Звонкий многоголосный хор духовых инструментов всегда производил необыкновенный эффект триумфа, оптимизма и радости. Сила воздействия духового звучания на слушателя проверена самой жизнью. Эти оркестры, где бы они ни звучали, - на площадях, улицах, в парках, во время праздников и торжественных встреч, на массовых гуляниях, - всегда создавали звенящую атмосферу праздника и собирали толпы людей. По-моему, духовая музыка с ее ярким, доступным репертуаром, включающим обработки разных музыкальных стилей, будь то классика, джаз, любимые эстрадные мелодии, - является единственным академическим жанром, демократичным по своей сути настолько, что ему просто «не место» в закрытом концертном зале.
Огромная популярность духовых оркестров за рубежом - традиция давних времен, продолжающая жить сегодня невзирая ни на какие новые, современные веяния шоу-моды. В Европе и Америке, к примеру, прослеживается массовое увлечение любительской ансамблевой игрой: в каждом городке, в отдельной школе и университете имеется свой духовой оркестр.
В нашей стране ситуация, к сожалению, иная. Несмотря на то что традиции духового музицирования имеют глубокие корни, уходящие к реформам Петра I, в последние десятилетия с развитием шоу-бизнеса и отсутствием средств на культуру этот энтузиазм постепенно сошел на «нет», умер. И это в то время, когда в европейских странах, включая бывший соцблок, обычным явлением стало проведение международных фестивалей духовой музыки. И не только в центральных, но и маленьких городках Австрии, Венгрии, Франции, Германии, организуемые местным правлением для досуга своих жителей. Очередность таких фестивалей в мире уже невозможно проследить...
Естественно, что при таком контрасте с европейской «роскошью», организованный пять лет назад в Ривном Международный фестиваль духовой музыки, к тому же ежегодный, стал для Украины настоящим событием. Этот небольшой город, музыкальным «лицом» которого уже несколько десятилетий является широко известный в стране духовой оркестр музыкального училища под управлением Андрея Кибиты, превратился сегодня в настоящий «центр» духового искусства Украины. В двадцатых числах мая на «Сурми-98» съехались музыканты из России, Белоруссии, Украины, Бельгии, Голландии, Польши. А возглавила и профинансировала фестиваль, как и в прошлые годы, Международная ассоциация духовых оркестров и ансамблей (WASBE), единственным украинским членом которой является Андрей Кибита.
Конкурсная программа, казалось, вовсе не хотела обеднять праздничную атмосферу фестиваля, поскольку не предусматривала никаких ограничений и обязательных программ. Конкурсанты играли музыку всех стилей, показывая неограниченные возможности духовых составов. И особенно важным в этом году стало наличие в исполнительском репертуаре произведений современной музыки. Кстати, у украинских композиторов в этом отношении наблюдается творческий «пробел»: у нас практически нет авторов, пишущих для духовых оркестров и ансамблей (за исключением разве что Льва Колодуба). Опять же, за рубежом множество композиторов работают исключительно в области духовой музыки, на которую есть спрос...
Первую премию жюри единодушно присудило духовому оркестру «Гармония» Киевского государственного университета культуры и искусств, кстати, единственному студенческому коллективу, участвующему в международном конкурсе. Сами же ребята считают, что их оркестр «вырос» из обычного учебного коллектива до уровня приличного концертирующего состава. На мой вопрос о том, что же значит для «Гармонии» победа на конкурсе, ответил ее дирижер, декан духовой кафедры университета, заслуженный артист Украины Михаил Прудченко:
- Оркестр университета вообще до этого не участвовал ни в одном конкурсе. И тут сразу вдруг - лауреаты! Сразу - официальное признание нашего исполнительского уровня, дающее огромные возможности и перспективы выступлений за рубежом.
- Будет ли какую-то роль играть WASBE в этом?
- Решающую, можно сказать. Ведь для того чтобы участвовать в очередном международном конкурсе-фестивале или просто поехать с концертами в Европу, в большинстве случаев необходима рекомендация одного из членов ассоциации. В августе, к примеру, при содействии А.Кибиты мы едем в Венгрию на очередной фестиваль WASBE, где будет задействовано большое количество стран. А осенью президент ассоциации В.Зуппан пригласил оркестр выступать в Австрии.
- А как вы сами оцениваете уровень и перспективы роста оркестра? Ведь даже зарубежные метры духовой музыки отмечают, что в Украине мало внимания уделяется оркестровой подготовке.
- Вы правы, у нас в стране предпочтение отдается прежде всего индивидуальной подготовке исполнителя, в Европе же традиционна высокая культура ансамблевой игры.
Не случайно на нашей кафедре духовых и ударных инструментов с сугубо академической спецификой - кафедра стала самостоятельной лишь 4 года назад - мы особое внимание стали уделять именно преодолению оркестровых и ансамблевых трудностей, пытаясь тем самым уравновесить «перекос» от сольной в пользу оркестровой перспективы студента. И потом, я сам мечтал создать коллектив, который мог бы участвовать в серьезных мероприятиях и быть максимально занятым в концертах духовой музыки. Наш принцип - выступать на публике как можно больше. И вот этим, большой исполнительской практикой, определяется сегодняшняя «сыгранность» коллектива.