Романтическое приключение №16

29 ноября, 17:32 Распечатать Выпуск №46, 30 ноября-6 декабря

В нынешнем году 16-й музыкальный фестиваль "Стравинский и Украина" предложил меломанам в Луцке и Волынской области 12 художественных мероприятий.

А для почетного гостя фестиваля британского режиссера Тони Палмера это была вторая встреча с украинским хоровым искусством.

В Музее-усадьбе Игоря Стравинского в Устилуге наш британский гость Тони Палмер, автор фильма о композиторе "Где-то на границе" (1982), восхищено слушал игру цимбалиста Павла Тузова, чудесные веснянки, спетые Ольгой Ткаченко и Дианой Шевчук во время презентации "Поліської доми" профессора Виктора Давыдюка… Игорь Блажков не мог отвести взгляд от авторской партитуры "Весны священной", привезенной в дар музею Тони Палмером. У знаменитого дирижера, впервые открывшего в 1959-м киевлянам музыку Стравинского, авторские пометки на каждой странице вызвали восторг.

Стравинский и "Планета Голливуд"

В Нью-Йорк Стравинский прибыл 30 сентября 1939-го, а уже 13 ноября 1940-го композитор получил "подарок" из Голливуда: студия Уолта Диснея выпустила в прокат музыкальный полнометражный мультипликационный фильм "Фантазия".

Как подсказывает "Википедия", это был один из самых смелых проектов с участием 1000 художников и техников и 500 персонажей, где образ Чернобога в номере "Ночь на Лысой горе" Мусоргского создал Билл Титла, сын украинских эмигрантов. На включении музыки в балет "Весна священная" Стравинского в мега-видеоклип настаивал сам Уолт Дисней. Авторов экранизации консультировали Рой Чепмен Эндрюс, директор Американского музея естественной истории, английский биолог Джулиан Хаксли, астроном Эрвин Хаббл, ведь речь шла об истории зарождения жизни на Земле: от появления одноклеточных организмов — до гибели динозавров!

Стравинский не разделял восторг зрителей, ведь инновационный подход американцев не имел ничего общего с духом первой постановки балета. "…я хотел дать картину радости Земли и торжества Неба, в славянском понимании, — отмечал художник Николай Рерих, делавший эскиз к постановке. — Я люблю древность, высокую в ее радости и глубокую в ее помыслах". Он и предположить не мог, что кто-то в этой любви пойдет так далеко…

Когда мы готовили программу 16-го музыкального фестиваля, тысячи голосов в YouTube набирал новый видеоклип на музыку "Весны…" от двух музыкальных эксцентриков (Мелодика Мен). Музыка в гроте или пещере и само исполнение, основанное на причудливом объединении фантастического и реального, прекрасного и безобразного, правдоподобного и карикатурного, вызывающего комический эффект…

В 1942 г. фильм "Фантазия" получил два "Оскара" за создание нового восприятия музыки, а сосед и товарищ Александр Тансман побудил Стравинского писать музыку для кино. Не сложилось… Стравинский опубликовал заблаговременную партитуру как Four Norwegian Moods для оркестра в издательстве "Ассошиэйтед Мюзик Паблишерс" в 1944 г. и дирижировал первым исполнением произведения в Кембридже (Массачусетс)".

В программе фестиваля "Стравинский и Украина" фрагмент произведения исполнил Национальный академический духовой оркестр Украины. В Голливуде Стравинский нашел лучший из возможных во время войны приют, но для кино уже не написал ничего…

Две латинские мессы…

Преданность духовым инструментам, как заметил, открывая фестиваль, директор областной филармонии Сергей Ефименко, не оставляла композитора в течение всей его жизни. Во время заключительного "концерта премьер" мы слушали "Мессу для хора и двойного квинтета духовых". Академический камерный хор "Бревис" и тернопольские духовики воплотили большую мечту народного артиста Украины Игоря Блажкова, которой он поделился два года назад со зрителями канала "Новая Волынь" в программе "Такты и факты"…

Что побудило православного композитора (для которого славянский язык литургии был языком его молитв), регулярно ходившего на причастие с 1926-го в Европе и Америке (хотя и пренебрегавшего этим больше из-за лени, чем из-за интеллектуальной нерешительности), написать римо-католическую мессу?

В "Диалогах" с Робертом Крафтом Стравинский объясняет: он хотел, чтобы ее исполняли на богослужениях, "а это немыслимо в российской церкви, поскольку каноны православия запрещают участие инструментов в службе, а я могу стерпеть пение без аккомпанемента только в музыке с самой примитивной гармонией. Мою Мессу исполняли в католических храмах, правда, нечасто, но все же… Ее появление частично обусловлено некоторыми мессами Моцарта, которые я нашел в 1942–1943 годах во второсортном музыкальном магазине в Лос-Анджелесе. Проиграв эти рококо-оперные сладости греха, я понял, что должен создать свою мессу, и то настоящую. Между прочим… я писал ее без какого-либо влияния старинной музыки и не руководствовался никакими образцами".

Духовная музыка — альфа и омега в репертуарной политике областной филармонии и Академического камерного оркестра "Кантабиле" (художественный руководитель и дирижер Товий Ривец). Такая настройка стала "гармоничной опорой" для реализации двух последующих замыслов.

Под дирижерством профессора Софии Бернатович солисты Малгожата Гжегожевич-Родек (сопрано) и Пьотр Олех (контр-тенор) в сопровождении "Кантабиле" показали в костеле Святых апостолов Петра и Павла "Стабат Матер" Перголези и "Барочный триптих" Мирослава Низюрского (партия аккордеона Эльвира Сливкевчиц-Цисак).

Следующим концертом в костеле дирижировал народный артист Украины Александр Жигун, а романтическую "Латинскую мессу для хора, солистов, оркестра и органа" Станислава Монюшко слушали в исполнении "Кантабиле" и знаменитой "Почайны" могилянцев.

Во время волынской премьеры под сводом кафедрального костела Святых апостолов Петра и Павла "Почайна" и "Кантабиле" предложили музыку, где каждая часть "Латинской мессы…" "ложилась на душу" своим мелодичным богатством. Монюшко воспользовался "языком" настолько простым, что его понял бы каждый, не изучая специально.

Наперекор "варварству системы"

Фестиваль "Стравинский и Украина" реализует идею проекта "Возвращенные имена" Александра Федорука. И речь идет не только о наследии Игоря Стравинского.

Впервые в программе фестиваля звучала музыка украинского композитора Сергея Борткевича (1877–1952). Увертюру к "Сказочной опере" и балетную сюиту "Тысяча и одна ночь" под дирижерством Мирослава Крыля исполнил Академический симфонический оркестр Тернопольской областной филармонии.

На пять лет старше Стравинского, выпускник консерватории в Лейпциге и преподаватель консерватории Сергей Борткевич был депортирован из Берлина в начале Первой мировой войны, впоследствии спасался бегством от большевистской чумы из Харькова. С двадцатью долларами в кармане и одним чемоданчиком с нотами он прибыл в Константинополь в 1920 г. после ареста и экспроприации семейного имущества на родине. А в 1945-м в его дом в Вене попала бомба… Стараниями зарубежных исследователей и Николая Сукача после 2000 г. произведения Сергея Борткевича возвращаются в Украину, и упомянутая сюита вызывает восторг восточным колоритом…

"Игорь Стравинский разминулся с двумя мировыми войнами, но какие же притеснения испытал Игорь Блажков, пытаясь популяризировать его произведения еще во время учебы в Киевской консерватории! Он первым начал исполнять его музыку в Украине (сюита из балета "Жар-птица", 1959), первым открыл для музыкальной культуры Устилуг (1962), первым стал разрабатывать тему "Стравинский и Украина", — отмечает в предисловии к первому тому "Книги писем" (2019) народного артиста Украины Игоря Блажкова профессор Елена Зинькевич.

