Накануне 65-летия Роман Балаян родился в 1941-м. Его отец погиб на войне одним из первых. Но детство Балаяна обошли те события, так как он жил селе Нэркин Нагорно-Карабахской автономной области Азербайджанской ССР.
— Могу сказать, что у меня было счастливое детство в далеком от войны армянском селе. И уже на моей студии «Иллюзион» снято два фильма на военную тему — «Дот» и «Двое»… Мне сейчас не нравится, что в некоторых постсоветских странах вдруг стали говорить о войне, не называя ее Великой Отечественной… И везде фигурирует имя Сталина. А не надо так часто вспоминать генсека, надо помнить о миллионах — и погибших, и оставшихся в живых… Была война Великая Отечественная, потому что люди шли на защиту отечества. Достаточно неожиданная страница в американском кино — фильм «Спасти рядового Райана»… Наши ветераны, защищавшие Сталинград, критиковали эту картину Спилберга. Хотя в картине показано, как ради одного человека страна идет на все, — рассказывает режиссер.
Гостья фестиваля актриса Евгения Уралова, в фильме Леонида Быкова «Аты-баты, шли солдаты…» сыгравшая Анну. Сама она — в числе детей войны из блокадного Ленинграда.
— Да, я пережила блокаду с мамой: она за станком, а я под станком. После того как нас вывезли из Ленинграда по этой дороге жизни, мы попали в оккупацию, потом бежали, жили в лесу с партизанами. Это вошло в мою жизнь. Например, не могу есть сливочное масло. Мне от него сразу становится плохо… В эвакуации в Эстонии мама работала на молокозаводе, это предприятие охраняли военные. А я бегала под окнами, и мне женщины из зарешеченных окон бросали куски масла, я его ела…
Актриса говорит, что после гибели Леонида Быкова впервые приехала в Киев.
— Смерть этого человека, уверена, произошла по вине руководства украинской киноиндустрии тех лет! Да, он разбился на машине. Это был несчастный случай… Но его психологическое состояние было близко к самоубийству… Извините за слезы… (Актриса плакала во время встречи).
Как я попала в фильм «Аты-баты..»? Однажды раздался звонок, и меня пригласили в Киев на пробы. Я отказалась, у меня был ребенок маленький. В тот же вечер прихожу на спектакль в театр, а мне говорят: «Ваш ждут…». Оказывается, Леонид Быков приехал в Ленинград… Начались пробы. Я читала текст, молодая была, нахальная, дескать, все могу… Вот думаю, разойдусь на полную, и пущу слезу. Вдруг поднимаю голову, а за камерой стоит Леонид Федорович и плачет… Очень жалею, что мало общалась с ним после съемок. Это была такая светлая личность. Леонид Федорович любил все, к чему прикасался, в нем была такая искренность и нежность, просто представить нельзя!
Что говорить о сегодняшних разбалованных режиссерах, которые снимают военные фильмы при непомерных бюджетах… А талант? Его бюджетом не наверстаешь. Пример «Аты-баты…». Только представьте, что бой режиссер снимал в 40-градусный мороз с одним танком, который постоянно перекрашивался, двумя мотоциклами и одним грузовиком… Лицо Быкова на съемках было черным от мороза и нервного напряжения.
На фестиваль также пожаловал Булат Мансуров, режиссер фильма «Смерти нет, ребята!» (1970, «Туркменфильм»). Он «ворвался» в советскую сборную кинорежиссеров своей картиной «Состязание». А его фильм «Смерти нет, ребята!» посмотрело больше 35 миллионов зрителей.