Стравинский, Бриттен и киевский авангард

26 октября, 2018, 16:57 Распечатать Выпуск №40, 27 октября-2 ноября

Его "райский уголок для творчества" размещался на границе Волыни и Полесья.

Присутствие Игоря Стравинского в программе 15-го музыкального фестиваля "Стравинский и Украина" было (как всегда) легким и ненавязчивым, словно аромат от его любимых папирос "Голуаз". 

Традиционную "десятину" музыкального наследия композитора получили от трех выдающихся национальных оркестров ("Черный концерт", Симфония духовых, Symphony in C, сюита из балета "Жар-птица") и яркого пианиста Евгения Громова ("Пять пальцев. Восемь очень легких мелодий на пять нот", Piano-Rag-Music). Но кто имел возможность их услышать и увидеть, мог сделать несколько семимильных шагов в музыкальную вселенную — от барокко до романтизма и модернизма…

Организаторы турне Игоря Стравинского в 1962 г. искали Устилуг… в окраинах Санкт-Петербурга. На самом деле его "райский уголок для творчества" размещался на границе Волыни и Полесья под охраной… пусковых установок ракет стратегического назначения. 

Так вот бывшего хозяина не пустили на порог его собственного дома. И смог ли бы он своим ключом (!) отпереть двери "Старой мызы"? После своевольной реконструкции летнее жилье композитора превратили в двухэтажную казарму, в которой, как вспоминал Игорь Блажков, месили болото мелиораторы передвижной механизированной колонны…

Не пустили сюда в начале 80-х и Тони Палмера, хотя в доме посреди аллей уже размещался филиал Владимир-Волынской музыкальной школы. И директор Владимир Терещук мог бы сказать доброе слово о Тихоне Хренникове, который послал съемочную группу британского режиссера "месить болото" на Сорочинскую ярмарку, а копию уже готового фильма "Где-то на границе…", по распоряжению Хренникова, в Гостелерадио (без разрешения и ведома режиссера!) сократили и перемонтировали…

В мае 1983-го дом, в котором жил и работал композитор Игорь Стравинский, еще не имел статуса памятника, но после визита в Устилуг с Богданом Янивским и Виктором Герасимчуком в областной "молодежке" я поддержал краеведа Петра Заклекту: не комната-музей, а музей-усадьба композитора — вот что нам нужно! Еще раньше на полосах областной молодежной газеты мою идею фестиваля музыки Игоря Стравинского поддержал Богодар Которович.

Музейщики открыли первую экспозицию в 1990 г., первый фестиваль "Стравинский и Украина", при содействии искусствоведов А.Федорука и А.Терещенко, волыняне организовали в 1994 г., и только в 2012 г. началась реставрация: на ту пору последствия грубой реконструкции могли вылезти боком, — потолок прогнулся так, что это угрожало учащимся местной школы искусств.

Если бы не это обстоятельство, никакие иные аргументы не смогли бы переполнить чашу терпения чиновничьего люда, хотя уже с 2005 г. новообразованный отдел охраны культурного наследия в облгосадминистрации готовил предпосылки для начала реставрационных работ. Состояние изуродованного жилья не отвечало статусу памятника истории национального значения, поэтому на средства областного бюджета изготовили паспорт, акт технического состояния, определили пределы охранительной зоны, наконец изготовили и реализовали проект реставрации, цель которого — вернуть жилищу первоначальный вид. Обновили экспозицию музея, создали идеальные условия для учащихся и педагогов. Сейчас меломанам пограничного городка вполне хватает актового зала музея-усадьбы. И пока не будет заказан и реализован проект благоустройства общественного пространства между аллеями, а очереди будут блокировать международный переход на границе, Устилуг Байройту — не конкурент.

На следующем фестивале отметим 10-ю годовщину сотрудничества с Игорем Блажковым, которому Игорь Стравинский доверил исполнение своих произведений в 1962 г. 

Правда, сначала Блажкова исключили из консерватории, когда он по собственной инициативе пытался озвучить "трофейные" произведения композитора, которые бывший фронтовик привез в Киев из Австрии и передал в библиотеку консерватории.

Прежде всего директор фестиваля Сергей Ефименко отважился исполнить "Свадебку" Игоря Стравинского в Луцке после неудачной попытки его коллег в Киеве. Почин поддержали коллеги из Черновицкой областной филармонии, затем на фестивалях в Луцке академический симфонический оркестр филармонии, академический хор "Черновцы" исполнили ряд произведений Игоря Стравинского: "Реквием", ораторию "Царь Эдип", "Симфонию псалмов". К фестивалю "Стравинский и Украина" в 2019 г. Игорь Иванович готовит симфоническую поэму "Песня соловья" и "Мессу". 

Один из побратимов Блажкова композитор и педагог Виталий Годзяцкий посетил музей-усадьбу Игоря Стравинского 10 октября 2018 г., когда пианист Евгений Громов, по нашей просьбе, представил музыкальную антологию "Киевский авангард 1960-х. Школа Бориса Лятошинского". Последнее десятилетие Игоря Стравинского соединило в себе несколько важных тенденций, на которые хотелось взглянуть из Киева и… Лондона. 

Как рассказывал Тони Палмер, в 1966 г. Игорь Стравинский пригласил режиссера в гостиницу "Савой" и просил познакомить его с Джоном Ленноном. И Стравинского не обошла чаша сия… Как по мне, битломания стала прологом к эре глобализации, а прекрасная баллада "Вчера", где "Битлз" впервые использовали струнный квартет, стала всеобъемлющим проявлением ностальгии… не по прошлому, а по настоящему". И если наши кумиры, виднейшие действующие лица и исполнители британской рок-сцены, до сих пор вызывают восторг в фильмах Тони Палмера ("Вся моя любовь" и "Прощальный концерт "Крим"), то наследие группы "киевский авангард" мы открываем лишь теперь. 

Четыре компакт-диска вместили уникальное пианистическое достояние, которое Евгений Громов собирал в течение 20 лет, и к которому мы будем обращаться в будущем еще не раз. Сейчас в музее-усадьбе Игоря Стравинского Виталий Годзяцкий, которому исполнилось 83, с юношеским задором мастерски исполнил два своих произведения. "Парад дураков" из эпохи социалистического реализма пришелся по вкусу Тони Палмеру, который с сожалением констатировал: из-за преград "безумных" о талантливых учениках школы Бориса Лятошинского, их авангардном творчестве ничего не знали на Западе. Проект Евгения Громова стал для нашего гостя еще одним большим открытием Украины, а Piano-Rag-Musik Игоря Стравинского в исполнении Евгения Громова — прологом к разговору об авангардном джазе в будущем. 

Десять лет назад в программе фестиваля "Стравинский и Украина" мы (впервые в Украине) организовали показ документального фильма Тони Палмера "Где-то на границе…". 

Оригинальная авторская работа об Игоре Стравинском (Специальный приз жюри на кинофестивале в Сан-Франциско) понравилась, несколько десятков копий разошлись молниеносно после показа, другие зрители получили фильм при посредничестве Британского совета в Украине. Для последующих фестивалей, по моей просьбе, на производственно-технической базе Волынского телевидения дублировали на украинский фильмы Тони Палмера о Шостаковиче, Рахманинове, Леонарде Коэне… 

Для 15-го фестиваля британский гость приготовил особые презенты: реферат о лауреате Нобелевской премии Бобе Дилане, новейшую версию своего фильма о турне Леонарда Коэна (заведующая кафедрой прикладной лингвистики Ирина Бискуб организовала встречи Палмера со студентами в университете им. Леси Украинки и "Промені"), презентацию (впервые в Ук_раине) сборника своих фильмов о мировой славе композитора Бенджамина Бриттена и киноконцерт из его произведений в исполнении знаменитых "Киевских солистов" во Дворце культуры города Луцка.

