Послушайте, что пишет Эльдар Рязанов в книге «Неподведенные итоги» об Алисе Фрейндлих: «Не подпасть под очарование Алисы Бруновны - женское, человеческое, актерское - было невозможно. Она стала любимицей всей нашей съемочной группы. Исключительная работоспособность, самоотверженность, увлеченность ролью, беззаветное служение искусству, полное отсутствие каких бы то ни было черт зазнайства или превосходства, наоборот, самоирония, врожденная деликатность, скромность, приветливость ко всем участникам съемочного процесса, душевная расположенность к людям - такова Алиса Бруновна в жизни. И еще надо к этому прибавить ее светлый, лучистый талант, дающий радость, излучающий тепло, согревающий души».
Пожалуй, более точно не скажешь. На концертах и на встрече с журналистами в Киевском театре русской драмы Алиса Фрейндлих была именно такой, какой ее описывал один из самых известных кинорежиссеров нашей бывшей необъятной. Она приехала в Киев с музыкально-поэтической программой, названной цветаевской строчкой: «На трудных тропах бытия». Старинные русские романсы звучали непривычно броско, расцвеченные причудливыми аранжировками артистов БДТ имени Товстоногова Владимира Балагина и Анатолия Коптева. Алиса Фрейндлих представила своих партнеров как лауреатов фестиваля актерской песни. Вечер начался исполнением романса «Гори, гори моя звезда», в котором высокие голоса Балагина и Коптева контрастировали с низким бархатным тембром Алисы Бруновны. Известные стихотворения Цветаевой, прозвучавшие в своеобразной интерпретации актрисы, приобрели не присущую им женственную мягкость благодаря неповторимо кокетливой фрейндлиховской интонации. Со стихами Мандельштама актриса поступила более академично, не интерпретируя их по-своему. А между поэтическими композициями звучали «Очи черные», «Ямщик, не гони лошадей», «Не уходи, побудь со мной» и другие не менее романсовые произведения. Публика неистовствовала, в антракте тучи над городом встали и в воздухе пахло грозой, поскольку аудиокассеты по 900 тысяч купонов с записью романсов достались не всем желающим. И никто не хотел покупать недорогой театральный журнал «Московский наблюдатель». Из любви к агрессивному ближнему я не пошла в последний бой за кассету, ограничившись приобретением вполне квалифицированного «наблюдателя», о чем впоследствии не пожалела. Надо сказать, что эстетическое удовольствие от концерта благодаря женскому и актерскому обаянию Алисы Фрейндлих оказалось сильнее слегка пресного привкуса музыкального и поэтического ликбеза для «новых славян». Продюсерский центр «Атреприза» поступил весьма дальновидно, пригласив в нашу «страну чудес» Алису Фрейндлих из зазеркального Петербурга. После Абдулова, Калягина, Мягкова, Филозова и Филипенко в самый раз оказалось для киевского зрителя свидание с Прекрасной дамой. А мне хотелось бы познакомить читателей «ЗН» с некоторыми лирическими размышлениями Алисы Бруновны. Итак, представьте себе, что вы смотрите новую телепередачу «Взгляд Алисы из закулисья».
О родословной
- Мой отец - Бруно Артурович Фрейндлих. Он известен как актер питерского Пушкинского театра, бывшей Александринки. Ему уже исполнилось 87 лет. А корни наши в Петербурге очень давние, нас, то есть моих предков, привезла сюда Екатерина II. Когда она затевала под Петербургом стекольный завод, ей пришлось привозить из Германии мастеров, и мой предок, приехавший сюда, был стекольных дел мастером. Моя мама была бухгалтером, и я считаю, что во мне погиб статистик. А дочь Варя хотя и закончила театральный институт и снялась в трех картинах, после рождения детей в театре и кино разочаровалась. Зато теперь у меня есть двое внуков: мальчику - три с половиной года и девочке - год и четыре месяца.
Путешествие из театра Ленсовета в БДТ
- В 83-м году я ушла из театра Ленсовета. Для этого был целый ряд причин. Но самым главным было то, что я 22 года проработала в этом театре, на мне был весь репертуар, и я почувствовала, что надрываюсь. Во-первых, мне нужен был какой-то тайм-аут, а во-вторых, я хотела ощущения новизны. Надо было начать все сначала. Произошла пробуксовка, бег на месте. И мне показалось, что если начать с нуля, появится острота ощущений и острота ответственности. Кроме того, БДТ - мужской театр. Там были очень хорошие женщины: Доронина и Тенякова. Но в тот момент, когда я пришла в БДТ, они уже уехали в Москву. Поэтому, видимо, Георгию Александровичу (Товстоногову) нужна была актриса. Он меня звал еще за пять лет до ухода из театра Ленсовета. Но мне понадобились эти годы, чтобы угомонить свою совесть и смириться с тем, что я бросаю свой театр. Владимиров реагировал на мой уход очень болезненно. Он говорил, что управится и без меня. Надо сказать, еще какое-то время театр существовал. Все-таки Игорь Владимиров создал хорошую труппу. А потом постепенно он невзлюбил тех, кто был в ту пору, когда мы все работали вместе. Он стал неважно относиться к своей основной труппе, и актеры постепенно разбрелись. Ушел Миша Боярский со своей женой Ларисой Луппиан, ушли Равикович с Мазуркевич и другие артисты. У Владимирова вообще была тенденция выращивать молодежь. И у него в итоге образовалась неплохая молодежная труппа. Но такого ансамбля, как наш, уже не получилось.
Леди Макбет
с «Золотым софитом»
- Я всегда была ведома, никогда не была ведущей. Всю жизнь Игорь Петрович Владимиров думал, как меня повернуть, что использовать из моих возможностей. А сейчас об этом никто не думает. Кирилл Лавров, будучи художественным руководителем БДТ и не являясь при этом режиссером, естественно, на эту тему не размышляет. Актеры барахтаются, как могут, пытаясь сохранить какие-то традиции. Я думаю, что театр в конечном счете погибнет, если не придет новый лидер. Кирилл Лавров - очень совестливый человек, из недр этого театра, он свято чтит Товстоногова - и это прекрасно. Он - глубоко порядочный человек. Но он - не режиссер, он не может разложить этот пасьянс, чтобы использовать уходящие силы главной товстоноговской труппы. Сейчас я пока ничего не репетирую. У нас ставится «Антигона», где мне делать нечего, и «Матушка Кураж», где мне есть что делать, но репетирует эту роль Света Крючкова, хорошая актриса, сочная такая... А последняя моя премьера - «Макбет», где я играю леди Макбет. До этого вышел «Вишневый сад», там я играю уже не Раневскую, а Шарлотту. Двух Раневских я сыграла в Театре Ленсовета и в «Современнике». За роль леди Макбет я получила питерскую театральную премию «Золотой софит». К сожалению, со смертью Владислава Игнатьевича Стржельчика из репертуара ушло несколько спектаклей, и мы сознательно не хотим их восстанавливать. Ушли «Пылкий влюбленный», «На дне» и наш с ним самостоятельный спектакль на двоих «Старомодная комедия». Мы так любили этот спектакль! Мы сами его делали, он не принадлежал ни одному театру, мы с ним были и в Аргентине, и в Израиле.
О ревности,
о творчестве, о славе...
- Я не могу сказать, что моя личная жизнь сложилась неудачно. У меня было три мужа, и все трое - прекрасные мужики. Я с ними сохранила очень хорошие отношения. Но ни один из них не оставлял в покое ревность. Первый муж - мой сокурсник, студенческая любовь. Он очень страдал, что меня берут в театр, а его - нет, а если и берут, то при мне. Мой второй муж, Игорь Владимиров, ревновал всегда, когда отмечали меня как актрису и не замечали спектакль. Хотя, с моей точки зрения, это было крайне несправедливо и бестактно по отношению к нашему творческому союзу. Я всегда ценила и ценю Владимирова до сих пор как режиссера и как личность. Он - чрезвычайно умный человек с необыкновенным юмором и очень талантлив. Но в тот момент, когда у нас возникли небольшие разногласия в творчестве, это стало отражаться на личной жизни. И наоборот: неприятности в личной жизни отражались на творчестве. Постепенно разрушалось и то, и другое. Еще в 64-м году, когда мы только поженились, за 15 лет до нашего разрыва, мы приехали на гастроли в Москву. Я тогда много играла в театре: уже были и «Пигмалион», и «Ромео и Джульетта»... Обо мне написали статью «Театр одной актрисы». Надо сказать, что Москва - бестактный город в этом плане. И статья вызвала огромный всплеск недовольства у Владимирова - мы тогда чуть не разошлись. Я всегда так же страдала из-за подобных статей, как и он. Его это ударяло по самолюбию, а мне было больно за него и за наши разрушающиеся отношения. И труппа к этому относилась не очень благожелательно... А третьим моим мужем был Юрий Соловей, он актер и очень талантливый художник, умница и личность. Когда Владимиров брал в театр Елену Соловей, то, будучи человеком с юмором, так мне сказал: «В конце концов, у каждого должен быть свой Соловей». А вообще я не думаю, чтобы какому-нибудь мужику было бы в радость, когда говорят: «Познакомьтесь, это - муж Алисы Бруновны»...
