В третий день последнего месяца нынешнего года Европа определяет свои кинематографические приоритеты... В Берлине будут награждать победителей European Film Awards. Среди 1600 киноакадемиков европейских фаворитов отбирали также украинцы — Андрей Курков и Богдан Ступка.
Об акции European Film Awards широкой общественности в основном известно, что это — европейский аналог «Оскара». Европейской киноакадемии во главе с Вимом Вендерсом пока не удается выйти за рамки этого стереотипа и создать оригинальную концепцию события, напоминающего сейчас чемпионат Европы по киноискусству. Впрочем, по сравнению с тем же «Оскаром» или европейскими кинофестивалями класса «А» событие под названием European Film Awards производит впечатление соревнований в низшей лиге. Речь идет не об уровне участников, а о влиятельности и авторитетности этих наград в мире кино.
Европейская киноакадемия изначально создавалась в противовес аналогичной американской организации, которая вручает «Оскара». Европейцам не понравилось, что американское национальное киносоревнование постепенно перерастает в чемпионат мира, и в 1988 году, на волне европейского единения, прошла первая церемония вручения European Film Awards. Победителей тогда награждали статуэткой «Феликс», что добавило недоброжелателям поводов поиздеваться над евроакадемиками — дескать, во всем имитируют заокеанских коллег. Позже у статуэтки отобрали имя, но это не помогло европейским кинонаградам соревноваться с Каннами, Берлином и Венецией. Кинопроцесс в Европе, в отличие от американского, не может иметь одно четко определенное центральное событие. Он существует между тремя крупнейшими кинофестивалями, вокруг которых структурируется киноиндустрия. Самые громкие европейские премьеры специально готовятся под Канны, Берлин или Венецию. European Film Awards проходит в конце года, когда самые главные фестивали уже позади. Несмотря на то что Европейская киноакадемия никак не зависит от фестивального движения и существует параллельно с ним, получается, что номинанты на European Film Awards уже переварены и критиками, и зрителями. Зато награды Европейской киноакадемии считаются более объективными и независимыми от конъюнктуры, часто определяющей фестивальных победителей.
Церемония этого года не станет исключением. Наиболее вероятные претенденты на награды «засвечены» на ведущих кинофестивалях. Из шести номинантов на приз за самый лучший фильм трое побывали в Каннах. Это «Скрытое» Михаэля Ханеке, «Входите без стука» Вима Вендерса и «Ребенок» Жан-Пьера и Люка Дарденнов. Вряд ли «Братья» Сюзанны Биер, «Мое лето любви» Павела Павликовского и «Софи Шолль — последние дни» смогут составить конкуренцию вышеназванным хитам. Ханеке, Вендерс, Биер и Павликовский, несмотря на это, номинированы на звание лучшего режиссера Европы-2005. С ними конкурируют менее знаменитые Роберто Фаенца («Выйди на свет», Италия), Алекс де ла Иглесиа («Ферпектное преступление», Испания) и Кристи Пую («Смерть мистера Лазареску», Румыния).
В актерских номинациях звезды тоже соседствуют с новичками. В мужской категории соревнуются Даниель Отой, Ульрих Томсен, Ромен Дюри, Генри Гюбхен, Ульрих Маттес, а также каннская сенсация Жереми Ренье. Самой лучшей актрисой могут стать Жюльет Бинош, Юлия Енч, Конни Нильсен, Натали Пресс, Одре Тоту и Сандра Чеккарелли. Украинскому зрителю большинство имен незнакомо. Не только потому, что современной Европе действительно не хватает звезд, но и из-за оторванности нашего проката от европейского кино. Зато среди номинантов на приз «Открытие Европейской академии» — участники МКФ «Молодість»: «Когда море приближается» Йоланды Моро и Жиля Порта, «Уно» Акселя Генни и «Обвиняемый» Якоба Тюзена.
Украинское участие в европейском празднике ограничится двумя членами Европейской киноакадемии, которые вместе с коллегами определят победителей. Писатель и сценарист Андрей Курков занимается этим уже несколько лет, а актер Богдан Ступка в нынешнем году впервые исполнит обязанности киноакадемика. В прошлом годы Ступка номинировался на европейскую кинонаграду за роль в фильме Дмитрия Месхиева «Свои». Приз получил Хавьер Бардем, но Ступке предложили вступить в Европейскую киноакадемию. Судьи работают дистанцированно, просматривая фильмы на DVD и выставляя оценки.
Лидером по количеству номинаций в этом году является французский фильм австрийца Михаэля Ханеке «Скрытое», выдвинутый в семи номинациях. Недавние события во Франции превратили эту драму о сосуществовании европейцев с арабами чуть ли не в пророческое изображение европейской действительности. Скорее всего, сегодня вечером Ханеке будет вне конкуренции — как по количеству наград, так и по точности своего художественного приговора.
ДЕТАЛИ…
Фильм Михаэля Ханеке «Скрытое» — фаворит рейтинга европейских киноакадемиков. Мировая кинопресса считает, что эта страшная подавляющая лента анализирует истоки будущего апокалипсиса. До некоторой степени — это условное идеологическое продолжение предыдущего фильма мастера «Время волков». Ханеке в этой ленте как будто исполняет «реквием» по слабости и преступной низости так называемой интеллигенции. В «Скрытом» предлагается как бы вариант мини-эпизода из фильма «Код неизвестен» (в упомянутой ленте молодой негр пытается восстановить справедливость, карая белого подростка, обидевшего беженку...) Ханеке беспощаден в своих приговорах. Он как будто прогнозирует, что война мировоззрений, идеологий, религий, рас и быта уже не очень далеко — она за окнами наших домов. Можно закрыть глаза, можно закрыть уши, но вспышки этого пожара, его взрывы — рядом... (В фильме, представленном в рамках киевского международного кинофестиваля «Молодість», снимались Даниель Отой, Жульетт Бинош, Ани Жирардо, Морис Бенишо.)