СОН РАЗУМА

Поделиться
Повстречались на площади Героев Сталинграда со знакомым православным священником, человеком из тех, кто никогда не скажут на черное белое...

Повстречались на площади Героев Сталинграда со знакомым православным священником, человеком из тех, кто никогда не скажут на черное белое. Священник вынул из дипломата журнал в глянцевой обложке и подарил нам.

Мнение этого пастыря для нас многое значило. (Когда-то он привлек наше внимание к бедственному положению пациентов черниговской психоневрологической больницы: результатом журналистского расследования стали две статьи, объединенные общим названием «Эвтаназия. Репортаж из провинциального ада».)

Журнал — а назывался он «Спасите наши души» — мы прочли не откладывая. И с первой страницы будто погрузились в сумрачный неуютный мир. Средневековьем дохнуло из-под яркой обложки. Да, пожалуй, еще и средневековьем не нашим, не украинским. Православная церковь была ведь куда терпимее, гуманнее, чем иные. Не было у нас никогда ни инквизиции, ни массовой охоты на ведьм. Не знала украинская земля ни сейлемского кошмара, ни фанатичного Торквемады. Напротив, становились монастыри очагами культуры. В самые черные времена не угасал благодаря монахам- летописцам огонек знания... Потому и удивило нас прочитанное в «журнале для верующих и неверующих» под странным для религиозного издания названием, скалькированным с английского выражения «Save our souls».

«Дикие и бессмысленные движения современных танцоров — тренировка перед будущими изгибаниями тела при вечном горении в пламени ада». («Спасите наши души», №1, 2000, с.3).

Ну это ладно еще, сойдет за метафору, как говаривал один кинорежиссер. Но вот — далее (с.9), в списке грехов против второй заповеди Божьей: «Страсть к чтению, смотрению телевизора... Пристрастие к творениям Божиим (к человеку, животным, цветам, драгоценным камням и т.п.).

Смотреть передачи украинского телевидения, может быть, и вправду грех. А все же неувязочка получается: на странице 15 вышеуказанного издания помещена реклама «православной аудио- и видеотеки». Среди прочих — предлагаются видеозаписи лекций диакона А.Кураева и его же пресс- конференция... для днепропетровских масс-медиа», (а не для масс-медиа, выходит, пресс-конференции бывают?) Темы лекций, что называется, злободневны: «Христианский ли фильм «Титаник»?» (170 мин.), «Должны ли христиане думать» (180 мин.). Без особой страсти к смотрению 180 минут перед экраном не высидеть. Но тогда диакон А.Кураев во грех против второй заповеди паству вводит, а сие сугубо плохо.

Мы не ерничаем. Не до шуток. Когда сталкиваешься с невежеством на страницах какой-то заштатной коммерческой газетенки или листовки «Белого братства» — это понятно. Но если подобным начинает грешить издание, выходящее и распространяющееся по всей Украине с благословения церковных иерархов — дело приобретает невеселый оборот. Церковь — слишком могучее средство влияния на умы и души, чтобы относиться к подобному как к невинной журналистской забаве.

«Мы подсчитали сейчас, каким был российский потенциал до 30-х годов — 1270 монастырей, общин, приходов и архиерейских домов. До революции и церквей было примерно 80 тысяч. Мы взяли среднее количество колоколов и подсчитали потенциал излучения в ультразвуковом диапазоне. По большим праздникам этот потенциал был таким, что ракета средней дальности отклонила бы свою траекторию, то есть Россия находилась под звуковым колпаком. Все это было ликвидировано».

И это утверждает «член-корреспондент АН СССР Фотий Яковлевич Шатунов»! Мы не специалисты в области ракетной баллистики. Но чтобы доказать несостоятельность сказанного об акустических свойствах колоколов, право же, не нужно быть академиком. Школьного курса физики хватит. Кстати, и литературный первоисточник идеи очевиден — А.Грин, «Блистающий мир». Летательный аппарат Друда, поднимающийся в небо силой звона колокольчиков. Правда, не церковных.

Наука наукой. А вот на с.24—25 иеромонах Пантелеймон пишет, как он чертей гонял. (Приведен фрагмент из его книги «Козни бесовские».) Почему бесы овладевают человеком? «Причин может быть много: телевизор, компьютер, чтение мирской литературы, фантастики и детективов, изучение йоги, магии, гадания, астрологии и т.д.

Бесы, сидящие на тех или иных участках мозга, так и называются между собой: компьютерный, математический, игровой...»

«...Пена, часто кровавая, газы, выходящие из кишечника, рвота, пот зловонный, со специфическим запахом, кал и моча — через все это выходит враг из человека».

Без комментариев. Скажем только, что сами святые отцы и телевизорами, и компьютерами пользуются. Вышеупомянутый диакон А.Кураев имеет свою электронную страницу.

К телевидению у журнала вообще особое отношение. Проклинается оно с завидным постоянством. Со многим — согласны, самим не нравится. Но зачем же так: «На телеэкранах в домах миллионов людей показывают многое такое, что очень пагубно для души. Это сродни фильмам ужасов: все кошмары бесовской мистики и современной фантастики, а также фильмы-боевики, киноленты на темы эротики и секса...»

В девятнадцатом веке православие против фантастики не ополчалось. Напротив. Первый перевод на русский романа Г.Уэллса «Война миров» был опубликован в журнале «Мир Божий», №№10—12, 1898 год. Да что там! Даже фантастическим произведениям атеиста Марка Твена на страницах православных изданий находилось место.

А ведь от общих утверждений журнал «Спасите наши души» исподволь переходит к конкретике, к перечислению фильмов, против веры особенно согрешивших.

«Недавно на теле- и киноэкраны нашей страны вышли отечественные кинофильмы о диаволе, вампирах, оборотнях и всякой другой нечисти. Среди них фильмы «Бес», «Отель Эдем», «Час оборотня» и другие. Снят фильм-балет по повести Н.В.Гоголя «Вий», который представляет собою музыкальный фильм ужасов».

Никакой балет и никакой фильм не может передать всю мощь дарования Н.Гоголя, проявившуюся в «Вие». «Вий» — действительно одно из самых сильных в истории человечества произведений о темной стороне мира, изнанке человеческой души, а не детская страшилка, как многие думают. Перечитайте страницы с описанием полета Хомы Брута — и вы убедитесь в этом. Художественные параллели с «Вием» прослеживаются в произведениях нынешних фантастов и трансавангардистов (назовем хотя бы «Омон Ра» А.Пелевина). Зло у Гоголя поначалу не пугает, нет. Оно искушает героя, приобщая его к загадочному, несбыточному, влекущему миру...

«Что это?» — думал философ Хома Брут, глядя вниз, несясь во всю прыть. Пот катился с него градом. Он чувствовал бесовски-сладкое чувство, он чувствовал какое-то пронзающее, какое-то томительно-страшное наслаждение». Хома преодолевает искус...

Как бы ни изощрялись постановщики, ни одна экранная версия «Вия» не будет по своей силе равна оригиналу. И порицать их с религиозной точки зрения — значит забыть, что повесть эта, во- первых, литературный шедевр, а во-вторых, опубликована была во времена синодальной цензуры. И ни в какой «индекс запрещенных книг» тогда, при царе-батюшке и церкви, не отделенной от государства, не попала.

Далее журналом порицаются футбольные матчи, посиделки на лавочке, светские торжества, чтение «изданий на разные темы», табакокурение и винопитие...

Есть два обстоятельства, вынуждающие нас — людей, отдающих безусловное предпочтение православной церкви перед всевозможными псевдорелигиозными «новообразованиями», тоталитарными сектами, калечащими свою паству, — откликнуться на появление в Чернигове днепропетровского журнала «Спасите наши души», издаваемого ЧП «Суворов». Во-первых, добрая половина журнальных текстов — перепечатки, как свидетельствует надпись на обложке, «литературу, которая используется при подготовке журнала, можно купить в книжных киосках православных храмов». А значит — представляет он собой некий срез нынешней православной мысли. Во-вторых, носил с собой — как любимую книгу — это издание не первокурсник местной школы псаломщиков и регентов, а священник, которого называют в черниговской епархии пастырем ревностным. Человек, помогавший брошенным на произвол судьбы пациентам областной психоневрологической лечебницы. Настоятель одного из храмов, ведущий популярных религиозных телепередач. Если такие люди начинают черпать идеи из журналов наподобие процитированного — ничего в этом хорошего нет.

Постскриптум. С приехавшим в командировку киевским коллегой зашли в старинную черниговскую церковь. Киевский журналист обратил внимание на табличку, извещающую, что киот сооружен недавно и на средства частного лица. Как током дернуло. Дважды хотели мы написать об этом «лице», досье на которого в отделе по борьбе с организованной преступностью, наверное, самое объемистое в Чернигове. Отказывались свидетели, растворялись в воздухе документы, юрисконсульты разводили руками: «У нас нет доказательств. Он подаст в суд и выиграет процесс».

Если бы и вправду раскаялся этот человек во всем, что совершил, — наверное, не стал бы выставлять в церкви напоказ свое и без того всем известное в городе имя. Так ведь только из суетного тщеславия поступить можно. Но и церковь не отвергла ни его дар, ни его деньги. И на процессе другого черниговского криминального авторитета, Плахтия, тоже выступал священник. Как свидетель защиты. Не можем избавиться от мысли, что есть между этими фактами и содержанием журнала «Спасите наши души» некая связь. Лежащая не в событийной и не в теологической, а в нравственной плоскости.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме