Говорят, что женщина на корабле к счастью не приводит. Так ли это? Не слишком ли часто мы видим эту самую женщину не просто «на корабле», а в капитанской фуражке и со штурвалом в руках? Я уже не говорю о тех областях, где именно женщина является тем самым источником счастья, вдохновения. Однако ее появление в некоторых сферах все же вызывает долю скептицизма, предвзятости, не позволяя умереть вышеупомянутой пословице. Известный музыкант Чик Уэб заявил, что женщина и джаз - две вещи не совместимые, исключив при этом имя Эллы Фицджеральд. Не могу с ним не согласиться, - но я бы этот список продолжила: Сара Вон, Д.Д.Бриджотер, Даяна Ривс, Чака Кан...
Действительно, очень часто на джазконцертах наблюдается одна и та же картина. Когда ведущий объявляет, что на сцену выйдет женщина исполнять джаз - искусство чисто мужского «драйва», - его слова вызывают у публики какую-то снисходительную пренебрежительность и «расхолаживают» джазовую атмосферу, настраивая ее на попсово-лирический лад. А дальше все зависит от степени таланта артистки: либо публика окончательно «заснет», либо - напротив! - приятно удивится вдруг возникшей мощной энергетике женского естества и позволит себя «увести». И как мужчина подчиняется настоящей Женщине, так и публика подчинится настоящему Джазу.
Пожалуй, последние слова стоит отнести к молодой певице Лилии Гревцовой. Исполнительницы с такой сильной энергетикой встречаются очень редко. В музыкальном мире, к сожалению, традиционна ситуация, когда имена больших, истинных музыкантов, находясь на пьедестале внутри своей «тусовки», остаются малоизвестными широкой публике. Особенно такие в среде джаза - искусства для «посвященных». Лилю Гревцову нельзя назвать «популярной», тем не менее многие музыканты считают ее на сегодняшний день лучшей джазовой певицей, единственной по своему уровню мастерства и культуре пения. Лучшие украинские джазмены ценят ее участие в составе своих команд (свободный «обмен» музыкантами характерен для джазовой среды). Лиля выступала с такими высокопрофессиональными коллективами, как биг-бенд М.Резницкого, квартет Е.Дергунова, группа С.Овсянникова, известными музыкантами Вадимом Медведем (бас-гитарист), Юрием Шепетой (пианист)...
Несмотря на то, что Лиля поет с детства, а в 1993-м стала лауреатом двух крупнейших конкурсов эстрадной песни (среди которых знаменитый ялтинский), в джаз она пришла всего несколько лет назад. Хотя уже тогда, исполняя на фестивале знаменитую хьюстоновскую «I will always Love you», Лиля чувствовала необычайную тягу к «черному» пению. Сколько чувств и мыслей способно выразить это искусство, сколько эмоций способно раскрыть и, не стесняясь, выплеснуть наружу! Позже, уже исполняя джаз, Лиля - по ее словам - почувствовала, что сама начинает по-джазовому раскрываться на сцене и в жизни, ощущать внутреннюю свободу. Не случайно знаменитый трубач Мейнард Фергюссон сказал, что главное преимущество джаза - это свобода. А само это искусство является феноменом, выходящим за рамки музыки, становясь стилем жизни, поведением, особым мироощущением. Лилю никто не учил петь в джазовой манере. Невозможно стать настоящим джазовым музыкантом, опираясь на инструкции учебных пособий; и люди, подобно Лиле, приходят в джаз не случайно, стремясь к свободе самовыражения.
Из всего джазового репертуара наиболее глубоко и искренне Лиля «раскрывается» в лирических балладах. Такую музыку исполнять часто намного сложнее, чем подвижные вещи, поскольку медленный темп сам по себе может свести на нет «энергетику» джаза. Медленная музыка увлекает тонкой нюансировкой внутреннего содержания, заставляя слушателя забыть о времени как таковом. Буквально «прожить» каждую ноту, каждую фразу произведения - в этом состоит трудная задача исполнителя. Слушая глубокий, завораживающий, я бы даже сказала, эротический голос Лили со множеством динамических и смысловых оттенков, просто окунаешься в мир эмоций и ощущений и вместе с певицей погружаешься в стихию любви. Мне самой пришлось наблюдать, как во время сольного концерта Лилии Гревцовой в клубе «Динамо-люкс» мужчины, загипнотизированные ее пением, буквально свесились с балкона, надолго оставив без внимания своих дам. Еще одну интересную ситуацию вспоминаю в том же клубе на джем-сейшне (коллективной импровизации на популярные джазовые темы). Сама атмосфера акции естественно иногда провоцировала беспорядочное оживление среди слушателей. В момент же выхода Лили на сцену и начала ее выступления вдруг наступила тишина: певица заставила публику себя слушать, именно слушать, завороженно, без реплик и разговоров.
В обоих концертах Лиля выступала в ансамбле с высокопрофессиональными молодыми музыкантами: Юрием Шепетой (клавишные), Виталием Ивановым (альт-саксофон), Максимом Гладецким (контрабас), Сергеем Табунщиком (барабаны). Практически все они играют в сотворчестве с Лилей достаточно часто и во многом помогают своей игрой создавать лирический образ.
Свое сегодняшнее рабочее состояние Лиля Гревцова считает лишь началом творческого процесса, стартом. Для любого искусства недостаточно только таланта. Для настоящих достижений необходима школа. Для Лили это - академический вокал. Имея диплом пианистки, но чувствуя нереализованный потенциал певицы, Лиля поступила на вокальный факультет Национальной музыкальной академии. И сейчас классическое оперное искусство стало еще одной сферой, где она может полноценно выразить свое «я». Сама Лиля не знает, к чему ее больше тянет - к джазу или классике. «За двумя зайцами погонишься - это обо мне», - шутит певица. (Джазмены вообще любят пошутить. Фергюссон отметил: «Из всех виденных мною на земле музыкантов, самые веселые - те, кто играет джаз».) И мне показалось, что синтез двух «пламенных страстей» Лили вылился в исполнении музыки Гершвина - знаменитой колыбельной, - на концерте, посвященном 100-летнему юбилею композитора. Она, блондинка, создала на сцене образ чернокожей певицы благодаря очень тонким характерным интонациям, манерам, взглядам, телодвижениям. Неудивительно, что после долгих аплодисментов ей пришлось исполнить эту песню «на бис».
И в джазовом, и в классическом пении Лили Гревцовой чувствуются еще не раскрытые возможности. Но все же, будучи высококультурным человеком, певица для себя ставит соответствующую «планку» певческого уровня и отлично понимает, что для настоящего, большого успеха необходимо выбрать какую-то одну дорогу. Либо это будет джаз, либо академическое искусство. Ощущая то и другое, как две сущности одного целого - ее естества, одинаково гармоничные, певица пока не считает нужным решать эту проблему выбора. Пусть все идет, как идет. Импровизация...