Вместе с Тони посетили городок Олдборо, которому Бриттен подарил концертный зал и музыкальный фестиваль. А все начиналось с музыкальной вечеринки у мамы, которая научила Бенджамина нотной грамоте. Феноменальную "Простую симфонию" он написал в 11 лет, ведь у него был настоящий учитель — композитор Фрэнк Бридж; он ценил самую современную музыку, и сам Бриттен ориентировался на Стравинского, Малера. 

Своему учителю Бриттен посвятил "Вариации на темы Фрэнка Бриджа", которые покорили мир после Зальцбургского фестиваля в 1937 г. и вызвали шквал аплодисментов от луцкой публики. "Киевские солисты" в десяти аспектах представили одну из тем "Трех идиллий" Бриджа от мастера вариаций Бриттена: "Адажио", "Марш", "Романс", "Итальянская ария", "Классическое буре", "Венский вальс", "Перпетуум мобиле", "Траурный марш", "Песня" и, наконец, "Финал с фугой", которой завершился этот увлекательный полет фантазии.

Кстати, о фестивалях в Зальцбурге и Олдборо Тони Палмер снял документальные фильмы. Режиссер согласился провести еще один киноконцерт (и мастер-класс) во время следующего фестиваля на тему "Музыка в кинематографе". Надеюсь, что, при содействии Генерального консульства РП в Луцке, мы пригласим симфонический оркестр из Замостья, с которым в позапрошлом году мы с Тони Палмером и Тадеушем Вихереком представляли полякам новейшую версию документального фильма "Битлз" и Вторая мировая война".

Концерт Национального симфонического оркестра Украины превратил праздник Покрова в Пасху украинской души. Начинался этот триумфальный ход знаменитейшего столетнего оркестра у истоков "Влтавы" (название симфонической поэмы чешского композитора Сметаны), но не закончился исполнением Симфонии №2 Бориса Лятошинского. Дирижер Владимир Сиренко и его замечательный "оркестр наций" довели эмоции луцкой публики до точки кипения и в шквале оваций завершили программу 15-го фестиваля, который (впервые!) начинался в Луцком замке праздничным перезвоном. Стараниями директора филармонии Сергея Ефименко, его заместителя Андрея Титяева, специалистов технической группы для музыкантов Национального оркестра духовых инструментов Украины создали тепличные условия на сцене, а историю фестиваля "Стравинский и Украина" показали на новом светодиодном филармоническом экране.

От Международного дня музыки до Покрова в программе фестиваля звучали фортепьянные миниатюры украинских композиторов в исполнении Александра Козаренко, акапельные произведения вокальной формации "Селенція" из Люблина, замечательные образцы бельканто от Анастасии Янцур и Романа Коренцвита в музыкальных диалогах памяти Федора Стравинского… 

И хотя непросто находить, воспитывать и удерживать аудиторию для академической музыки в небольшом городе (ведь у Волынской областной филармонии до сих пор нет своего зала, оснащенного по последнему слову техники), однако мы убедились: фестиваль "Стравинский и Украина" может стать локомотивом… событийного туризма. 

В прошлом году во время фестиваля музей-усадьбу Игоря Стравинского в Устилуге посетил знаменитый дирижер Шарль Дютуа с женой и друзьями из Швейцарии. В этом году наш британский гость Тони Палмер искренне восхищался игрой фантастических музыкантов после концерта "Киевских солистов", вдохновлялся впечатлениями от музея-усадьбы Игоря Стравинского в Устилуге, Музея современного украинского искусства Корсаков, мемориального музея В.Липинского в Затурцах, мастерской-усадьбы скульптора Николая Голованя, выставки "Шаги веков" Александра Дышко в картинной галерее Луцкого замка.

И Луцкий замок, и картинная галерея, и костел св. ап. Петра и Павла наилучшим образом подходят для концертов серьезной музыки — современной и классической. Однако же и самих объектов культурного наследия (памятников, заповедников, музеев-усадеб) от Устилуга до Олыки — бесчисленное количество! А если ко всему этому добавить еще и "смакоши и роскоши" волынской кухни, новые гостиничные номера в городе и окраинах, получается хороший туристический продукт с волынской маркой. 

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №22-23, 15 июня-21 июня Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно