностирование депрессивного состояния всех без исключения персонажей, включенных в орбиту главных героев. В этом фильме все в печали, все одиноки, все вызывают жалость, все устали бороться и находятся в критической стадии «замерзания». Но в отличие от фильмов классической «Догмы», «После мессы» показался рассчитанным на более широкого зрителя.

Еще одна грань одиночества исследована в фильме «Дорогой Френки» Шона Авербаха. Как всегда добротная киношкола Великобритании показала себя с наилучшей стороны. В этом фильме одиночество главной героини и ее сына (прекрасная детская актерская работа) продиктовано, казалось бы, банальной ситуацией — Лиззи и Френки сбежали от деспота, который бил жену и сделал глухим собственного сына. Бытовой, чернушный конфликт остается где-то за кадром, и режиссер дает нам возможность в буквальном смысле насладиться историей о нежности, бережности, трогательности отношений матери и сына, уставшей от одиночества женщины и мужчины-одиночки, мальчика, нуждающегося в отце, и мужчины, нуждающегося в любви ребенка.

Фильм, наделавший шуму в Каннах, благодаря гневным выступлениям со сцены Фестивального дворца израильтянки Керен Йедайя — «Мое золотце» рассказывает историю тель-авивской проститутки и ее дочери, ищущих пути выбраться со дна. В программе полного метра этот фильм выделяется яркой социальной направленностью.

«Варшава» Дариуша Гаевского, ученика великого польского кинорежиссера Войцеха Хаса, также до «Молодости» собрала целый урожай престижных фестивальных наград. Сюжет фильма, словно калейдоскопическая мозаика, складывается из эпизодов жизни разных героев, съехавшихся в Варшаву в поисках счастья и попавших в страшную автокатастрофу. В течение одного дня жизни мегаполиса исследуются жизни маленьких людей — их микрокосмос.

Одним из фильмов, привлекших к себе внимание фестивальной публики, благодаря участию Украины, стала картина «Кровное единство» Олега Гаренчара. Украинская часть фильма состоит в том, что в нем как сопродюсер дебютировал Николай Княжицкий. В результате получилось нечто среднее между коммерческим и авторским кино. В скроенном по голливудским лекалам фильме (Гаренчар как кинематографист сформировался именно в Америке) все тип-топ: интрига, добро и зло, любовь и ненависть, поиск своих корней, самого себя, неоднозначный финал. В главной мужской роли снялся известный американский актер Рудольф Мартин. Его присутствие в фильме, а также чисто голливудская «хорошесделанность» вполне могут обеспечить кассовый успех картине. На роль ангела-хранителя двух главных героев, украинца по фильму, пригласили Анатолия Кузнецова, который сыграл по-нашему: добротно и широко. Все же чисто славянские поиски истины, душевные метания, самоидентификации и другие страсти в этом фильме показались весьма умозрительными, ибо герои его больше схематичны, чем того хотелось бы, очевидно, самим создателям. В любом случае дебют и режиссера, и украинского продюсера можно считать удавшимся. Уже задумана следующая совместная картина о Захер Мазохе, которую планируется снимать полностью в Украине.

Самым высококультурным фильмом полнометражной «Молодости» я бы назвала швейцарский дебют Доминик де Ривас «Мое имя — Бах». Редкий случай создания в современном кинематографическом мире (тем более дебютном) костюмного фильма, основанного на исторических фактах, многосложного, философского, требующего огромной подготовительной и исследовательской работы. Относясь очень настороженно к созданию кинобиографий гениев, должна заметить, что этот фильм по праву можно назвать одной из лучших экранизаций одного из эпизодов жизни великого Баха. Как лучший швейцарский фильм 2003 г. «Мое имя — Бах» официально выдвинут на премию «Оскар». Созданный в соавторстве с историком музыки, биографом Баха Жан-Люком Буржуа, сценарий фильма основан на историческом факте посещения Бахом двора короля Фридриха II. Одна неделя из жизни властелина и композитора подарила миру одно из величайших произведений — «Музыкальное приношение». Именно через историю его создания рассказана история отца и сына. Причем не только отца Иоганна Себастьяна Баха и его сына Фридемана, но и история поиска прусским королем отца, наставника в лице И.-С.Баха. Эта тема — лишь вымысел авторов, но какой метафоричный! Душевная болезнь Фридриха Великого, его безумное одиночество, гомосексуализм, о котором до сих пор никто не осмеливался заявить посредством художественного осмысления, и др. реальные факты — в этой истории обрастают истинной поэзией. А символическая тема поиска священного Грааля, как подтекст, придает некий эпический, притчевый смысл и, наконец, поднимает над всем главную тему фильма: ущербности власти и достоинства искусства. Шикарные актерские работы, тонкое, умное, высококультурное музыкальное оформление, костюмы знаменитой Вивьен Вествуд и многие другие вещи делают этот фильм настоящим произведением киноискусства.

Российский фильм «Марс» Анны Меликян на фоне остальных полнометражек, пожалуй, самый наивный, неровный и вторичный. К сожалению. Ибо видны достоинства Анны Меликян как режиссера — чувствуется школа мастера Сергея Соловьева. Но, на мой взгляд, дебютантки не хватило на целый фильм при всей ее мастеровитости. При том, что Меликян, так же, как и актер Артур Смолянинов, отрицала какую-либо схожесть с «Шиком» Худайназарова (в котором также снимался Смолянинов) или подражание актрисы Наны Кикнадзе Ренате Литвиновой — все это имело место быть. Главной фишкой фильма стал Гоша Куценко, сыгравший роль «в полноги», но сочинивший и исполнивший милую песенку — самая оригинальная и искренняя удача фильма. Еще одна несомненная удача фильма — Настя Кутепова (внучка украинского театрального режиссера Ирины Молостовой и балетмейстера Бориса Каменьковича) в роли девочки. Воистину зрелая, полноценная актерская работа.

Очень серьезной и удачной работой стал дебют белорусского режиссера Андрея Кудиненко по прекрасному сценарию Александра Качана (кстати, написавшего большую часть сценария на своей родине, в Киеве) — «Оккупация. Мистерии». Всем известно, что тема партизанского движения для белорусов — священная корова. Но этот «раздражитель», сделавший фильм оппозиционным, для данной работы никакой принципиальной роли не играет. Просто на основе событий Второй мировой режиссер сотворил настоящую мистерию, как средневековый жанр, в котором актеры разыгрывали библейские сюжеты, но на свой манер, за что и были гонимы церковью. Жанр фильма, вынесенный в название, предопределил судьбу картины. Итак, сакральный сюжет — тема партизан — основа нескольких новелл, дивным образом переплетающихся друг с другом, дал возможность авторам создать своего рода притчу. Этот мощный фильм, словно древнегреческая трагедия, где сюжеты вечны, как сама жизнь, и повторяться они могут где угодно, как угодно и когда угодно…

…Так же, как и «Молодость», которая повторяется из года в год, несмотря ни на что и вопреки всему. Хотелось бы, чтобы и на XXXV «Молодости» полнометражная программа была такой же цельной, взвешенной, ровной и не было ни одного фильма, с которого хотелось бы потихоньку сбежать. Надо отдать должное отборщикам фестиваля — каждая лента заслужила внимание зрителей, в каждой есть в большей или меньшей степени оригинальные, неповторимые, самостоятельно рожденные кинонаходки. Каждую из них можно смело назвать фильмом человека, вступившего в пору зрелости. Собственно, как и самой «Молодости»…

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме