- «Я не увижу знаменитой Федры», - в старинном, многоярусном театре...» О.Мандельштам
Гремела музыка, сверкала огнями сцена, рукоплескал зал - в Киевском театре им. И.Франко, в международный день театра - 27 марта - происходило вручение театральной премии «Киевская пектораль-93», учрежденной Киевским отделением Союза театральных деятелей Украины, ассоциацией «Киевтеатр» и Главным управлением культуры Киева. Премия - по типу американского «Оскара» - вручалась по 11 номинациям. Победителем в этом творческом соревновании оказался режиссер Олег Липцин. Лучшим был признан и спектакль, поставленный им в Киевском театре-студии «Театральный клуб» «Дюшес» по роману Д.Джойса «Улисс». Пектораль за лучшее исполнение женской роли получила Тамара Плашенко - исполнительница роли Молли Бидм в этом спектакле.
В числе претендентов на получение «Киевской пекторали-93» были и художник-дизайнер «Театрального клуба» Игорь Лешенко, и актриса Алла Даруга. Победа молодого театрального коллектива была убедительной, ведь среди лауреатов «Киевской пекторали-92» по этим номинациям режиссер Роман Виктюк и актриса Ада Роговцева. По мнению строгих судей между «Дюшесом» и другими спектаклями киевских театров, поставленных в 1993 году, разрыв явный, ощутимый, но... Но театр «Театральный клуб» киевлянам неизвестен и спектакли его тоже. Легендарный «Дюшес» смогли посмотреть не более 100 человек. Он шел всего 3 раза, и ныне его уже не существует. Да и сам театр существует на уровне легенды. Почему?
В конце 80-х годов в театральной жизни Украины произошел настоящий бум - в течение года возникло более ста театров-студий. На Украине студийное движение имело одну существенную особенность - в отличие от других стран и республик, где студии возникали, в основном, из самодеятельных и любительских молодежных коллективов, - оно на 95% состояло из профессионалов. Нереализованность актерских и режиссерских личностей, их стремление к самовыражению способствовали появлению этих коллективов. По счастливой случайности это совпало с началом работы на Украине группы режиссеров - учеников известного в мире Мастера Анатолия Васильева. Олег Липцин - один из них.
В 1988 г. он создал в Киеве театр-студию «Театральный клуб». Учредитель - ТПО «Укртеатр» СТД Украины. Финансово не баловали. А если точнее, средств не выделяли (за их неимением, если быть еще точнее). Как существовал «Театральный клуб» в то время, представить себе трудно. С помещением было очень сложно. Разместились в подростковом клубе. Отстаивая правил на пребывание в помещении подросткового клуба, актеры театра до последнего дня пребывания в этом помещении кроме детской театральной студии вели кружки музыки, пения, изобразительного искусства, мягкой игрушки и чего-то еще. (Бесплатно, разумеется!..)
«Театральный клуб» был похож на дом - обжитой и уютный. И, кроме этого, он постепенно становился духовным центром. В крошечном фойе театра постоянно менялись художественные экспозиции, проводились литературные чтения - Ахматовские, Булгаковские, на них съезжались крупнейшие литературоведы (Булгаковские чтения, например, вела Мариетта Чудакова). Но главным были все-таки спектакли.
На I фестивале-смотре, по мнению и зрителей и жюри, был спектакль «Театрального клуба» «Я» - фантастическое соединение прозы Н.Хвылевого и драматургии Ж.Кокто. Этот спектакль возвел и молодого режиссера Олега Липцина, и молодых актеров Оксану и Владимира Маляренко в ранг мастеров.
На втором фестивале-смотре театров-студий Киева в 1992 году за спектакль «Антигона» Софокла Олег Липцин получил диплом за лучшую режиссуру, художники Маргарита Сойфертис и Игорь Лешенко - за лучшее художественное оформление спектакля, а актриса Алла Даруга - за лучшее исполнение женской роли.
В это время Олег Липцин уже репетировал «Дюшес» и весной в 1993г. показал его премьеру.
За 5 лет существования «Театрального клуба» было создано 8 спектаклей.
В 1992 году «Театральный клуб» со спектаклем «Антигона» пригласили на гастроли в Австрию, и там ему предложили осуществить международный театральный проект - регион Верхняя Австрия проводил театральный фестиваль центр «Культур им ГУГГ» в г.Браунау. Олега Липцина и его актеров пригласили участвовать в этой культурной акции. Для постановки была выбрана пьеса «Шарманка» Андрея Платонова, одного из самых любимых авторов Олега, и были приглашены актеры из Польши, Германии, Литвы, с которыми Олег работал ранее. И инсталляция Игоря Дещенко, посвященная культурному слою 30-х годов нашей страны и спектакль произвели огромное впечатление на зрителей. «Кузьма» - так назывался спектакль - был признан лучшим на фестивале. С триумфом возвращались в Киев, домой, но возвращаться no-сути, было уже некуда. Дом, в котором находился подростковый клуб, закрыли на капитальный ремонт и театр выселили.
О возможностях выселения знали, к выселению готовились. Переписка по этому поводу разных вышестоящих организаций и администраций длилась более двух лет и составила объемную папку. Сменялись министры культуры, но помочь перспективному, творчески значимому театральному коллективу не смог (или не захотел?) никто.
В чем причина такого сложного существования «Театрального клуба»? Ведь лидерство его бесспорно. Ведь существует ряд театров-студий, которые получают государственную дотацию. Некоторые из них переведены в ранг государственных театров.
Может быть, потому, что при возведении в ранг государственного обязательным условием есть наличие собственного помещения, которого у «Театрального клуба» нет?
Может быть, сложности существования обусловлены личностью Олега Липцина - ведь бывают же режиссеры требовательные, конфликтные, скандальные... Но Олег человек очень интеллигентный, ранимый, вот, правда, максималист, да еще возвел максимализм в творческую программу своего театра.
Сегодня Австрия предлагает Олегу Липцину осуществить еще один театральный проект, австрийский кинорежиссер Андреас Фибер по заказу правительства Австрии сделал фильм о режиссере О.Липцине, испанцы предлагают ему создать театральную школу - они хотят у него учиться, многие актеры мечтают о том, чтобы работать с ним... Это с одной стороны, а с другой - у «Театрального клуба» на расчетном счету почти нет средств, фонд «Возрождение» отказал в финансировании проекта, коллегия по драматургии Министерства культуры отказала в оплате инсценировки «Дюшеса», а фонд коммунальной собственности в выделении помещения. У театра есть имидж лучшего театрального коллектива Киева. Но нет даже формального юридического адреса.
«Он не увидел знаменитой Федры в старинном многоярусном театре!»
А.Галич
И все же театр существует. Кроме Джойса, репетируют еще три спектакля. Репетируют по домам. Собираются на фестиваль «Золотой Лев-94» во Львов.
Так и живет этот удивительный режиссер, демонстрируя варианты взаимоотношения художника и власти в государстве, в котором мизерный бюджет ассигнований на культуру фактически расходуется на одну треть, где катастрофически падает уровень культуры, так и живет он, опускаясь с вершин творческих побед в бездну равнодушия, из которой эхом долетают отзвуки лозунгов о духовности и национальном возрождении.