2 и 3 июня на сцене театра им. И.Франко продюсерская компания ArtHouse представит гастроли Российского государственного академического театра им. Евгения Вахтангова со спектаклем «Дядя Ваня». В Киеве состоятся первые гастроли этого спектакля, признанного лучшей премьерой юбилейного чеховского сезона 2009/2010 г.
«150 лет Чехову. Уж сколько лет мы ищем и пытаемся разгадать код счастья, который оставил нам этот удивительный автор. Мне кажется, что в спектакле «Дядя Ваня» мы смогли его угадать. Не найти, а именно угадать. Приходите! И вы разделите с нами наши мечты, нашу боль, наш поиск счастья, которые обещал нам Чехов». Именно такими словами художественный руководитель театра им. Евгения Вахтангова приглашает зрителя увидеть «Дядю Ваню» А.Чехова, на который в Москве билеты раскупаются за два месяца! В конце сезона и киевлянам посчастливится увидеть, как говорят, самый лучший спектакль Туминаса.
«Дядя Ваня» — самый ясный и человечный, в то же время самый оригинальный и личный спектакль Римаса Туминаса. Причем, судя по отзывам, спектакль от показа к показу набирает силу. Сохранив свою ироничную интонацию, Туминас поставил спектакль грустный и горький, не о каких-то суетливых марионетках, резоны которых не понять, а про живых людей. Ясно, что труппа театра Вахтангова в отличной форме, а Туминас знает, в каком случае надо отказаться от дуракаваляния и не заваливать артиста мусором режиссерских штучек. «Дядя Ваня» решен в вахтанговской эстетике и приемах, с доминантой подчеркнутой театральной игры, хорошо продуманной и импровизационной одновременно, технически грамотной и эмоционально наполненной.
Сергей Маковецкий (у которого в этом театре давно уже не было ролей такого класса) сыграл в нем одну из лучших своих ролей — в чаплиновской эмоциональной эстетике, но, естественно, по-своему. Сыграл маленького наивного человечка, этакого шизоидного умника с кривой, дергающейся походкой. Пятидесятилетнего мужчину, суетливого и нелепого, беззащитного и не приспособленного к жизни, как ребенок. Он все время попадает в смешные и нелепые ситуации, смущается и улыбается в ответ. Не умеет повысить голос, не слишком способен к бунту, разве что успел понять, что эта жизнь абсолютно невозможна, а другой не будет. И добровольно закрыл глаза, чтобы от этой жизни уйти. Он трогателен, нелеп, помят, запылен, и в волосах у него сено… Знакомые тексты он произносит не буднично, не бросает слова, а заставляет вслушаться в них заново.
В спектакле несколько актерских триумфов — один из них, безусловно, Владимир Симонов. Его отставной профессор Серебряков — красавец, денди, совсем не старик, женившийся на молодой, а энергичный мужчина, капризный, выдумывающий несуществующие недуги, провокатор и шантажист. Неотразима стильная эмансипе Войницкая — Людмила Максакова. Она запоминается накрепко своей удивительной пародией на женщину-вамп. Владимир Вдовиченков — центр мужской силы спектакля. Темперамент, страсть, стать, — все это есть в его Астрове — большом, нежном, грубоватом, одиноком уездном «мачо» с нерастраченными чувствами и усталой душой. Няньку Марину играет старейшина театра — Галина Коновалова, которой… за 90! И скачет, и хохочет, и глядит живыми блестящими глазами на проходящих мимо мужиков… Елена Андреевна в исполнении Анны Дубровской — прекрасная хищница. Туминас придумал совсем неожиданную Елену, завораживающую зрителя своей статью и русалочьим взглядом.
Все эти сцены из деревенской жизни в двух действиях сопровождает музыка Фаустаса Латенаса. Она звучит то фоном, то создавая ощущение механического оперного театра, в который за столетие эксплуатации превратился чеховский текст.
Информационная поддержка гастролей — «Зеркало недели»