ТЕАТР РИСКУЕТ И ВЫИГРЫВАЕТ

19 июля, 2002, 00:00 Распечатать Выпуск № 27, 19 июля-26 июля 2002г.
Отправить
Отправить

Только любовь способна победить смерть — эта истина настолько же стара, насколько всегда и нова. Е...

Только любовь способна победить смерть — эта истина настолько же стара, насколько всегда и нова. Ее энергоинформационная плотность так велика, что только через библейское: «имеющий уши да услышит», может быть воспринята во всей глубине. Иначе говоря, любовь, побеждающая смерть, проявляется только на собственном опыте, только в своей индивидуальной уникальности. Искусство немыслимо без любви. Каждый художник, будь то поэт, композитор, скульптор, говорит в своем творчестве о любви, воплощая разные ее грани. Шекспир в «Ромео и Джульетте» рассказал о любви, ради которой стоит умереть, а итальянский драматург Карло Гоцци написал пьесу о любви, которая победила смерть. Это «Турандот», сказка о злой китайской принцессе, убивающей своих женихов только потому, что они мужчины, и о принце Калафе, которому удалось остановить поток смертей и помочь Турандот взглянуть на жизнь по-новому, через любовь. Говоря языком современной психологии, Турандот идентифицировала себя с принцессой Лиу-Линь, которой в давние времена насильно овладел завоеватель, и от ее имени мстит всему мужскому роду; однако за этим скрываются ее собственные страхи перед мужским началом, воспринимаемым как подавляющая, разрушительная сила. Калаф борется с принцессой ее же оружием: если она узнает, как его зовут, он готов умереть; это мистическая загадка, поскольку тайна имени содержит в себе тайну человеческой судьбы. Таким образом, угадавший имя сможет получить власть и над самой судьбой. «Его имя Любовь!» — говорит в финале Турандот, тем самым не только преодолевая свои страхи, но и выводя мужчину на уровень символа.

В начале ХХ века сказка К. Гоцци вернулась на театральные подмостки разных стран. Евгения Вахтангова привлекал в этой пьесе изящный искрометный стиль итальянской комедии масок, сохраняющий простор для импровизации; а Джакомо Пуччини — внутреннее напряжение борьбы между мужчиной и женщиной, любовь, рождающаяся из смерти. «Турандот» — последняя опера итальянского композитора, обладавшего гениальной способностью воплощать в мелодиях эмоцию любви. Любовная история — непременное ядро каждой оперы композитора, будь то Монмартр, Япония, Рим или сказочный Китай; в отличие от Дж.Верди, арии которого необыкновенно красивы, но всегда предельно объективизированы, музыка Пуччини сочетает в себе чувственность и душевный подъем, она эмоционально направлена на раскрытие всех уголков души слушателя. Несколько видоизменив в либретто пьесу Гоцци, композитор выделяет в сюжете две скрещивающиеся линии: любовь Калафа к Турандот и безответную любовь маленькой служанки Лиу к принцу. Именно в тот момент, когда она жертвует собой ради Калафа, не желая открывать его имени, для холодной Турандот впервые приоткрывается главная тайна жизни — тайна любви, преодолевающей смерть.

Турандот является вершиной творчества Дж.Пуччини, итогом его творческого пути, причем итогом незавершенным, поскольку счастливого финала, в котором Турандот назовет Калафа Любовью, композитор написать не успел. Опера эта не так часто появляется на театральных подмостках Восточной Европы, поскольку ее постановка сопряжена с немалым количеством технических сложностей. Для любого театра постановка «Турандот» равносильна экзамену на творческую зрелость, связана с определенным риском. Этого не побоялся Харьковский академический театр оперы и балета им.Лысенко, показавший в конце мая премьеру последней оперы Пуччини. Яркое действенное зрелище было создано благодаря творческому дуэту режиссера-постановщика Н.Яремкива и главного художника театра Н. Щвец: образ дракона, разевающего пасть и сплетающего хвост бесконечными кольцами, заполнил огромную сцену театра, вызывая ассоциации с Великой Стеной, которой окружает свое сердце гордая принцесса; стеной, возведенной в память о бесчисленных жертвах женской красоты, не согретой любовью.

Николай Яремкив — драматический режиссер, хорошо известен в Украине; он поставил ряд блестящих, искрометных и всегда очень музыкальных спектаклей. На Западе приглашение режиссера драмы в оперу является делом достаточно обычным, и спектакль Харьковского оперного театра подтверждает оправданность подобного шага. Это сказывается в умело организованном движении хора и массовки, в смысловой наполненности этого движения, в эффектной подаче выходов главной героини, а также в построении основных образов, в актерских работах солистов. Но самое главное достоинство режиссерской работы Н.Яремкива в той чуткости, с которой он отнесся к музыкальной ткани произведения, не вступая в творческие противоречия ни с музыкой Пуччини, ни с режиссурой музыкального руководителя спектакля, дирижера-постановщика В. Куценко.

Позиции дирижера в опере безусловно намного сильнее режиссерских, поскольку именно дирижер может услышать подлинный темпо-ритм, заданный композитором, и воплотить его вместе с исполнителями. Харьковская «Турандот» впечатляет прежде всего необыкновенной слаженностью звучания оркестра, хора и солистов, точным мастерским исполнением далеко не простых вокальных ансамблей, которое сразу же выводит спектакль на достаточно серьезный европейский уровень. И в этом немалая заслуга дирижера-постановщика.

Но главной зоной творческого риска в постановке последней оперы Дж.Пуччини являются, конечно же, исполнители заглавных партий. Те, кто интересуется музыкальным театром, хорошо знают, что партия принцессы Турандот — одна из самых сложных в мировом репертуаре, певица должна обладать не только сопрано большого диапазона, но как бы двумя голосами: резким стеклянным звуком для принцессы-сфинкса, загадывающей смертельные загадки, и теплым тембром потрясенной страдающей женщины. Композитор с тонким психологизмом выстраивает образ Турандот, впервые на мгновение появляющейся только в конце первого действия, в течение которого речь все время идет о ее необыкновенной красоте. Таким образом, интерес зрителя подогревается в достаточно сильной степени, что создает дополнительные сложности для певицы и режиссера.

О. Скворцова, исполнившая партию Турандот, с этими сложностями справилась — как с точки зрения зрелища, поддержанная великолепными костюмами Н. Швец, так и музыкально. Правда, удачнее у нее получилась первая Турандот — холодная, отрешенная, похожая на хищную птицу; момент же перехода к страдающей женщине, а потом — к сияющей возлюбленной, пока что не до конца убеждает. Видимо, в мощном голосе О. Скворцовой не хватает интимных лирических интонаций, составляющих главное обаяние женского сопрано, либо же на исполнении сказалось премьерное волнение. Не менее сложна и партия Калафа; В. Васькову удалось избежать общетеноровой условности, влекущей за собой определенный набор сценических штампов, и создать живой образ страстного, эмоционально открытого принца, называющего себя Любовью. Певец в течение всего спектакля ни разу не выпадал из действия, так что его было интересно не только слушать, но и смотреть на него. О. Скворцова, В. Васьков, О. Красильникова, исполнившая партию Лиу, — выпускники Харьковского института искусств, поэтому харьковская вокальная школа по-прежнему на высоте.

За последнее столетие оперный жанр не раз объявляли недееспособным, отжившим свой век, и действительно, ритм сегодняшней жизни во многом расходится с временной обстоятельностью классических опер, со сложностью музыкальных образов, с необходимостью слуховой и духовной подготовки для их восприятия. Тем не менее три премьерных спектакля «Турандот», прошедшие с полным аншлагом, говорят о том, что слухи о смерти оперы несколько преувеличены. Безусловно, доступ к аудио и видеоинформации выдвигает новые требования к постановке оперных спектаклей, в которых все компоненты были бы равносильными, равнодействующими на зрителя. Харьковский театр оперы и балета рискнул поставить именно такой спектакль и выиграл.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Текст содержит недопустимые символы
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Осталось символов: 2000
Отправить комментарий
Последний Первый Популярный Всего комментариев: 0
Показать больше комментариев
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот коментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК