Сцена из спектакля «Кабинет-театра» (Вена) «История одного солдата» |
18 апреля в галерее «Лавра» состоялся «пролог» Международного театрального фестиваля городов-побратимов «Киев майский». Задолго до официального старта фестиваль открылся спектаклем венского «Кабинет-театра» «История солдата» на музыку Игоря Стравинского. Собственно говоря, эта музыка и была главным действующим лицом постановки. Именно она дергала за ниточки героев-марионеток, именно ей подчинялись сюжет спектакля, его эстетика и мораль. Музыка Игоря Стравинского являлась той самой «судьбой», с которой безуспешно сражался солдат и которая тем не менее отказывалась повиноваться его антагонисту — черту. Судьбой, которая «бродила» и действовала сама по себе.
«Кабинет-театр» — один из самых известных кукольных коллективов Европы, постоянный участник Международных фестивалей кукольных театров в Эрлангене и замке Людвигсбург. Считая музыку Стравинского одновременно архаичной и анархичной, чисто русской и интернациональной, театр с упоением взялся за «Историю одного солдата», а в качестве текста или, скорее, — либретто использовал произведение Шарля Фердинанда Ромуса, апеллировавшее к сказке «Солдат-дезертир и черт» из афанасьевского собрания.
В результате спектакль был посвящен неудачной попытке солдата убежать от судьбы или, вернее, от музыки Стравинского, которая этой судьбой и являлась. Сам же «Кабинет-театр» определил постановку как «историю человека, которому приходится жить в чужом мире». Герой по мере сил обживает этот мир, но не в силах «обжить» судьбу. Сражаясь с судьбой, солдат тем не менее остается ее куклой, что было мастерски передано средствами кукольного театра.
Но это пролог, а основная часть «Киева майского» будет проходить с 16 по 26 мая. Среди некоммерческих проектов фестиваля есть и три коммерческих — Театр Анни Жирардо, Вильнюсский малый драматический театр и Имперский российский балет. Имперский балет, собственно говоря, ожидали еще на прошлом фестивале, но только в этом году надежды киевских балетоманов наконец-то будут оправданы.
Вильнюсский малый драматический театр привозит «Маскарад» Римаса Туминаса — один из самых известных, шокирующих и многослойных театральных проектов этого прибалтийского мэтра. В России и Прибалтике «Маскарад» — постановку по мотивам лермонтовской драмы — уже успели причислить к разряду культовых. В Киеве этот спектакль еще не видели, как, впрочем, и последние работы Камы Гинкаса и Оскараса Коршуноваса — мастеров европейского уровня и европейской же славы. Думается, эти пробелы в театральном образовании украинских зрителей давно уже пора восполнить. Так что «Киев майский» взял на себя благородную, даже просветительскую функцию, и остается пожелать фестивалю просвещать нас и дальше. И с неизменным успехом.
В этом году в рамках «Киева майского» состоится миниатюрный булгаковский фестиваль. Мы увидим «Собачье сердце» пражского «Театра на Ржезницкой» и очередную версию «Мастера и Маргариты» — спектакль «Где мой дом?» гданьского клуба «Плама» и Киевского экспериментального театра. Эти постановки представляют собой пролог будущего Международного театрального фестиваля «Город мастера», но при этом трудно сказать, когда состоится основная часть обещанного булгаковского действа. Ждем-с...
Как обычно, в обойме «Киева майского» обширная музыкальная и танцевальная программа. Собственно говоря, перед нами фестиваль искусств, разрастающийся и крепнущий с каждым годом.
В нынешнем «Киеве майском» будет преобладать польская «нота». Пять польских театров — участников фестиваля — образуют внутри «Киева майского» собственное действо. При этом организаторы фестиваля и его генеральный директор Алексей Кужельный считают, что было бы эффективно организовывать мини-форумы «по национальному признаку», которые предшествовали бы «Киеву майскому». Таким образом, скоро прологов у фестиваля будет множество. Как, впрочем, и эпилогов.