Польский вариант
Вряд ли найдется другой такой город, где бы на маленьком пространстве, тесно прижавшись друг к другу, на протяжении столетий соседствовали и мирно уживались университет, тюрьма, католический собор и театр. Не правда ли, странное сожительство, не хватает лишь банка. Однако этому соседству уже давно никто не удивляется в городе Торуни (именно в этом старинном польском городе такое соседство), как и тому, что вот уже седьмой год подряд именно этот небольшой городок становится театральной меккой Европы. Именно сюда ежегодно приезжают коллективы различных театральных направлений. Здесь можно увидеть спектакли мастеров с мировым именем и творение режиссера, делающего свои первые шаги. Девиз этого фестиваля, очевидно, в простом словосочетании: театр сегодня во всех проявлениях. Устроители фестиваля как бы из лоскутков-спектаклей различных жанров и направлений составляют порой чрезмерно пеструю картину европейского театра в конкретном году. Этот принцип заложила основатель фестиваля «Контакт» Кристина Мейсснер, и после ее ухода в краковский «Старый театр» новое руководство фестиваля в лице Ядвиги Олерадзкой и Анджея Бубеня остались верны этому направлению.
Правда, за эти годы в программу фестиваля попадали спектакли, вызывавшие только недоумение и растерянность, но и они имели право на участие, по мнению устроителей, так как были событийными для той страны или города, откуда приехали. Однако, как утверждают фестивальные зубры, - если на таком крупном фестивале состоится пару событийных театральных работ, то это уже можно считать успехом фестиваля. Если это утверждение верно, то Международный театральный фестиваль «Контакт-97» с полным правом может быть причислен к событиям европейского театрального сезона 96-97 годов. Из шестнадцати показанных спектаклей о пяти-шести можно с полным правом говорить, как о театральном событии не только фестиваля, но и сезона.
Однако обо всем по порядку.
Практически ежегодно фестиваль «Контакт» представляет новую работу одного из режиссеров с мировым именем - Эймунтаса Някрошюса. В этом году фестиваль открывался его спектаклем «Гамлет» В.Шекспира. Партитура этого спектакля разработана, как всегда, до мелочей, расписана по сантиметрам, секундам и настолько сложна, многогранна, что требует серьезного разбора и осмысления. Я видел порядка десяти прочтений этого действительно неисчерпаемого по своим философским глубинам творения Шекспира, разных режиссеров, среди которых были Ю.Любимов, И.Бергман, К.Комиссаров. В каждой из тех сценических версий главенствующим становился тот или иной мотив, событие, личность, ставшие катализатором произошедшей трагедии. Наякрошюс предлагает свою версию классического сюжета, в которой Тень отца Гамлета, персонаж, не замеченный многими режиссерами, становится движущей силой свершившихся коллизий. Именно он, этот персонаж, руководит всем происходящим. «Гамлет» Някрошюса необходимо смотреть несколько раз. Он захватывает так мощно, что все виденные до него интерпретации отходят на второй план. На реализацию замысла работает каждая деталь, вещь, присутствующая на сцене. При этом спектакль напрочь лишен всякой театральной мишуры. Открытием стал исполнитель Гамлета Андрюс Мамонтовас, известный в Литве как прекрасный рок-певец. Непрофессиональный 29-летний Мамонтовас в руках Някрошюса сумел достичь трагедийных высот и стал прекрасным партнером для такого блистательного актера, как Владас Багдонас, играющего отца Гамлета.
Открытием стал и лермонтовский «Маскарад» в постановке еще одного литовского режиссера - Римаса Туминаса. Его прочтение классики оказалось дерзким, напрочь разрушающим какие-либо каноны, но необычайно убедительным, зрелищным и заразительным. Все переосмысления имеют жесткую мотивацию и подкреплены филигранной актерской игрой. В этом спектакле эпицентром событий становится князь Звездич в блистательном исполнении Витаутаса Шапронаускаса. Вообще-то есть смысл запомнить это имя. В недалеком будущем он может стать звездой литовского театра. И этот спектакль необычайно многослоен. Необходимо заметить, что спектакли из Литвы заставили говорить об этой стране как о театральной сверхдержаве. Ни одна другая страна не могла на этот раз сравниться с Литвой по значимости представленных работ.
Традиционно интересно, хотя и скромно, были представлены на фестивале и такие театральные державы, как Россия, Польша. В российской программе следует отметить «Песню о Волге» Резо Габриадзе, поставленной им в петербургском театре «Сатиры». Спектакль необычайно трогательный, я бы сказал, несколько сентиментальный, где куклы в очередной раз доказали, что им подвластен любой жанр - комедия, мелодрама, трагедия. И я не уверен, что «живые» актеры смогли бы так полнокровно реализовать замысел Резо Габриадзе. В этом небольшом кукольном повествовании уместилась вся история Второй мировой войны, увиденная глазами маленького человечка, простого солдата, и самой обычной, но влюбленной лошади.
Конечно же, привлек внимание, как всегда, парадоксальный Кристиан Лупа, показавший спектакль, поставленный им в «Старом театре» Кракова по пьесе Т.Бернхарда «Родня». Вот уж где можно было лицезреть настоящий психологический театр, созданный режиссером, а не постановщиком. Три часа три актера в стационарном павильоне проживают коллизии трагической истории отпрысков старинного рода. Саму пьесу можно было бы с полным правом назвать драмой для чтения, имея в виду ее малодейственность. В ней нет лихо закрученного сюжета, неожиданных поворотов. Однако на протяжении всего сценического действия трое исполнителей держат зал в напряжении, заставляя то слушать, затаив дыхание, то плакать, то смеяться. Три блистательных польских актера заставляют зрителя жить одной с ними жизнью. Спектакль Лупы довольно пессимистичен и самодостаточен. Он откровенно не рассчитан на массового зрителя, и у одних вызывает восторг, у других - глухое раздражение. Однако, и те, и другие отдают должное его высочайшему профессионализму.
То же можно, очевидно, сказать и о спектакле «Дрейф» голландского театра «Визави», ставшего негласным фаворитом фестиваля. Предметом феерического шоу на воде стала планетарная катастрофа, такой себе всемирный потоп, поставленный и сыгранный с юмором и изобретательностью.
Дрейфует мир в голландском спектакле, дрейфует театральное искусство вообще, и Украина не исключение.
Почти каждый год фестиваль «Контакт» приглашает театры с Украины. Приглашает те театры, которые получили какие-то премии, скажем, «Киевскую пектораль», и каждый год те, кто знакомы с украинским театром, знают актеров, режиссеров, с удивлением спрашивали устроителей «Контакта», почему в его программу попадают именно эти маловразумительные спектакли, хотя и «опектораленные», а не серьезные работы. В этом году ситуация несколько изменилась, и Торунь открыл для себя венгерский театр с Украины.
Береговский театр им. Дюлы Ийеша представил на суд фестивального зрителя «Убийство в соборе» Томаса Эллиота. В Торуни спектакль был сыгран в действующем соборе. Думаю, не надо объяснять, насколько сложно играть в живом историческом интерьере. Его невозможно переиграть. Да и не стремился к этому режиссер спектакля Аттила Виднянский. Он вписал свой спектакль в эту среду, сделал его частью архитектурного сооружения. Временами это производило шоковое впечатление. Накал страстей был столь велик, что создавалось ощущение, будто персонажи - ожившие души, обитающие в этом соборе. Жизнь человеческого духа превалировала над постановочными изысками. Работа береговцев увенчалась успехом, и впервые именно А.Виднянский стал обладателем приза как самый молодой режиссер фестиваля. Впервые за многие годы спектакль с Украины вызвал не глухое раздражение, а дал повод для активных размышлений.
Был на этот раз и другой спектакль с Украины - «Вишневый сад» Антона Чехова в постановке Владимира Кучинского, сыгранный актерами Львовского театра им. Леся Курбаса. В.Кучинский и его актеры прекрасно известны в Украине и за ее пределами. Кучинский снискал себе славу режиссера-экспериментатора, который находится в постоянном поиске нового театрального языка, новых средств выразительности. Однако, как мне кажется, его спектакль «Вишневый сад» на этом фестивале не произошел, оставив зрительный зал в некоторой растерянности от увиденного. Те же, кто видел спектакль во Львове, утверждают, что там, в родных стенах, он был точен, интересен и заразителен своей органикой. Тогда хочется спросить, что же случилось в Торуни? Единственное, что я точно знаю, - торуньский фестиваль «Контакт» стал той лакмусовой бумажкой, которая дает возможность выявить истинных лидеров в этом многокрасочном театральном мире. Здесь не спасают ни «пекторали», ни «маски». Именно здесь начинаешь осознавать степень провинциальности многих наших рецензентов, воздающих хвалу одним спектаклям и хулящих другие, пытаясь все подогнать под одну планку. А главное, начинаешь осознавать, что, не владея сегодня общей театральной ситуацией в мире или хотя бы в Европе, невозможно осмыслить процессы в области театра, происходящие в родном отечестве. Железный занавес давно поднят, а мы продолжаем жить с ощущением его тяжести. Необходимо не только ездить по международным фестивалям, но и приглашать в Украину все, что есть лучшего в театральном мире. Тогда, может быть, и критерии отбора на фестивали, и присуждения очередных премий несколько бы изменились.