Внутри каждого из нас существует метафора — ключ к постижению мира. У Стефана-Арпада Мадяра, члена Всемирной ассоциации цветоведов (АIC), выставка которого в октябре состоялась в галерее «Мистець», — это, наверное, калейдоскоп. Варианты бесконечной гармонии он выкладывает мозаикой фракций спектрального цвета. Подражая Творцу наверху — время от времени перетряхивающему, играя то так, то этак, цветные стекла… Их «случайный» узор абсолютно закономерен, ибо все во Вселенной взаимосвязано — микромир и макромир, цвет и психофизика человека.
Увлечься этой проблемой еще в студенческие годы Стефану Мадяру помог наставник Флориан Юрьев, преподаватель Полиграфичекого института им. И. Федорова — цветовед, график, прекрасный музыкант. От учителя Мадяр унаследовал разносторонность профессиональных интересов — проиллюстрировал десятки книг, работал ювелиром-реставратором в Музее исторических драгоценностей Украины, профессионально изучал теорию искусства, слыл серьезным знатоком иконографии. При этом цветоведение, исследование цветовых биовибраций человека оставалось основной темой его жизни, окончательно оформившейся в теорию «Биоколорита».
Автор открытия расшифровывает новое понятие как «системный модус, дающий возможность раскодирования глубинной сущности субъекта методом цветовой информации»… Предыстория его появления на свет такова: однажды, работая над диссертацией на тему цветовой символики христианства, Мадяр сопоставил семиотику цвета, присущую разным культурным традициям. Столкнувшись с удивительным фактом идентичности значений, пришел к выводу: восприятие цвета заложено на клеточном уровне, в генетической памяти человечества. Если рассмотреть три непроизводные части спектра, то «кровавый» красный во все времена и у всех народов означает динамику жизни, сексуальную энергию, агрессию. Желтый, ассоциирующийся с солнечным цветом, — радость, великолепие, синий «цвет ночи» — духовность, мудрость. Прошло время, и добываемая десятилетиями информация, в том числе практическим путем, систематизировалась в готовящейся к изданию книге. Создано также технологическое ноу хау, компьютерная программа, переводящая биоритмы человека в цветовое измерение, где красный соответствует физическому состоянию субъекта, желтый — эмоциональному, синий — интеллектуальному. Задав программе в качестве исходных данных дату рождения человека, взамен получаешь радующий глаз веселенькой расцветки график, подробно развернутую во времени диагностику психофизического состояния, что в перспективе означает возможность его моделирования и корректировки…
Пригасить обнаруженные негативные факторы, или же, наоборот, интенсифицировать позитивные можно, используя все то же универсальное средство. Стефан Мадяр пропагандирует еще одну область применения «биоэстетики» — цветотерапию, принимая участие в совместных со специалистами Института геронтологии клинических исследованиях. Зафиксированы позитивные результаты лечения. К примеру, цвет как активный фактор внешнего воздействия выводит больных из состояния аутизма, висящие в галерее цветовые «пасьянсы», поначалу приводящие зрителя, пытающегося разгадать их предназначение, в замешательство, оказывается, приводят в чувство при резкой смене временных поясов.
Что же касается эстетики в банальном понимании этого слова, то Мадяр является последователем восточной традиции любования природой, слияния с нею в едином дыхании. Ему ближе «восточная культура, которая основана на понятии духовного синтеза, чем западная, аналитическая». Сиреневый туман заползает в горные ущелья, а над обрывом нависают цветущие кусты боярышника…