Свет и "Тени" Параджанова

Поделиться
Свет и "Тени" Параджанова
В "Мистецькому Арсеналі" развернулся масштабный музейный проект - "Тени забытых предков. Выставка". Это посвящение культовому фильму Сергея Параджанова. Сама картина давно стала легендой, опознавательным знаком украинского кино. А триумф ленты превратился в трагедию самого режиссера: зависть, преследования, судилище, тюрьма.

В "Мистецькому Арсеналі" развернулся масштабный музейный проект - "Тени забытых предков. Выставка". Это посвящение культовому фильму Сергея Параджанова. Сама картина давно стала легендой, опознавательным знаком украинского кино. А триумф ленты превратился в трагедию самого режиссера: зависть, преследования, судилище, тюрьма.

Работа над этим музейным проектом объединила арт-центр "Я Галерея", компанию FILM.UA Group, благотворительный фонд Бориса Ложкина и, естественно, "Мистецький Арсенал", в пространстве которого данная выставка продлится до 10 апреля.

Киевская премьера "Теней" состоялась 4 сентября 1965 г. Это была для многих памятная премьера. Поскольку Иван Дзюба, Вячеслав Черновол, Васыль Стус прямо в зале обратились к присутствующим с просьбой подняться в знак протеста против арестов украинских интеллектуалов. Таким образом, легенда "Теней" имеет политическую окраску.

О самом фильме написаны горы литературы, эта лента - неиссякаемый источник для диссертаций, монографий, эссе. "Фильм Параджанова - это не музей. Это философское размышление на тему места отдельного человека в обществе. Параджанов открывает в фольклоре, в обрядах своеобразный ритуал, в границах которого общество реагирует на трагедию отдельного человека. Такой ритуал вырастает из общественного подсознательного стремления, чтобы упорядочить индивидуальный непокой, чтобы концепция человеческой судьбы оказалась в чертах гармоничной целостности, в пространстве стереотипа…". Это мнение о фильме Януша Газды.

Нынешняя выставка в "Арсеналі" - это путешествие в разные "зоны" самого фильма, девять залов экспозиции - как девять локаций. Создатели выставки предполагают разные ракурсы, разные взгляды на этот фильм. Есть раскадровки, сделанные самим режиссером. Представлены также неизвестные работы художника картины Георгия Якутовича. Есть фото Тиберия Сильваши: он был волонтером на съемках. Поклонники фильма обнаружат интересные пробы: на главную роль Ивана Параджанов рассматривал также российского актера Геннадия Юхтина (он фактически был утвержден), но роль досталась Ивану Миколайчуку. Легенда киностудии им. Александра Довженко - художник Лидия Байкова: она создала костюмы для картины. И, как известно, музыка фильма - это и голос Карпат, и мелодии Мирослава Скорика.

В пространстве "Теней" также работы современных художников - Антона Логова, Андрея Хира, Тиберия Сильваши, Николая Малышко.

Гость и непосредственный участник проекта - выдающаяся украинская актриса Лариса Кадочникова, сыгравшая в "Тенях" одну из главных ролей - Маричку.

- Лариса Валентиновна, вы, конечно, знаете, что Гарвардский университет включил "Тени забытых предков" и "Цвет граната" Сергея Параджанова в список лент, обязательных для просмотра претендентам на кандидатскую степень в кинознании… То есть во всем мире Параджанов продолжает вызывать интерес.

- Конечно, знаю об этом. Безумно рада, что в мире картина не устаревает, а наоборот, живет своей жизнью. Поражает, что есть постоянный интерес к "Теням". К потрясающему режиссеру. И в целом к украинской поэтической классике.

- И все-таки, в чем секрет магического притяжения этого фильма?

- Думаю, причин несколько. Во-первых, большой интерес к самому Параджанову. Ведь еще при его жизни считалось, что этот человек уникальный. Даже "гениальный". Кустурица назвал "Тени забытых предков" лучшей картиной мира, а Сергей Параджанов - один из его любимых режиссеров.

Еще одна причина неувядающего интереса к "Теням" - в том, что наше украинское кино сейчас отнюдь не на высоком уровне (по сравнению с мировым кинематографом). Поэтому и наблюдается активный интерес к таким шедеврам, как "Тени", к другим ярким картинам украинского кинематографа того периода времени.

Ведь тогда, в 60-е, был период ренессанса украинского кино. Весь мир говорил о нашем кино.

И сейчас, на каком бы мероприятии я ни была, если узнают, что есть Маричка из "Теней…", то люди просто хотят прикоснуться ко мне уже как к символу, как к счастливому талисману.

В фильме сложился потрясающий тандем - я, Иван Миколайчук (Иван и Маричка). Наших персонажей называли "Гуцульские Ромео и Джульетта".

