Театра (разного) нынче заметно больше. По разным причинам - социальным, творческим, метафизическим. Одни уже наигрались в политику и сообразив, что ничего там не выиграют, занялись сценой. Другие, как играли в театр, так и играют, отдавая подмосткам ум, честь и совесть этой эпохи. Третьи, позиционируя себя как новое поколение, вне репертуарных застенков пытаются создавать тот мир, который им кажется актуальным.
Если наш политический театр - поголовно бездарный, пошлый и подлый, то искусство сценическое (частенько) все-таки предъявляет хотя бы попытки эмоционального диалога с действительностью, попытки поиска форм новых и ревизии старых. Зачастую сценическое искусство для многих - подобно батарейке, от которой хочется подзарядиться. Хотя бы временно утолив повсеместную мизантропию, депрессию, эмоциональную опустошенность. Поэтому, подведя некоторые итоги театрального сезона (сентябрь-2015/июнь 2016: в поле зрения, в основном, столица) вспомним некоторые важные и принципиальные события, отличавшие именно этот сезон. Спектакли, проекты, звезды, образы, явления. 17 избранных фото на память.
Как дети в школу
Проект известного украинского драматурга Натальи Ворожбит CLASS ACT: Восток-Запад - ориентир на социальный театр. На театр, который подобен "Скорой помощи": вовремя приехала и хотя бы временно утолила печали. Адресная аудитория: дети, взрослые. Хотелось бы помечтать, что и взрослые политики тоже.
Подростки из разных регионов, с Востока и Запада страны, написали пьесы о войне на улицах и в собственных душах. Взрослые профессионалы эти сюжеты поставили-разыграли - в столичном ТЮЗе на Липках.
Действенность проекта - не только на территории театра. В первую очередь, - это территория израненного социума. Это - пространство детской растревоженной мечты.
Качество подростковых миниатюр порой не уступало уровню взрослой "новой драмы". Конфликтность некоторых сюжетов искрила небанальностью, искренностью. Как говорят в Минкульте, успех первого Class Act повлечет за собой и второй "учебный год".
Лучший социальный театральный проект.
О героях былых времен
"Слава Героям!" (совместный проект столичных "Золотых Ворот" и Ивано-Франковского театра им. И.Франко) пользуется небывалой популярностью у молодежи, хотя сюжет о "героях былых времен", о ветеранах-антагонистах, оказавшихся в одной больничной палате. К этому же спектаклю особое идеологическое внимание - со стороны Минкульта и Украинского института национальной памяти.
В прошлом сезоне возник большой репертуарный спрос на "Бабу Присю" драматурга П.Арье. В уходящем сезоне - внимание разных театров привлекли его "Герои". Пьеса была написана еще "до" Востока и Крыма. Поэтому ее нельзя назвать ни спекулятивной, ни конъюнктурной. Скорее, провидческой, остро рефлексирующей на наши исторические и социальные темы. Спектакль режиссера Стаса Жиркова эффектнее некоторых конкурирующих постановок (в Мариуполе, во Львове). Стариков в "Воротах" эксцентрично и психологично наполненно играют молодые актеры. Трагическое режиссер здесь выворачивает в комическое (и наоборот), оставляя зрителя "наедине со всеми" и с самим собой…
Главный актерский дуэт сезона: Дмитрий Рыбалевский и Алексей Гнатковский в ролях хулиганов-ветеранов.
Король забавляется
"Ричард ІІІ" в Национальном театре имени Ивана Франко - важное подношение Великому Барду в год его памяти; метафорично избыточная и слегка архаичная сцениллюстрация для некоторых современных политиков-"шекспироведов" (которые вдруг да и увидят в главном герое оскал своего собственного отражения); во многом коронная роль для Б.Бенюка.
Несколько лет Богдан Бенюк "искал себя" в разнообразной драматургии текущего репертуара родного театра. А чего искать, если стоит обратить взор на шекспировское наследие? Грузинский режиссер А.Варсимашвили и предложил украинскому актеру сложную партию короля-злодея.
Коллеги-критики спорят: в полной ли мере режиссер раскрыл трагикомический потенциал артиста? Впрочем, бесспорно одно: это уже одна из главных ролей в карьере Б.Бенюка, важный пункт для статьи в "Википедии".
Артист призван сыграть и шекспировского убийцу и, эдакого современника-политика, для которого связь времен уже распалась, поскольку эту связь он сам и уничтожил.
Лучшее актерское соло сезона.
Оскар" и его драма
Арт-проект "Оскар и Розовая Дама" (по мотивам Э.-Э.Шмитта) - для тех, кто страдает по невыплаченному кредиту; для тех, кто горюет из-за бешенства тарифов и других актуальных проблем. После просмотра этого спектакля (режиссер Р.Держипильский), возможно, все вышеперечисленные проблемы покажутся мелкими и мнимыми - по сравнению с подлинным горем, к котором прикасаются герои сценического сюжета.
Это самый титулованный проект сезона. Награды сыпались на него как из рога изобилия: "Зеркало сцены", "Киевская Пектораль", премия за лучший благотворительный проект и т.п. На основе произведения Э.-Э.Шмитта режиссер смотрит на драму больного ребенка - глазами самого же ребенка. Обставляя ее умышленно красочно, солнечно, компьютерно. И даже если краски жизни меркнут, остается не только боль, но еще и светлая память. Очень мощный социальный потенциал этого спектакля: собранные средства направляли на помощь больным детям.
Здесь же одна из лучших ролей у актрисы Ирмы Витовской (Роза). Открытие проекта - ивано-франковские школьники Влад Балюк и Марк Кирильчук.
Еще одна сценверсия произведения Э.-Э.Шмитта - уже на сцене столичного кукольного театра. Об этом спектакле меньше писали, но посмотреть его тоже необходимо.
"Оскар" - главный катарсис сезона.
Она вернется
Ценителям немодернизированной оперной классики; поклонникам золотого международного сопрано; дипломатическим корпусам разных европейских стран; а также фанатам Джузеппе Верди - "Набукко" в Национальной опере Украины (режиссер А.Соловьяненко).
Апробированная тактика и практика нашей оперы - усиливать премьеры звездами первой величины - дала очередные всходы. Очередное явление столице и стране Людмилы Монастырской (Абигейль в "Набукко")- гарантия, что выдающийся голос заставит забыть обо всем внесюжетном (в театре, в жизни), увлекая в мир высокого вокального искусства. Ну и что, если излишне рукотворны декорации? Ну и что, если действие "как бы" в эпохе. В опере главное - музыка, голос. Вот и слушайте, покуда ездит на родину.
Знаменитая певица уже анонсирована Нацоперой и на новый сезон - в заглавной партии "Тоски".
А пока, в "Набукко", по-прежнему лучший оперный голос сезона.
Уроки польского
"Наш класс" по нашумевшей польской пьесе Т.Слободзянека (играют на киностудии им.А.Довженко в пространстве DIYA) привлекает прогрессивную театральную общественность, знатоков современной драмы, адептов актуального, но не радикального театра. Поскольку некий радикализм и крайняя степень откровенности - в самой теме, в способе ее изложения польским драматургом.
Постановку пьесы Т.Слободзянека осуществил киевский режиссер Сергей Перекрест (играют на территории киностудии им.А.Довженко). Судя по всему, человек не пожалел собственных кровных - ради современного искусства. Пока неизвестно, окупился ли этот проект. Но известно, что он уже вызвал энтузиазм и добрый отклик театральной общественности. Вот что говорит о проекте продюсер и критик Ярослава Кравченко: "Это спектакль, который нужно смотреть вместо новостей. Ведь именно здесь осознаешь, как все не ново и циклично в этом мире - в отношениях людей. И как все, что происходит сегодня с нами, предсказуемо. Подобный спектакль - своего рода новоселье для самого театра. Театра не новаторского, без эксцентрики и суперинноваций. Театра классического, традиционного. При этом - мощного и сделанного честно".
Тройной дебют сезона - пьесы, театра, режиссера.
Пришел солдат с фронта
Первый заход культового ирландского драматурга Мартина МакДонаха на большую столичную сцену - "Однорукий" (Киевский Молодой театр, режиссер А.Билоус). Соответственно, этот спектакль - как для поклонников модной черной комедии, так и для любителей театра - режиссерского, актерского, психологического.
Удивительно, как эта черная комедия (поставленная без эксцентрики и смеховыжимания, а с трагикомическими психологическими переливами), способна пронзить болевые точки даже нашего теперешнего дня. К которому, казалось бы, текст МакДонаха не имеет непосредственного отношения.
Сразу после премьеры, помню, написал о герое пьесы Карлмайкле, как о человеке, пребывающем в дальней командировке - "на войне". Спустя время (что приятно) более развернутая и детализированная ассоциация на эту же тему возникла и у критика Виталия Жежеры: "Речь в этом спектакле идет об оторванных руках и изуродованных душах. Наконец, об этой нынешней нашей войне. И о том, что она закончится вовсе не завтра, потому что началась совсем не вчера".
Как утверждает в FB один из матерых театральных продюсеров, Молодой театр сегодня - как "Современник" периода расцвета: по количеству звезд на один квадратный метр и по насыщенности творческой жизни на трех сценах.
Один из лучших спектаклей сезона; одна из лучших главных ролей - Станислав Боклан (Карлмайкл); лучшая роль второго плана - Дмитрий Суржиков (Мервин).
Игры женщины
"Несравненная" и "Лес" в Национальном театре им.И.Франко - двойной бенефис Натальи Сумской, на спектакли которой, как мухи на мед, зрители летят роем. Соответственно, это "театр без границ", театр, обольщающий и авангардистов, и традиционалистов, и просто - искренних поклонников.
В премьере "Несравненной" она поет, играет (и играется), раскрывается во всю ширь и мощь актерского бенефиса (режиссер А.Хостикоев). В спектакле "Лес" по пьесе А.Островского (режиссер Д.Богомазов) эта актриса в роли классической помещицы Раисы Гурмыжской, торговки и любовницы.
Флоренс Фостер Дженкинс из "Несравненной" - пленница собственных мечтаний, сама себе режиссер и сама себе женщина-мечта. Гурмыжская из "Леса" - вовсе не воплощение "темного царства", а эдакая эстетски вычурная женщина-неудачница, которая в душе своей, возможно, "актриса", да вот проиграла подлинное счастье, свою единственную большую любовь, воплощенную на сцене Несчастливцевым (А.Хостикоев).
Лучшая актриса сезона 2015/2016.
Мистический Франко
"Украденное счастье" И.Франко в столичных "Золотых Воротах" - все-таки не для школьников (которые изучают эту пьесу в школьной программе), все-таки не для апологетов классических "трафаретов". Вольная режиссерская версия для тех, кто увидит в шедевре И.Франко - темный мистический омут, а затем нырнет в него с головой.
В юбилейный год Ивана Франко (160 лет со дня рождения и
100 лет со дня смерти) этот спектакль появился вовсе не к красному дню календаря (режиссер - Иван Урывский).
Дверь в заснеженную хату Мыколы Задорожного постановщик открывает колдовской отмычкой, уходя от быта, традиций, влияния корифеев.
Вот что говорит об этом мистическом сценическом этюде критик Анастасия Гайшенец: "Накануне премьеры у меня возник вопрос: а почему именно эта пьеса и именно сегодня? После просмотра все вопросы отпали. Молодой режиссер демонстрирует глубокое понимание материала, а это, в общем-то, главное. Хотя, кажется, это же так просто звучит - "понимать", о чем ты рассказываешь, основываясь на такой известной пьесе. "Украденное счастье" демонстрирует заметный рост Ивана Урывского как режиссера. А Дмитрий Олийнык в роли Мыколы Задорожного открывает глубину трагизма, совершенно неожидаемую от вчерашнего студента. Спектакль наполнен вдохновением, особенной манерой адаптации классического текста и оригинальной сценической лексикой".
Самая современная интерпретация классики в театральном сезоне.
Сейчас прольется
чья-то кровь
Этот "спектакль" для тех, кто его сочинил, кто в нем участвует, кто еще не понимает, что же завтра - тишина или вечный праздник? Спектакль называется "Контрактная система", задействованы - все.
Естественно, этот, так называемый "спектакль" не предполагает маститых драматургов абсурдистского направления. Таких, как С.Беккет, Э.Ионеско. Ведь пьесу сочиняли - буквально на коленях - и в Минкульте, и в парламенте. (В этих местах тоже хватает мастеров экшн-жанра). Одни восприняли раскрутившийся сюжет, то есть переход на якобы новые рельсы театрального строительства - с энтузиазмом. Другие - выжидают. Третьи - накапливают энергию.
Судя по всему, интересные мизансцены в этих самых "Контрактах" появятся, когда одним подпишут, а другим не подпишут - договор о взаимной любви.
Уже этим летом - африканская жара вокруг муниципальных театров, спрос на которые (со стороны соискателей короны), как никогда, активен.
Чем закончится спектакль - посмотрим. Главное, чтобы в финале не закончилась так как у А.Чехова - "Человека забыли".
Здесь номинация - резонанс сезона.
Курс психологии
За короткий период - сразу несколько постановок в двух популярнейших театрах. Таков персональный рекорд молодого режиссера Дмитрия Весельского. В этом сезоне он поставил произведения Вины Дельмар ("Уступи место!", Киевский Молодой театр) и Анны Яблонской ("Язычники", Театр драмы и комедии на Левом берегу Днепра). Кажется, он нашел своего зрителя - ценителя психологической драмы, которая с каждым сезоном становится все дефицитнее.
Премьера в Молодом - море слез: зрители в зале два часа подряд рыдают над несчастной судьбой стариков и их непутевых детей. Премьера на Левом - интересный психологический "кувырок", превращающий драму "безверия" в утверждение Веры.
Если все правильно сходится в моем последующем предположении, - именно этот постановщик несколько отдаляется от своих сверстников. А именно - желанием "игры" в щемящий театр. В театр человеческий, сердечный.
Возможно, подобная тяга к психологическому началу - от его учителей Эдуарда Митницкого и Андрея Билоуса.
Возможная номинация: рывок сезона.
Она в отсутствие любви и смерти
Здесь с адресной аудиторией абсолютно все понятно. Она должна быть - платежеспособной, не очень взыскательной, любящей сериальных звезд в афише, ценящей неприхотливость и даже банальность режиссерских построений. Это, зачастую, аудитория современной украинской антрепризы.
В театральном словаре Патриса Пави (1991) бесполезно искать это волшебное слово. В словаре есть, например, "автомазия", "антракт", "антропология". А "антрепризы" - нет.
Зато во всех своих модификациях она невероятно активна и в этом сезоне. Антреприза - царица и кормилица украинской сцены. Голод, холод, тарифный террор, стихийные бедствия, политические катаклизмы - все это заставляет режиссеров даже первой лиги (таких, как Д.Богомазов) становиться временными союзниками этой самой антрепризы.
Внешне в подобном развитии театрального промысла нет ничего зазорного, тем более порочного.
А внутренне? Если имеем в виду внутреннюю художественную жизнь подлинного театра, тогда, естественно, остаются разные вопросы на полях.
Ведь пока что (в данном антрепризном направлении) и актерские, и режиссерские удачи - редкость.
Впрочем, некачественный материал - удел не только антреприз, но и многих репертуарных театров. И если начну перечислять их "шедевры", устанут пальцы и клавиатура.
Поэтому теперешняя "Антреприза" как явление, как мировоззрение, как экономика, как обогащение и обнищание (духа) - исключительно дело вкуса и личного выбора.
Такова - реальность сезона - необходимая здесь номинация.
Всегда быть в маске
Эпохи великих депрессий (а можем частично и здесь у нас говорить о подобной) постоянно провоцируют тягу масс к "звукам музыки", к красочному маскараду. И вот столичный Театр оперетты как раз и оказался в нужном месте и нужном времени - том, которое есть. Массы поголовно потянулись к арии "Всегда быть в маске судьба моя!".
На недавнем круглом столе, посвященном проблемам музыкального театра, из уст аналитиков прозвучала во многом симптоматичная информация. Согласно последним социсследованиям, проведенным среди киевлян, большинство из них нацелены, в основном, на театр музыкальный. В частности, на мелодичную столичную Оперетту (худрук Богдан Струтинский).
В деле продвижения и себя, и жанра этот театр действительно сделал заметный рывок-кувырок, о чем свидетельствуют полные залы и финансовые показатели. И здесь уже дело критика - размышлять о причинах спроса и предложения. А дело слушателя - умиляться и забываться на музыкальных сказках для взрослых. Чем, по сути, и является репертуар мюзикловый, опереточный.
Номинация: безмятежность сезона.
Хороший, злой, "дикий"
Этот сезон ознаменован рождением новых актуальных театральных промыслов. Среди которых - "Дикий театр". Его аудитория, в основном, айтишники, фейсбучники, состоятельные студенты творческих вузов. В общем, прогрессивная молодежь. Не по штатному расписанию "главный режиссер" в "Диком театре" - Максим Голенко.
Он довольно заметно позиционирует себя в этом сезоне. И в связи с проектами "Дикого театра", и в связи с МакДонахом в "Золотых воротах" ("Королева красоты"). И в связи с успехом в Магдебурге, где режиссер осуществил сценическую версию "Вия" с немецкими актерами.
"Дикий театр" в сезоне - важный ньюсмейкер. Он же - символ рождения новых театральных организмов. Естественно, некоторые из них выживут, иные - растворятся. Хорошо, что процесс пошел, рождая театр новый: злой, хороший, "дикий", разный.
Прорыв сезона, нарыв сезона, симптом сезона, надежда сезона.
Вначале была слава
Опера-реквием "IYOV" режиссера Влада Троицкого (композитор Роман Григорив) - выбор целевой актуальной музыкальной аудитории; прибежище для творческих нон-конформистов, экспериментаторов и умеренных радикалов.
Впервые эта опера представлена в сентябре 2015 на GogolFest, затем была презентована в США, Китае и Австрии.
Этим летом ее услышали в Ивано-Франковске на фестивале Porto Franko Gogol Fest. В основе - книга святого Иова из Ветхого Завета. Проект построен на соединении библейских и латинских сакральных текстов, музыки для рояля, ударных, виолончелей.
Вот что говорит о проекте критик Анастасия Гайшенец: "Владислав Троицкий обладает уникальным даром - чувством момента. Удивительным образом его библейская опера-оратория резонирует с настроением на пороге безверия, охватившим наш социум как раз в момент его премьеры. Лаконизм и мистериальный характер - главные особенности этого проекта. И тот факт, что новая музыка композиторов Ильи Разумейко и Романа Григорива нашла своего слушателя - не может не вдохновлять".
Откровение сезона.
Мальчик в квартире нашел пулемет
Спектакль для неспокойных мам и их нервных сыновей-подростков - "Це все вона" в Киевском Молодом театре.
На международном фестивале "Мельпомена Таврии" эксперты высоко оценили (и даже наградили дипломом за исполнение лучшей мужской роли) молодого актера Олега Коркушко за главную роль в камерной постановке. Прежде актер, еще в статусе студента, вышел на сцену театра в "Жаре" по И.Бунину. Теперь - полноценный дебют.
Юный артист не теряется на фоне именитой Риммы Зюбиной. Он намеренно вступает с ней в активное эмоциональное соревнование. Что предполагает сам сюжет - рассказ об опасном психологическом поединке уставшей матери и ее неприкаянного сына-подростка.
Артист убедителен в сценах, когда отстраняется, когда приближается к своей матери и к своей виртуальной любви. Здесь образец задорной юношеской, но одновременно и взрослой осмысленной актерской игры - по гамбургскому счету.
Лучший актерский дебют сезона.
Вера... И "майна"!
Нерепертуарное, но принципиальное событие сезона - активизация театрального строительства на Андреевском спуске. Сверху дали зеленый свет возведению практически нового здания для многострадального Театра на Подоле (худрук Виталий Малахов).
Интересно, что сакральные строительные возгласы ("Вира! Майна!") прозвучали с самого верхнего эшелона власти (в подчинении которого - популярная кондитерская империя).
Здание обещают сдать в конце 2016-го - начале 2017 года.
Дай-то Бог. Очень ждем.
Надежда и вера сезона - получить, как конфету, современный театр (оборудованный по последнему слову техники).
Особая благодарность за творческие предложения в составлении "Итогов сезона" - критикам Анастасии Гайшенец, Людмиле Олтаржевской, Юлии Бирзу, Виктории Илькив, Алле Подлужной, Ярославе Кравченко.