О последнем возлюбленном...
- Я раньше была влюбчива, всю жизнь влюблялась. А сейчас мои друзья удивляются, что я совершенно вне этого чувства. И я поняла, почему мне никак не удается влюбиться, хотя меня всегда очень стимулировало и подстегивало это чувство. Не удается не только потому, что мне уже много лет. А потому что у меня появился такой возлюбленный! У меня появился внук - и я его обожаю. Он, правда, меня на днях назвал «мерзкой кастрюлей», грубо, ничего не скажешь, но не откажешь в образности. Он просто был недоволен, что я его разбудила.
«Героиня должна быть хороша собой»
- Мое сотрудничество с Рязановым началось с того, что он предложил мне в «Зигзаге удачи» сыграть роль, которую потом сыграла Талызина. Но я тогда была беременна Варечкой. И Рязанов несколько раз звонил мне и спрашивал: «Ну как, ничего там такого не случилось?» Слава Богу, ничего не случилось, девочка благополучно родилась. Потом он меня пробовал в «Иронии судьбы» и после проб позвонил и объяснил: «Для того чтобы в одночасье возникла мгновенная любовь, героиня должна быть хороша собой». А после проб в «Гусарской балладе» он сказал, что у меня женственность выпирала из любого костюма. Но, наконец, роль в «Служебном романе» он приготовил специально для меня. Я дружу с Рязановым, просто обожаю его. Он - очень непостоянный человек, эмоциональный, импульсивный. С ним легко работать, он любит театральных актеров, понимает их специфику. Я вообще люблю режиссеров из области жизни человеческого духа, как провозглашал Константин Сергеевич.
И полкило масла
на книжке
- В театре сейчас остаются только из большой любви. Раньше у меня на книжке лежала машина, а сейчас там лежит полкило масла. Я стараюсь заработать денег ровно столько, сколько мне нужно на жизнь. Театральная зарплата - ничтожный процент в бюджете семьи. У нас молодежь получает 150 - 200 тысяч рублей, а все бывшие народные артисты СССР - 500 тысяч. Я растрачиваю эти деньги за неделю. Значит, надо где-то зарабатывать. Так что театр вынужден сейчас отпускать актеров сниматься или концертировать, чтобы они не покидали театр. Все носятся, как зайцы, которым посолили под хвостом. Мне недавно предложили стать председателем питерского отделения СТД. После смерти Владислава Игнатьевича меня просто умоляли взять на себя эту миссию. Это действительно не должность и не общественная нагрузка, а миссия. А как на это может пойти женщина? Мне тут же припомнили Яблочкину и Савину. Но у Савиной были и кучер, и горничная, и массажистка, и шофер, и муж-миллионер. Она могла себе это позволить. А я не могу, у меня быт отнимает очень много времени. И мне жаль этого времени. Потому что оно могло бы быть употреблено на более полезные и достойные вещи. А с таким бытом, когда с дачи едешь в затрапезе или в метро, не очень хочется, чтобы тебя узнавали. В метро однажды девочки стояли за моей спиной, и я видела в стеклянной двери, как они толкали друг дружку: «Смотри, смотри, какая страшная!» Меня так пожалели. С тех пор я в метро не езжу, хожу в театр пешком.
* * *
28 апреля «Антреприза» приглашает киевлян и гостей столицы в театр имени И.Франко на спектакль «С любовью Санкт-Петербург» с участием Олега Басилашвили.