Недавно я была на выставке Ольги Петровой, и туда пришли студенты, совсем молодые ребята. Мы говорили с ними о "Тенях…". Значит, фильм живет своей жизнью, если покоряет сердца юных поклонников Параджанова.

- В "Тенях" роль Палагны сыграла актриса Татьяна Бестаева. Вам известно, что с ней сейчас? В последнее время о ней почти не слышно…

- Татьяна училась со мной на последнем курсе ВГИКа, но была старше. Это одаренная, характерная, мощная актриса. У нее в роду сплетение нескольких национальностей. В юности была очень красивой, чувственной, словом, сильное актерское начало.

Ее творческая судьба сложилась. Она сыграла много ролей в театре Моссовета, в кино.

Но чтобы дружить, то я никогда с ней тесно не дружила. Просто общались. Даже после успеха "Теней" мы никогда вместе не ездили на презентации фильма. Помню, праздновался юбилей "Теней" в Москве - в Театре Параджанова. Она хорошо выступала. Мы общались. Но наши пути разошлись.

- Лариса Валентиновна, не так давно вы представляли уникальные коллажи, посвященные Параджанову, в одном из киевских музеев. Почему эти произведения искусства не представлены в проекте "Мистецького Арсеналу"?

- Здесь несколько причин. Хотя тот факт, что эти коллажи не будут представлены на открытии выставки, несколько обижает меня...

В "Мистецькому Арсеналі" это объяснили тем, что, дескать, коллажи уже выставлялись в другом месте, а все, что представлено на выставке, посетители увидят впервые.

Хотя… Меня уже давно ничего не удивляет в вопросах этики нашей нынешней творческой жизни.

Пожалуй, всем известно, что сам режиссер относился ко мне необычайно тепло. Тем более я создавала коллажи, посвященные Параджанову, используя вещи, подаренные им самим.

Однако со временем в "Арсеналі" все-таки пошли мне навстречу. И предложили уже 3 апреля сделать мой авторский вечер - в рамках экспозиции. За что спасибо.

В наше время надо находить во всем положительные моменты - мой вечер будет отдельным, эксклюзивным…

Создавать "параджановские" коллажи мне помогал один из самых талантливых художников - Игорь Горяный (долгие годы он жил в Америке). Он современный художник, уникальная личность.

Мы работали четыре месяца. Создали 13 коллажей. У нас было полное творческое единение. Мы как бы играючи создавали свои работы.

Игорь - всецело творческая личность. И никаким образом негативно не отреагировал на тот факт, что наши коллажи не будут представлены на открытии в "Арсеналі". Главное, что эти работы удачны.

- Вы сказали, что в этих коллажах использовали вещи, подаренные лично вам режиссером.

- Да, это так. Например, шаль золотистого солнечного цвета. Сергей Иосифович вернулся после тюрьмы и очень болел, но все равно начинал снимать новую картину в Баку. Я ему позвонила. Говорю, планирую провести творческий вечер в Доме кино. И он прилетел специально из Азербайджана. Вел вечер Николай Мащенко. Сергей привез, как всегда, много подарков - вино, фрукты. Но… был уже очень болен. Во время вечера сидел и молчал.

А в конце вышел на сцену, накинул мне на плечи эту шаль солнечного цвета. Сказал несколько слов и вышел.

И вот эта шаль - в самом большом коллаже вместе с поясом, другими украшениями, подаренными Параджановым. Также на этой работе много фотографий людей, которые помогали Сергею выйти на свободу.

- Прошло более полувека со дня премьеры "Теней". Кажется, сегодня выходит множество фильмов. Но "Тени" сняты как будто вчера…

- Знаете, сейчас снимается много сериалов, фильмов - и все в бешеном ритме. И нет личностного подхода к каждому актеру, который был у Параджанова.

В "Тенях" каждый художник на площадке максимально выкладывался - и оператор Юрий Ильенко, и художник Георгий Якутович, и другие. Это была команда, которая не похожа на теперешних киношников.

Но и результат налицо. Ведь каждый кадр в "Тенях" - это произведение искусства. Картина снималась не за пять минут, а неделями. Многое переснималось. Работать было сложно. Требования были фантастические.

Я ничего плохого не говорю о современных фильмах, в мире снимается потрясающее кино. Но "Тени…" - эксклюзив. Недавно после показа фильма в Лондоне англичане в один голос сказали: такой красоты изображения в кино они давно не видели!

Они выходили из зала со слезами. В общем, картина вызвала потрясающий интерес. И я была приятно удивлена и поражена проявлением эмоциональности наперекор бытующему мнению о сдержанности англичан.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме