Господин I. Это что-то неслыханное!
Господин II. Невероятно!
Господин I. Я как раз шел, как обычно...
Господин II. Как всегда.
Господин I. И вдруг...
Славомир Мрожек. «Стриптиз»
Мы привыкаем к тому, что вместе с весенним бурлением крови активизируется и театральная жизнь. Это хорошо. Гурманы Мельпомены выискивают на афишах премьеры, мастера сцены собираются в Киев на фестивали, аншлаги перестали быть диковинкой.
Вдвойне хорошо, что покровитель муз и искусств Аполлон решил соединить химерический театральный мир с веселым вертепным искусством карикатуры. Символичность этого союза подчеркивается тем, что именно спектаклем в киевском театре «Сузір’я» открылся фестиваль современной карикатуры «Архигум».
Мне кажется, многие ценители искусства с волнением посматривали на строительные леса, закрывавшие фасады старинного здания, где привычно работал коллектив этого камерного театра. Но все обошлось, интерьеры тактично обновлены, Алексей Кужельный, как всегда, приветливо встречает гостей.
Конечно, выставка карикатуры тематически посвящена театру. Авторы не обошли в своих произведениях традиционную суфлерскую будку, принца Гамлета с черепом, такого близкого душе карикатуристов, шута Йорика. Но не сомневайтесь, мастера украинской карикатуры отобразили театральную атмосферу абсолютно не стандартно, глубоко философски и, что самое важное, — смешно, недаром же карикатуру называют веселым жанром.
Искусство украинских художников, давно и заслуженно известное в мире, активно начинает обращаться и к отечественному зрителю. Среди почти семи десятков работ можно увидеть как произведения признанных мастеров Владимира Казаневского, Олега Дергачова, Владимира Васьковцева (кто лучше знает мир театра, нежели этот профессиональный актер!), так и свежий взгляд молодой когорты карикатуристов. Прекрасно, что на выставке в стенах «Сузір’я» нарушена традиция шекспировского театра, где все роли принадлежали исключительно мужчинам. Острота зрения и искусность руки — непременный атрибут работ Марины Туровской и Елены Цурановой.
Стоит вспомнить, что в рамках выставки театральной карикатуры можно ознакомиться с персональной экспозицией работ скульптора Сергея Алеева. Попутно заметим, что одна из киевских галерей отказалась предоставить площади для творений этого автора, поскольку они, мол, недостаточно рафинированно-эстетские для их изысканного вкуса. Что ж, возможно, великий Феллини не дорос до уровня наших галерейщиков, ведь на знаменитом биеннале юмора в итальянском городе Толентино, членом жури которого был гениальный режиссер, скульптура Сергея Алеева стала лауреатом. Из рук автора получали свои шаржированные портреты Юрий Никулин, Пьер Ришар, московские «Куклы» творили образ Ельцина, всматриваясь в работу киевского автора, президент Кравчук сфотографировался рядом с маской, иронически гиперболизирующей его черты...
Приходите в «Сузір’я», ознакомьтесь с выставкой, приходите и после того, как экспозицию закроют. И вы обязательно согласитесь, что течение времени не может изменить сути искусства, о которой писал В.Немирович-Данченко в письме к К.Станиславскому: «В театральной зале властвовало то умиление, которое составляет высшее духовное качество театра, ради чего он должен существовать».