В рамках кинофестиваля "Молодость" - в международном конкурсе - была представлена полнометражная отечественная картина "Такие красивые люди". Это дебютная работа в полном метре режиссера Дмитрия Моисеева (ранее снимавшего короткометражки). Жанр - камерная драма. Как говорит сам режиссер: "…это скорее аполитичная и асоциальная лента". Ее герои бегут от цивилизации: живут на берегу моря, рыбачат, устраивают спектакли, читают японскую литературу. Одним словом - рай.
Сам Дмитрий сначала окончил мехмат в университете имени Т.Шевченко, затем поступил на кинорежиссуру в университет им.И.Карпенко- Карого. Художественным руководителем его "Красивых людей" был Роман Балаян.
- Дмитрий, эта картина, насколько мне известно, была поддержана госфинансированием. Видимо, частного инвестора найти не удалось?
- Да, фильм полностью профинансирован государством (Госкино Украины). Я выиграл еще первый питчинг. Но потом ситуация со съемками затянулась. И вот, наконец, на нынешней "Молодости" мы показали результат. Я снял то, что и хотел снять. Бюджет - почти 6 млн грн.
- В техническом плане это была сложная работа?
- Это достаточно серьезная работа с точки зрения кинематографа. Все снимали на пленку. Была задействована тяжелая статичная камера, без движущихся современных видеосъемок. Так было надо - ради сюжета. Все персонажи - как бы "влитые" в окружающую среду. Съемки проходили на берегу Азовского моря на Арабатской стрелке. Пришлось построить два домика.
- Этап "Молодости" важен для вас? Андрей Халпахчи раньше говорил, что украинские картины не попадали в конкурс фестиваля, потому что отборщики предполагали их заведомый провал…
- Буду надеяться, что моя лента выглядит не хуже других картин. Сложно оценивать свой фильм. Так как в нем я знаю все - посекундно. До малейшего движения. Только спустя какое-то время смогу сказать беспристрастно, что удалось, а что нужно было сделать совершенно не так.
У меня, конечно, тысячи претензий к этому материалу. Но… Если бы мне мою же картину показали три или четыре года назад, когда я только начинал, я бы, наверное, был очень доволен. Сейчас, когда у меня больше опыта, я понимаю, что многие вещи можно было сделать интереснее. Но в целом, это максимальная реализация сценария.
- В картине проскальзывает тема одиночества, ухода от цивилизации… Вам лично близки эти темы?
- Я автор этого сценария. И конечно, мне близко все, что происходит в фильме. Это меня и цепляет, и не оставляет равнодушным.
Да, после того, как я закончил свой полнометражный фильм, мне действительно хочется уйти от цивилизации. Но лишь на некоторое время. Вообще хочется пожить в какой-то хижине. Но планирую и дальше снимать кино.
- Вашим худруком на съемках значился Роман Балаян. В чем состояла его миссия?
- Именно он посоветовал немного изменить сценарий, что-то выбросить. Замечаний было много. Но по общей интонации я понял, что в целом он остался доволен.
- Вы уже знаете, когда фильм попадет в прокат?
- Здесь всем руководит Агентство по кинематографии. Фильм ведь еще - с пылу, с жару. Сейчас вышла только первая копия с английскими субтитрами.
- Актерский состав - украинский?
- Да, актеры украинские. Главную героиню сыграла Полина Войневич, актриса Молодого театра. Олег Стефан - один из ведущих актеров театра Леся Курбаса во Львове. Он не соглашается на киносъемки, но для меня сделал спасительное исключение. Его персонаж как бы проносит сквозь фильм целую философию: как нужно жить, как вообще смотреть на этот мир. Это сквозная тема, сопровождающая персонаж Олега от первого до последнего кадра.
Фильм на 95% - на украинском литературном языке. Никак не приближен к суржику, на котором у нас разговаривают.
Всего было 25 съемочных дней. 90% фильма сняли за месяц. А потом у нас было по одному съемочному дню в течение двух месяцев - из-за сложностей с локациями. Все съемки прошли очень быстро и невероятно сложно, потому что попали в неугодную погоду на Арабатской стрелке. Там бесконечность, пустота. Но пустота одухотворенная.
- До дебютного полного метра вы снимали в основном короткометражки?
- Да, мои предыдущие фильмы - это короткий метр. В 2009-м мой фильм "У мене є друг" участвовал в программе "Молодости" Sunny Bunny и получил приз Фонда имени Генриха Белля. После этого четыре года ушло на фильм "Такие красивые люди". Программа поддержки государством молодых режиссеров оказалась для меня спасением. Потому что у частных инвесторов было нереально найти деньги.
- Каково вам было работать на студии Довженко? Немногие молодые хотят туда идти, а ищут частные продюсерские компании.
- Киностудия нуждается в реорганизации. Я надеюсь, это произойдет. И ситуация изменится. Там должно измениться все - как бытовая часть, так и производственная. На съемках моего фильма в начале работы было допущено много производственных ошибок. Из-за этого процесс затянулся и усложнился. Да, потом все исправилось. Но мне из-за этого пришлось пережить пару тяжелых месяцев. В чем причина? Не знаю… Но сотрудничество с киностудией Довженко почему-то выливается в весьма тяжелый организационный процесс. Мне же хочется больше заниматься творчеством.
- Вы также - автор сценария "Таких красивых людей". Как проходит у вас процесс написания сценария?
- Как правило, сценарий "в голове" созревает около года. Пока во мне не родится полная уверенность, что я прав, и фильм будет идти именно такой сюжетной канвой. И лишь потом начинаю все записывать. Постоянно в голове вертятся два-три сценария.
- Вы допускаете, что у вас на съемочной площадке могут быть не только профессионалы, но и аматоры?
- Конечно. И я пытаюсь компилировать. Профессионал может сделать хорошо одно, а аматор - другое. В "Таких красивых людях" - все профи, только в массовке были аматоры. Но в дальнейшем планирую собирать актерский состав так: 70% профессионалов и 30% непрофессионалов - это идеально.
- А каков жанр ваших будущих фильмов?
- У меня в задумке две картины. Одна - камерная драма, действие которой разворачивается во Львове. А вторая лента - фантасмагория: странный музыкальный черно-белый немой фильм. В кадре - Кривой Рог через 20 лет. Есть даже название будущей картины "13 гривен 46 копеек". Но это все еще пока на этапе осмысления.
Если бы что-то и хотел снять… Это были бы экранизации - "Деньги" Эмиля Золя или "Сто лет одиночества" Маркеса.
Но я - человек адекватный и понимаю: это настолько грандиозные проекты, что мне к ним, в ближайшие 20 лет, даже подходить не стоит. На это нужен огромный бюджет.
- Дмитрий, вы откровенно делаете ставку на некоммерческое кино? А ведь, говорят, сегодня съемки "мыла" гораздо выгоднее для молодых режиссеров?
- Да, то, что я делаю - абсолютно неприбыльная работа. Мне приходилось параллельно подрабатывать во время перерыва в съемочном процессе. Сейчас колоссальная пропасть между гонорарами в коммерческих сериалах и фильмах за государственный счет. Эта разница - в пять–десять раз.
- А вам уже предлагали снимать какие-то сериалы?
- Пока нет. Согласился бы ради заработка? Думаю, нет. Хотя зарекаться нельзя.