СУМЕРКИ НЕЖНОГО ВОЗРАСТА

Поделиться
В стране с проблемной и зачастую непрофессиональной кинематографией уже шесть лет существует профессиональное и вполне достойное периодическое издание, посвященное украинскому кино...

В стране с проблемной и зачастую непрофессиональной кинематографией уже шесть лет существует профессиональное и вполне достойное периодическое издание, посвященное украинскому кино. И это, конечно, «Кино-Коло» — солидная трибуна, с которой можно поразмышлять о том, что мешает полноценному кинопроизводству в Украине. В весеннем, тринадцатом, и летнем, четырнадцатом, номерах журнала именно об этом размышляют мэтры отечественного киноискусства, начинающие, но уже «забуревшие» режиссеры, студенты и киноведы. И все они говорят об одном: нехватка денег, нехватка кадров, равнодушие государства, предпочитающего финансировать утилитарные и аляповатые мифы «на продажу» вроде «Молитвы за гетмана Мазепу», а не интеллектуальное кино без примитивных этикеток и лозунгов.

Летний (№14, 2002) номер «Кино-Кола» посвящен вестернам, Кире Муратовой и грузинскому кино. На страницах журнала украинский кинематограф ищет собрата по былой славе и нынешнему неблагополучию и находит его в лице кинематографа грузинского, который, по словам Софико Чиаурели, на сегодня «почти исчез». В результате можно сетовать на общие беды, мечтать о свете в конце туннеля и ассоциировать себя с цветами, пробивающимися сквозь асфальт (образ из фильма Отара Иоселиани). Не думаю, правда, что украинскому кино легче от того, что грузинское пребывает не в лучшем состоянии. Впрочем, общество собрата по несчастью всегда утешает. Особенно когда наконец-то этого собрата находишь.

Другое дело — благополучная западная киноиндустрия. Здесь и вестерны, и фэнтези, и всякая всячина. Анализом вестерна и погружением в его немудреную историю журнал репрезентовал новую рубрику «Коло жанру», причем в осеннем номере планируется погружение в дебри «film noir». Меня, правда, больше впечатлила статья Марины и Сергея Дяченко «Накануне взрыва» (№14, лето), посвященная жанру фэнтези и, в частности, двум культовым фильмам — «Властелин колец» и «Гарри Поттер». Наверное, фэнтези больше провоцирует на неторопливую беседу, тогда как, анализируя вестерн, все равно собьешься на фельетон. А фельетоном нынешних читателей не удивишь…

Недавно «Кино-Колу» исполнилось шесть лет. Первый номер журнала вышел в 1997-м — при поддержке Международного фонда «Відродження». Потом журнал куда-то исчез и возродился в
1999-м — как совместный проект Общества «Кино-Коло» и канала «1+1». С этого момента он стал выходить ежеквартально и даже толстеть — с 80 страниц добрался до 170-ти. А в 2001-м внутри журнала появился самостоятельный проект «Кино-Коло газета». Совершенствование продолжается…

Так, в весеннем и летнем номерах «Кино-Кола» фигурирует новый раздел под названием «Кино-Коло сюжеты». В него попали разножанровые тексты, которые так или иначе касаются кинодраматургии или, как выразились составители — «драматургии жизни и искусства». Попросту говоря — перед нами литературная рубрика, но рубрика специфическая — для литераторов-киноманов. А они в Украине, как выяснилось, есть.

Вот, к примеру, Александр Ирванец. Его сценарная идея, отданная на съедение «Кино-Колу», посвящена… аду. Причем ад для Ирванца — это необходимость смотреть скучные фильмы в прокуренном кинозале, вычленяя из них грехи героев. А Виктор Ерофеев, интервью с которым можно найти на страницах весеннего «Кино-Кола», вообще считает, что экранизация — это убийство. Прогнозируя дальнейшее развитие литературной рубрики журнала, можно сказать, что она будет «катить бочку» на кино как искусство и на современное украинское кино в частности и поддерживать вокруг журнала пикантную атмосферу скандала. Наверное, этой ложки дегтя давно уже не хватало в бочке кино-коловского меда. Главное — не перегорчить…

Поскольку снимают в Украине не так уж много и совсем не часто, речь в журнале идет о немногих фильмах: последних шедеврах Киры Муратовой, «Молитве за гетмана Мазепу» Юрия Ильенко и «Шуме ветра» Сергея Маслобойщикова. И если «Молитву…» скорее ругают, чем хвалят, то «Шум…» — скорее хвалят, чем ругают. Сергей Набока, к примеру, называет «Шум ветра» фильмом отчаяния и тишины, тогда как по поводу «Молитвы…» многочисленные рецензенты только вздыхают и пожимают плечами. Журнал в данном случае занимает гордую позицию посредника между критиками и фильмами и, предваряя зрительскую реакцию, вызывает нас на дискуссию.

Шестилетний возраст «Кино-Кола» — конечно, нежный. Но журнал не только растет, но и множится. Так, в настоящее время редколлегия, состоящая аж из… пяти человек, работает над созданием в Интернете Национального кинопортала, который будет иметь название kinokolo.ua. Осуществляется это благородное намерение при финансовой и прочей поддержке Международного фонда «Відродження» и руководства канала «1+1». Старт кинопортала, как и выход осеннего, пятнадцатого, номера журнала намечен на октябрь.

Наверное, с появлением кинопортала для «Кино-Кола» начнется эпоха зрелости. А пока, доживая последние деньки «нежного возраста», журнал радостно сообщает публике о своих успехах. Наверное, к ним стоит прислушаться.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме