Художник - это человек, который отличается особым видением этого мира, который способен подметить в самых простых, обыденных вещах что-то особенное, неповторимое.
Этот дар дан не каждому человеку, как не дано каждому стать Мастером, завоевать общее признание ценителей искусства. Каково же место художника в наше непростое, сотканное из противоречий время, в котором нужно выжить, отстоять свое право на творчество, сохранить свою индивидуальность и свободу самовыражения?
Я веду беседу с народным художником Украины, членом-корреспондентом Академии искусств, профессором Татьяной Николаевной Голембиевской.
Ее работы известны во всем мире: «Подруги», «Урожай», «Бессмертие», триптих «Италия», «Сирень», серия этюдов «Шотландия». Картина «Наследие» была приобретена в экспозицию музея Лондонской Королевской академии. Многие произведения украшают частные коллекции в Японии, Италии, Франции, Америке, Норвегии, Германии, России, Англии, Шотландии.
- Многие называют вас художником Солнца. Такое впечатление, будто ваше творчество насквозь пронизано его лучами…
- Я выросла под солнцем своей земли. Оно пронизывает меня с самого рождения. Я не представляю живопись без ощущения этого света, солнечных бликов и чувств, рожденных светоощущением.
- У вас есть картина, где это светоощущение перерастает в какое-то высшее, духовное начало… Я имею в виду вашу картину «Урожай».
На ней изображены три женщины, над которыми светятся нимбы, как над святыми. Как возник замысел этой работы?
- Этот замысел таится в истоках нашей истории, наших традиций. Испокон веков женщины в Украине на «обжинки» плели венки из золотых колосьев и украшали ими свои головы. Как-то, побывав на таком празднике, я увидела женщин, таких прекрасных в венках, что светились против солнца. Эта картина потрясла меня своим глубинным смыслом, символикой. Эти простые женщины в венках из пшеницы смотрелись как святые.
Вообще хочется сказать, что украинская женщина - это сочетание красоты, грации с мужеством и долготерпением. Это берегиня жизни, это святое предназначение…
- К какому направлению в живописи вы себя причисляете?
- Ни к какому. Я просто существую в живописи. И вообще считаю, что направления могут быть разными, но в искусстве останутся индивидуальности.
- Многие ваши картины - это цветы.
- Цветы - это часть моей жизни. Я выросла в Украине среди трав, запахов полыни и земли. Эта звенящая красота, краски и ароматы не покидают меня, и я живу ими.
- Предназначение искусства?
- Искусство - это неотъемлемая часть человека. Когда рождается человек, он сразу же входит в ауру искусства. Если народ не имеет своего искусства, он не состоялся как народ. Все проходит: время, политика… А искусство остается. Это и есть история.
- Украина сегодняшнего дня оставит след в истории?
- Без сомнения.
- Несмотря на экономические трудности?
- Известно, что великолепное искусство рождалось именно в тяжелые времена. Конечно, это не означает, что художник должен иметь проблемы с покупкой холста, красок… Ведь уходят мысли, мечты, не воплощенные в реальность. Это очень печально… Сейчас искусство требует защиты.
- Что для этого делается сегодня?
- Создана Академия искусств, которая является синтезом наших достижений в музыке, театре, кино, живописи. Я надеюсь, что эта академия будет хранилищем, кладезем нашего интеллектуального богатства, нашей культуры в целом.
- Вы много путешествовали. Что вас больше всего потрясло?
- Для меня все было открытием. И Норвегия… И Британия… Италия потрясла своей архитектурой, живописью, скульптурой. Эти соборы, фрески, мосты… Во многих странах мира оставила свои работы, которые живут там самостоятельной, независимой от меня жизнью.
- Вы сказали «живут»?
- Да, я считаю, что они живут. Когда работы уходят из мастерской, то продолжают жить среди людей. Чем дольше они нужны людям, тем дольше работы живут.
- У вас есть ученики?
- Целое поколение. Есть любимые ученики, которые уже стали известными художниками. Очень много талантливых ребят, кистью которых рождаются шедевры. Молодежь - это всегда пульс времени. Я рада, что преподаю в академии. Стараюсь сохранить нашу украинскую школу живописи. Это уникальная школа.
- В чем ее уникальность?
- Наша школа живописи пронизана светом, жизнеспособностью земли Украины, красотой народного искусства, высоким профессионализмом. Уникальность и в том, что она, наша школа, вобрала в себя опыт мировой культуры, имела влияние французского импрессионизма в первородном понятии и иконописьма. Эти три компонента, их сочетание делают украинскую школу живописи уникальной.
- Говоря о вашем творчестве, какие работы нашли признание за границей?
- К примеру, в Англии на Всемирной выставке в Лондонской Королевской академии моя картина «Наследие» была признана лучшей. Но потрясением было другое… Как-то, гуляя по выставочным залам галерей Лондона, я увидела знакомую работу без определенной темы. Подойдя ближе, я узнала свою палитру, вставленную в золотой багет… Для меня это было признанием. Я убедилась, что чужой мир нас понял, воспринял…
- Многие считают, что только на Западе сегодня могут по-настоящему оценить работы художников, скульпторов. Вы тоже так считаете?
- Это глубокое заблуждение думать, что наш народ не понимает искусства. Именно народ отбирает для истории лучшие творения и имена. И говорить, что я - гений, а народ меня не понимает, смешно. Народ намного умнее, чем думают о нем наши искусствоведы.
- От чего зависит дальнейшая судьба работ художника?
- Это зависит только от наших работ. Если они будут действительно поняты народом, достойны его, нужны ему, в них останется память о нас. Тогда они бессмертны.
- Вы считаете, что многое успели сделать в жизни?
- Если художник считает, что он уже все сделал, он умирает как художник. Творец постоянно должен находиться в поисках идей. Я бы сказала, что звания, регалии, которыми обрастает человек, подчас даже мешают его творчеству. Более того, подчас бессмертие приходит, когда художник покидает мир. Так было с моими любимыми художниками Ван Гогом, Моне… Поиск художника вечен.
- Каково место вашего мужа, известного скульптора Валентина Знобы в вашей жизни и творчестве?
- Мы оба живем в искусстве. У нас общие представления о назначении искусства, о нашем предназначении и одновременно полная свобода самовыражения в пластике, цвете. Каждый существует в ауре собственной гармонии.
- Наш разговор мы начали с места Солнца в вашем искусстве. Многие называют вас представителем украинского импрессионизма. Какова внутренняя философия ваших картин?
- Я очень люблю добрых, открытых людей. Меня волнуют те чувства, которые продиктованы добротой, самопожертвованием, любовью. Именно их я старалась запечатлеть в своих работах. Солнце, свет, добро, напоминание божественного предназначения человека - вот что хотелось мне передать в своих работах. В этом я вижу и основное предназначение искусства.