В конце прошлого года в Кировограде открыли "новый театр". Точнее - перестроенное и отремонтированное помещение старого, еще Елисаветградского, театра, где играли корифеи. Поставленная в 1882 г. на его сцене "Наталка-Полтавка" с Марией Заньковецкой в главной роли считается началом украинского реалистического профессионального театра. К своему 130-летию помещение, которое перед этим более десяти лет было в аварийном состоянии, наконец принарядилось и приобрело презентабельный вид.
Как раз тогда поменялось и руководство театра.
В Елисаветграде жили последовательницы Лисистраты?
Театр, построенный в 1867 г. на бывшей улице Дворцовой, недалеко от военных казарм и императорского дворца (не сохранился; некоторые вспомогательные сооружения стали основанием нынешней областной филармонии), должен был удовлетворять эстетические вкусы местной публики.
А в середине ХІХ в. публика здесь собралась незаурядная. Крепость Святой Елисаветы над Ингулом выполняла в то время охранные функции, сюда приезжали даже офицеры из генерального штаба (кстати, женой одного из офицеров, отбывающих здесь службу, была дочь Пушкина). Такое общество нуждалось в соответствующем образовании для своих детей, поэтому в небольшой городок приглашали талантливых учителей и профессоров.
Очевидно, именно благодаря им из стен Елисаветградского реального училища и мужской классической гимназии в конце ХІХ - начале ХХ в. вышло немало талантливых выпускников.
Приблизительно с конца 60-х годов местная элита начала активно обсуждать идею строительства театра. Эта тема настолько завладела умами, что, по рассказам потомков корифеев и близких к ним людей (бывший художественный руководитель Кировоградского театра - заслуженный деятель искусств Украины Иван Казнадий, который знал личного гримера Марка Кропивницкого Прохора Коваленко, дочь Ивана Карпенко-Карого Марию Тобилевич-Крисан, дочь Кропивницкого Елизавету Рябову, его внуков Марину и Игоря), дошло до того, что елисаветградские женщины, большей частью жены военных, потребовали от своих мужей (почти так, как это произошло в эпоху античности): или театр - или не исполняем супружеские обязанности.
Возможно, это была шутка, но все же начались поиски архитектора. Столичные оказались слишком дорогие, поэтому обратились к местному - военному инженеру и архитектору Трембицкому, который к тому времени построил в городе несколько заметных зданий. Он согласился, но потребовал от общины организовать ему ознакомительный тур по лучшим театрам Европы.
Поездка была удачной: инженер привез не только впечатления, но и чертежи здания Венской оперы. Когда на одном из собраний в салоне полковницы Николаевой Трембицкий представил проект будущего театра, ему устроили овации, а потом - банкет в его честь. Признательная община наградила архитектора поездкой в Карловы Вары, чтобы он набрался сил перед началом строительства.
В пол и боковые стены оркестровой ямы Зимнего театра были зацементированы пустые бутылки, а в полутораметровые стены зрительного зала - сотни глиняных амфор (длиной до 90 см), направленных горлышками к сцене. Благодаря этому достигался очень высокий уровень акустики: шепот со сцены был слышен в любом уголке зала.
Такой эффект сохранялся более ста лет. В советское время, как вспоминал ныне покойный Иван Казнадий, секретари обкома любили хвастаться перед своими гостями. Делегацию приводили в театр, в зале полностью выключали свет и по звуку безошибочно определяли, какую бумагу рвут на сцене - ватман, папиросную или газетную.
Актер Иван Анастасьев, работавший еще в прежнем помещении театра, рассказывал:
- Как-то во время репетиции мы с актрисой Татьяной Параконьевой сидели в последнем ряду. Ее муж Константин (народный артист Украины, лауреат Шевченковской премии) был на сцене. Во время перерыва Татьяна спрашивает через весь зал:
- Костя, ты получил зарплату?
- Нет.
- Не ври: я слышу, как ты шелестишь деньгами в кармане!
Но в 1976-м, очевидно, задумав нечто "грандиозное", начальство затеяло реконструкцию. Все разрушили, вывезли более десятка машин разбитых бутылок и кувшинов, а стены обили лакированной фанерой... Знаменитый театр стал похож на сельский клуб...
Очень скоро после такой "реконструкции" театру понадобился настоящий ремонт, причем капитальный: крыша прохудилась, по разным причинам начали подниматься грунтовые воды, поэтому надо было укрепить фундамент. Еще в 2001 г. помещение признали аварийным. Чиновники разного уровня обещали найти средства. При премьерстве Ющенко речь шла о 20 млн грн, затем - об 11 млн... Деньги поступали небольшими частями - и то лишь тогда, когда наступал очередной критический момент, и коллектив начинал просто взывать о помощи. К 125-летию театра отремонтировали гримерные, балетный зал, костюмерную (процентов 15-20 необходимого). И снова затишье… Только немногим более года назад, когда за восстановление театра взялся глава облгосадминистрации Сергей Ларин, дело сдвинулось.
Работы продолжались в напряженном темпе. Директор компании "Интерресурс" - генерального подрядчика реставрации театра - Евгений Верещак считает, что все, сделанное за такой короткий срок, - подвиг строителей. Работали одновременно по 500-700 человек, часто до позднего вечера. Сметная стоимость работ - 125 млн грн.
Зато теперь на полу вестибюля - мраморная мозаика, в зале - позолоченная лепнина, ярусы, которых не было раньше, новая огромная хрустальная люстра (старая, чрезвычайной красоты, после "ремонта" в 70-х бесследно исчезла), бархатный занавес от петербургских мастеров, кресла итальянской работы. К сожалению, почти вдвое уменьшилось количество мест в зрительном зале. И конечно, амфоры уже никто в стены не закладывал - используется современное звуковое оборудование.
"В театр идут, чтобы во что-то поверить…"
А тем временем в коллективе театра имени Марка Кропивницкого вспыхнул скандал, затем произошел раскол. Отказ областной власти продлить контракт с тогдашним директором и художественным руководителем, заслуженным деятелем искусств Михаилом Илляшенко вызвал немалый резонанс и возмутил художественную общественность города. Сначала коллектив, казалось, единодушно стал на защиту Илляшенко, а через некоторое время оказалось, что часть труппы как раз и поспособствовала его отставке... А для творческого организма это губительный процесс.
Исполняющий обязанности директора Игорь Спинул продержался на должности несколько месяцев, художественный руководитель (реформа якобы заключалась в том, чтобы разделить эти должности) Сергей Козырь, который сам когда-то играл в этом театре, начал было репетиции нового спектакля, а потом по неизвестным причинам бросил работу.
В это время в одной из местных газет появилась статья о том, что театру, дескать, не нужна стационарная труппа, а новое помещение можно использовать для антреприз - якобы это будет содействовать тому, что люди станут активнее посещать театр, поскольку интерес к нему в течение многих лет только падал, а о корифеях, которыми мы будто бы гордимся, вообще никто не помнит...
Статья вызвала негодование, острую дискуссию. Конечно, уже не осталось людей, которые помнят корифеев живыми, но немало актеров-ветеранов берегут светлые воспоминания о бывшем главном режиссере и директоре театра Михаиле Донце, их ученике и последователе. Владимир и Любовь Трибиненко, Иван Анастасьев, Сергей Чумаченко, Раиса Афанасьева, Лидия Кравцова отмечают его интеллигентность, доброту и вместе с тем требовательность, профессионализм, точность в деталях, универсальность таланта, верность своему призванию, умение создать доброжелательную атмосферу, когда актеры буквально живут театром. Все это, разумеется, понадобится и новому руководству (директор - Владимир Ефимов, главный режиссер - Евгений Курман).
Перед ними сегодня сложная задача: объединить коллектив творчеством, работой, успехом. Как этого достичь?
Евгений Курман,
главный режиссер театра:
- Мы вошли в помещение, где стыдно быть бестолковым. Нужен качественный эстетический продукт, серьезное обновление репертуара, мы должны подготовить ряд спектаклей, чтобы удовлетворить дифференцированный спрос зрителей. Наша ситуация критическая: временной люфт небольшой, так что следует делать все очень быстро. Надеюсь успеть за два сезона. Но театр - это не супермаркет, куда можно прийти и что-то выбрать. В театре предлагают уникальный, а не универсальный продукт.
Опыт корифеев следует трансформировать. Они создавали украинский профессиональный реалистический театр молодыми. В то время это была новая эстетика - живая, энергетическая, мощная, демократичная и вместе с тем изысканная и профессиональная. Они были, в сущности, модернистами, поскольку вывели на сцену острую, актуальную украинскую пьесу. Эти и другие факторы и стали залогом того успеха, о котором мы говорим по сей день.
Но скопировать его невозможно, ведь сегодня другие реалии, другой исторический процесс. Мы будем создавать современный театр - конкурентоспособный, с другими средствами влияния. Интернет и телевидение дают информацию, красивую картинку, развлекают, но не могут дать душевность и теплоту, без которых человеку трудно жить. Зритель редко идет в театр только для того, чтобы просто узнать сюжет пьесы, - он идет в театр, чтобы во что-то поверить, получить что-то важное для своей души за три-четыре часа, проведенные в его стенах.