25-30 октября в Киеве с большими гастролями на сцене театра имени Ивана Франко - легендарный театр «Современник» под художественным руководством Галины Борисовны Волчек.
Нас познакомил завлит театра «Современник» Валерий Стародубцев. Был заказ Центрального телевидения о переносе на экран спектакля «Кто боится Вирджинии Вульф?» по пьесе Эдварда Олби (режиссер Валерий Фокин). Волчек попросила завлита переговорить со мной по этому поводу.
Посмотрев спектакль, я не очень загорелся. Причина - на экране было бы видно, как актеры, в общем-то, весьма немолодые, играют молодых. Зашел в гримерную после спектакля, поиронизировал по этому поводу, чем вызвал у Волчек и Нееловой легкую обиду, но тут же сказал, что, ладно, что-нибудь придумаем.
И начал снимать. Что-то переделал, полностью изменил декорацию с Сергеем Маслобойщиковым. И хотя это и называлось телеверсией, естественно, я не мог все изменить по-своему. Но и меня, и актеров увлек сам процесс.
Через какое-то время снял для телевидения спектакль «Анфиса», который мне понравился. И эта телеверсия оказалась более удачной. Быть может, из-за полученного опыта с «Кто боится Вирджинии Вульф?»
Волчек после этого показалось, что я умею работать в театре и она предложила мне поставить спектакль. Поблагодарил ее за доверие, но усомнился, смогу ли, я все-таки кинематографист, не очень жалующий театр вообще, но Галя убедила меня. И началось… Прочел десятки пьес и остановился на «Орнифль, или Сквозной ветерок» Жана Ануя.
По причине занятости Гафта в то время затея отложилась, и Галя предложила мне «Коломбу» того же автора. Прочел - великолепная пьеса, но не «мое». Не помню как, но Волчек удалось меня уговорить.
Стал репетировать. Длилось это с перерывами около года. Затем я заболел перед выпуском спектакля и окольными путями заставил Галю поверить, что болезнь надолго и что я согласен, если репетиции продолжит ее помощник. Рад был необыкновенно, потому что ощущал полный провал и переживал страшно.
Помню, каждый день хотел сказать Гале, что продолжать больше не могу, но из любви к ней и театру, из-за актеров никак не мог себя заставить. Но, как говорится, «Бог помог». Болезнь, операция - удалось избежать провала.
Примечательно другое: «Современник» для меня остался родным - часто туда заглядываю, чаще днем - к актерам, к Гале… Да просто, проезжая мимо…
А Галину Волчек я полюбил раз и навсегда. У нее какое-то своеобразное управление этим театром. Она все время стонет, курит. Со стороны и для актеров может показаться вечно недовольным и даже очень жестоким хозяином. На самом деле - ежедневные уступки, компромиссы. Ради коллектива, ради театра вообще.
Это ее дом, ее дети. Есть шаловливые, есть трудные и любящие, но все ее.
Иногда мне казалось, что она с облегчением бы все и всех бросила, но из-за доброты и нерешительности продолжала ходить в театр, заставляя себя что-то делать.
Очень ее люблю и горжусь нашей дружбой. Отношение это, как мне кажется, я передал через камеру, снимая «Кто боится Вирджинии Вульф?». Она там очень красивая. Вообще Галя из тех, кто с возрастом становится еще красивей. Великая, кстати, актриса… А какие у нее глаза! Глубокие, с какой-то неземной грустью. И мудрые, мудрые.
И еще. Это единственный театр, где спектакли ставят многие приглашенные режиссеры. Заслуга в этом только Волчек, ее характера и ее таланта. На это решается далеко не каждый главный режиссер театра.
Остается лишь добавить, что это замечательный театр и его коллектив я полюбил опять же, конечно, благодаря обаянию Гали Волчек.
Пользуясь случаем признаюсь ей в любви, а также прошу артистов, ставших близкими мне людьми, простить если, в чем-то был виноват или ненароком кого-то обидел…