В конце концов, Игорь Блажков одержал победу над "варварством системы", плоды которого мы пожинаем с начала нашей независимости. В 2008 г. украинская премьера "Свадебки" Игоря Стравинского требовала немалых усилий, поэтому в столице отказались от затеи ее поставить, но Сергей Ефименко и Игорь Блажков реализовали проект на сцене Театра им. Шевченко в Луцке: понадобились четыре рояля для известных украинских пианистов, шесть ударных установок, музыканты из Ровно, капелла "Думка" из Киева…

При содействии благотворительного фонда Игоря Палицы "Только вместе" в содружестве с коллективами Черновицкой областной филармонии художественный тандем Игоря Блажкова и Иосифа Созанского подготовил и показал в Луцке выдающиеся произведения Игоря Стравинского. Под руководством Игоря Блажкова мы слушали "Реквием", оперу-ораторию "Царь Эдип", "Симфонию псалмов"...

Хоровой триптих

Почетный гость фестиваля британский режиссер Тони Палмер вспомнил эпизод во время съемок фильма о Стравинском, когда для него (как выяснилось, с подачи Игоря Блажкова!) организовали поездку на Сорочинский ярмарок в 1981 г. На заболоченном поле не обошлось без сюрпризов.

"Когда мы снимали какой-то хор, Крафт (помощник Стравинского) вдруг схватил меня за руку: "Ты узнаешь это?". Это было нота в ноту точное начало последней части Symphony in C. партитуры для басов, труб, тромбонов в исполнении группы необыкновенно дородных сельских женщин, которые, я уверен, никогда не слышали о Стравинском. Но звуки и ноты этого пения Стравинский воссоздал в Штатах через 50 лет после того, как впервые услышал похожую на гудение мелодию, когда еще был ребенком", — восхищено рассказывает Тони Палмер.

Выступление хоровых коллективов из Люблина и Киева должно было развивать нашу идею "музыкальных диалогов над Бугом". Но студенческий хор Музыкального института Университета им. Марии Склодовской-Кюри не приехал в Луцк. В то же время знаменитая "Почайна" Национального университета "Киево-Могилянская академия", Галицкая академическая хоровая капелла и Академическая хоровая капелла "Бревис" Тернопольской филармонии поддержали высокое реноме украинского хорового пения с помощью плеяды солистов: Елены Шиналь (сопрано), Нины Харченко (меццо-сопрано), Олега Чернощекова (бас), Татьяны Асадчевой (меццо-сопрано), Татьяны Шпорук (сопрано), Оксаны Скрипчук (альт), Ивана Бобитко (тенор), Ивана Кусеня (тенор), Святослава Костецкого (бас)…

Академическое означает романтическое

Не все молодые меломаны смогли выдержать дистанцию 16-го марафона "серьезной" музыки — современной и классической. Игорь Стравинский так же не проникался тем, что грамзаписи его произведений не были хитами продаж, ведь "только мизерная часть музыкальной публики интересуется новинками".

"Но если сравнивать эту крохотную аудиторию, например, с горсткой придворных, демонстрировавших свое пристрастие к музыке Марко да Гальяно, мое положение не такое уж безнадежное. Тридцать придворных Гальяно и 3 тыс. покупателей пластинок с моей музыкой — это та же элита относительно всего населения, и хотя она может расти, она никогда не постигнет целого".

16-й фестиваль "Стравинский и Украина" завершился на романтической волне. Дух романтизма господствовал на концерте по произведениям Сергея Рахманинова пианистки Этеллы Чуприк, в произведениях "украинского Рахманинова" — композитора Сергея Борткевича. Из "романтического времени Баден-Бадена" был родом коварный и неутомимый Джокер, чванившийся в каждой "сдаче" еще одного премьерного произведения Игоря Стравинского. И поэтому хорошо знакомый мотив из увертюры к "Севильскому цирюльнику" в финале музыки к балету "Игра в карты" — улыбка мудреца, знающего главное свойство слушателя: ему легче узнавать, чем познавать.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №48, 14 декабря-20 декабря Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно