Помните у Булата Окуджавы «На фоне Пушкина снимается кино»? Это романтизм. А вот компьютер на фоне Ленина — это, конечно, реализм. Реализм IX Международного фестиваля «Таврийские игры».
«ON-LINE» НА ФОНЕ ЛЕНИНА
Чего только не видал на своем веку вождь коммунизма в Каховке за девять лет «Таврийских игр»! В этом году организаторы международного фестиваля предложили ему выдержать испытание под названием «Таврийские игры «on-line». Под эгидой компьютерного прогресса и музыкального искусства прошли все четыре дня фестиваля. В реальной жизни организаторы воплотили громкое название в жизнь массой прямых теле- и радиоэфиров, а также трансляцией праздника по Интернету.
В общем, конечно, чувствовался восьмилетний опыт организации фестиваля. В этом году, как никогда, все было четко, отлажено, а главное — спокойно, без надрыва. Готовность искать выход из трудных ситуаций проявилась в первый день праздника, когда больше сотни участников оказались без жилья — теплоход-гостиница «Добролюбов» сломался по дороге, не доплыв до Каховки. Но все прошло без паники, людей расселили, теплоход быстро починили.
Телевизионные эфиры проходили без срывов и томящих зрителя пауз. В камерах (и соответственно на телеэкранах) наконец-то появились лица гостей фестиваля. По сравнению с прошлым годом, когда телеэфиры заполняли некачественной по звуку болтовней телеведущих, не давая возможности зрителю посмотреть саму шоу-программу, — это прогресс. Так, глядишь, и научимся работать с учетом интересов зрителя, а не личных амбиций.
Фейерверки, балет, театр на ходулях, костюмы, дизайн сцены — все было традиционно на высоте. Уже никто не вспоминает о «заявлении о сотрудничестве», подписанном президентами «Таврийских игр» Н.Баграевым и «Славянского базара» А.Злотником в 1998 году. Пока на «Базаре» шли междоусобные войны, «Игры» укрепляли позиции. Охватив все сферы шоу-бизнеса — конкурс молодых исполнителей, детский фестиваль, конкурс красоты, сборные праздничные концерты, концертные всеукраинские туры, — «Таврийские игры» таким образом охватили все формы влияния и воспитания вкуса масс. Монополия определена.
Кстати, еще несколько слов о позициях, заявлениях и молодежи. Выбор темы фестиваля этого года — «Таврийские игры «on-line» — возможно, продиктован не только модой на компьютерные технологии и Интернет в современном мире, но и желанием создать прямую ассоциацию названия «Таврийские игры» с коммуникационными системами Украины, в частности с телеканалом.
Опять-таки, вернемся на два года назад, когда президент фестиваля Николай Баграев обратился к Президенту Л.Кучме с неким обращением, мол «…очень важно иметь телеканал ярко выраженной молодежной направленности. На сегодняшний день такого телеканала в Украине нет, так же, как нет возможности достаточно сильно воздействовать на настроения молодежи через ТВ, которое юноши и девушки не смотрят. За основу можно взять уже существующий, с хорошим охватом зрительской аудитории канал ICTV либо передать под молодежный канал вечернее и ночное вещание на УТ-1 и УТ- 2. Очень важно, чтобы общим руководством творческой концепции канала и реализации конкретных ТВ-проектов занималась единая команда, которая имеет опыт и знает сегодняшние интересы…». За два года господин Баграев вошел в Национальный совет по вопросам телевидения и радиовещания, оставаясь президентом «Таврийских игр» — почетным. А телевизионный центр «Таврийских игр» подготовил проект музыкального оформления (точнее сказать, ряд музыкальных молодежных программ) канала ICTV, который в ближайшее время предложит на суд руководства канала. Похоже, «таврийская» мечта о молодежном канале и возможность «воздействовать на настроения молодежи через ТВ» становится явью. И девиз «on-line» как нельзя лучше подходит к этим событиям. Что из этого получится — увидим. Судя по качеству работы украинских исполнителей на фестивале, «канальцам» придется нелегко.
СТАВКА НА ЖИВОЙ ЗВУК
Печаль моя, украинский шоу-бизнес. Как ни стараются «Таврийские игры» пропагандировать живой звук, а воз и ныне там. Ну просто какое-то хроническое нежелание учиться петь. Кстати, после прошлогоднего провала по «живому пению» ни Ирина Билык, ни Руслана не посмели показаться на сцене «Таврийских». Но вот Александр Ломинский, бывший солист поп-группы «Льоми-Льом», а теперь работающий соло, и Катя Бужинская с певицей Gallina, кажется, не комплексуют по поводу задышек во время «живого пения», не говоря уже о непопадании в такт. История же с Андреем Кравчуком подтверждает мою печаль. Он уже почти попал под крыло контракта о сотрудничестве с «Таврийскими играми», но оказался лишенным права участия в будущих фестивалях после уловки — работы под «плюсовую» фонограмму.
Настоящий фурор произвела группа «В.В.». Благодаря свежести звучания и оригинальному подходу к мелодике и подаче материала они выглядели достойно на фоне российских звезд. О таланте Земфиры, символе нового поколения россиян, спорить не приходится. Школа «Мумми Тролля» четко проглядывается в умении на износ — эмоционально и физически — работать на сцене. А вот новая модная группа «Лакмус» — большая ошибка организаторов фестиваля. Разве можно, претендуя на роль воспитателя вкусов украинской молодежи, опускаться до уровня «фальшивой» (как по вокалу, так и по имиджу) однодневной группы? Компенсацией должна была послужить Алла Борисовна Пугачева. Но, несмотря на высокий уровень этой певицы, ее манера и музыкальный материал не вписывались в концепцию европейской модной музыки, которую пропагандировали IX «Таврийские игры».
Новым, модным дыханием решила блеснуть Нина Матвиенко, спев в дуэте с хип-хоп командой «Танок на Майдані Конго». Мне вспомнился нашумевший проект Иосифа Кобзона с ди-джеями. По- моему, украинский вариант «слияния возрастов» интереснее. Среди дебютных проектов «Таврийских игр» порадовала молодая певица Росава и поп-рок группа «Друга ріка». Эти исполнители претендуют на место в европейской молодежной культуре. Внимательное отношение к вокалу и стремление быть неповторимыми говорит о том, что эти ребята понимают, на что следует делать ставку в борьбе за место кумира.
Кстати, о кумирах. Голосистый Пономарев, конечно, удержал марку «живого пения», но тенденция к «неинтересности» прослеживается четко. Если певец в ближайшие годы не найдет своего автора или авторов, начнется творческий регресс. В ограниченном количестве песенного материала читается нереализация певческого потенциала. Следует помнить о том, что место кумира №1 Пономарев занимает еще и по причине отсутствия конкуренции. Как видим, Ирина Билык уже несколько подвинулась, разделив первенство с Наталией Могилевской. Сказать, что у Могилевской очень устойчивое положение, нельзя, но по вокальным данным и умению ими пользоваться она уже лучше предыдущей примы.
Хотя, что там говорить, до «Status Quo» всем иным было очень далеко. Четыре тонны аппаратуры и больше десятка человек обслуживающего персонала подтверждают звездное звание группы. Профессионализму у них можно учиться и учиться. Вот как надо работать, братцы музыканты!
…«Таврийские игры «on-line» заканчиваются, чтобы снова начаться ровно через год. Следующий фестиваль будет юбилейным — десятым. Именно на нем, по новому проекту, будет вручаться «Золотая Жар-Птица» 2000 года. Кому достанется эта награда? Пока у нас те же лица, те же песни. Но все же, господа, впереди целый год. Подождем чуда…