ТИХИЙ ЮБИЛЕЙ ГЕНИЯ

Поделиться
Армянин, рожденный в Тбилиси, прославивший своим именем украинское кино в мировом масштабе, режиссер и сценарист, истинный художник Сергей Параджанов родился девятого января 80 лет назад...

Армянин, рожденный в Тбилиси, прославивший своим именем украинское кино в мировом масштабе, режиссер и сценарист, истинный художник Сергей Параджанов родился девятого января 80 лет назад. Его жизнь похожа одновременно на авантюрный и рыцарский романы, во всей первозданности жанра лишенные фальшивой монументальности. О нем самом, о его великих киноопусах сказано и написано столько, что, казалось, достаточно произнести заветное имя — Параджанов, и в благодарных зрительских кругах сами собой возникнут воспоминания и ассоциации. Но более чем камерное празднование юбилея Мастера, творчество которого вошло в золотой фонд мирового кинематографа, навело на мысль — новому поколению кинозрителей это великое имя может ничего не сказать.

Маэстро приглашает на свой юбилей

От рождения в Тбилиси в 1924 году до выхода в Киеве его первого шедевра — фильма «Тени забытых предков» прошло полжизни, насыщенной учебой, работой и путешествиями, желанными и вынужденными, по огромной тогда единой стране. Параджанов учился на вокальном факультете Тбилисской консерватории и там же — в институте инженеров железнодорожного транспорта, на строительном факультете. Окончил режиссерский факультет ВГИКа, его учителем был Игорь Савченко. Дипломной работой Сергея Параджанова был фильм «Молдавская сказка», а режиссерским дебютом стала картина «Андриеш». Затем его именем освящены несколько документальных и научно-популярных лент, среди которых фильмы, посвященные заметным явлениям украинской культуры, — «Наталия Ужвий» и «Думка». Правда, сам режиссер впоследствии не считал этот период удачным в своем творчестве, называя эти картины «хламом».

Мировая слава обрушилась на Сергея Параджанова после выхода в свет «Теней забытых предков», снятых по мотивам произведений Михайла Коцюбинского. Эта лирико-романтическая ода гуцульской культуре, снятая армянским грузином, кровной составляющей которого стало глубокое понимание украинского, более того — специфического западноукраинского этноса. Главными составляющими самобытной поэтики этой картины становятся цвет и непривычная уху мелодика речи, придавая истории любви энергетику языческой притчи. Фильм получил многочисленные награды престижнейших международных кинофорумов, среди которых премия за лучшую режиссуру и приз на кинофестивале Мар-дель—Плато в Аргентине и Кубок фестиваля фестивалей в Риме. У «Теней» появилось большое количество почитателей среди киноманов. Лишь официальная советская критика режиссерского почерка художника, который резко отличался от стройных прописей социалистического реализма, не приняла отрицательно высказавшись об этом выдающемся кинопроизведении.

Всемирная известность принесла Параджанову долгий вынужденный простой в работе. Работа над фильмом «Киевские фрески» приостановлена. Перспектив никаких. В отчаянии Мастер посылает телеграмму Косыгину с просьбой отпустить «единственного безработного кинорежиссера в Советском Союзе» через советско-иранскую границу, дабы стать родоначальником иранского кино. Эти и другие горькие «шутки» дорого стоили Параджанову — его отправили в заключение, сфабриковав мерзкое дело по некрасивой статье.

Но до этого режиссер снимает на Ереванской киностудии фильм «Цвет граната». В основе сюжета — жизнь классика армянской литературы Саят-Нова. Но режиссера интересуют не хитросплетения биографии поэта, а живая плоть творческого духа. Сдержанная экспрессия каждого кадра картины, буйство цветовых полутонов внутри лаконичной цветовой гаммы, безупречная выстроенность актерских работ продолжают совершенствовать манеру Параджанова, оттачивают находки, найденные в «Тенях забытых предков».

А после «отсидки», прерванной личным обращением Луи Арагона к Леониду Брежневу, Параджанов совместно с Абашидзе ставит на киностудии «Грузия-фильм» «Легенду о Сурамской крепости» — предание о юноше, замуровавшем себя в ее стены. В этой работе еще более ярко виден придуманный режиссером киноязык, сделавший «Легенду о Сурамской крепости» еще одним киношедевром.

Две последние работы Сергея Иосифовича — документальный фильм, посвященный Пиросмани, и художественная картина «Ашик-Кериб», снятая по мотивам сказки М.Лермонтова и посвященная памяти Андрея Тарковского, творчество которого и дружба были высоко ценимы Параджановым. Смерть пришла за ним, когда в Ереване началась работа над автобиографической картиной «Исповедь». Кроме киношедевров, неснятых сценариев, пьес, в творческом наследии Сергея Параджанова уникальные художественные работы и коллажи, в искусстве создания которых ему не было равных.

Восьмидесятилетний юбилей Мастера широко отмечается в Армении, даже во взбудораженной последними политическими событиями Грузии не забыли о своем земляке. В Москве проводится целый ряд мероприятий, связанных с этой датой: проходят ретроспективы его фильмов, в частности в Доме Ханжонкова, в Доме кино, в самых престижных выставочных залах демонстрируются художественные работы Параджанова.

В нашем же отечестве день рождения автора «Теней забытых предков» отмечала группа энтузиастов, для которых предоставил малый зал кинотеатр «Украина». За что отдельное спасибо его генеральному директору Евгению Шаломееву. Ни Союз кинематографистов, ни Министерство культуры и искусств в этом деятельного участия не принимали. Справедливости ради надо сказать, что несколько их представителей присутствовали на вечере. В частном, видимо, порядке, из уважения к памяти юбиляра.

А организовали все на личном энтузиазме и почтении к памяти большого художника его давние друзья и почитатели — режиссер Роман Балаян, художник и скульптор Николай Рапай, руководитель продюсерского агентства «Березілля» Сергей Проскурня и оператор Виктор Ефименко со своей женой и дочерью. В фойе, несмотря на сопротивление местных пожарников, была организована блиц-экспозиция удивительных работ Виктора Ефименко «Параджанов. Неизвестные портреты», а ставрополец Николай Блохин презентовал свою книгу, изданную в России при участии многочисленных спонсоров, — «Изгнание Параджанова». В зале же рядом с экраном стоял великолепный портрет Маэстро, возле которого горели свечи. Воспоминаниями о нем делились его вдова, Иван Дзюба, Тамара Шевченко и Сергей Тримбач. Потом небольшое количество собравшихся в зале кинотеатра людей плавно «перетекли» в мастерскую Николая Рапая, в которой так любил бывать Параджанов. Еще в этот же день в кинотеатре «Кинопанорама» усилиями его директора Тамары Шулаковой на утреннем сеансе были показаны «Тени забытых предков». Правда, об этом мало кто знал — никакой рекламы, кроме как возле кинотеатра, которая, правда, была вывешена за неделю, не было. Откуда на нее взять деньги?!

Не знаю, нормально ли говорить об уважении к культурным традициям, если факт восьмидесятилетнего юбилея остался за рамками интересов государственных структур и мужей, «отвечающих за искусство». Становится понятным также, почему Национальное ТВ не озаботилось показать ретроспективу фильмов Сергея Параджанова. Коммерческие же каналы, видимо, сочли картины Мастера нерейтинговыми. Вот и растут поколения, которым имя маэстро Параджанова ни о чем не говорит. Грустный юбилей гения…

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме