Личности бывают разные — черные, белые, красные. Художники, литераторы, фотографы… Гораздо реже — «ренессансные», то бишь в совершенстве постигнувшие все науки и искусства сразу — от живописи до сооружения летательных аппаратов, как Леонардо да Винчи — три и больше талантов в одной. Не берусь судить категорично, но только в золотую пору ренессансного «детства» человечества, когда сфера знаний о мире и навыков его освоения была весьма ограниченной, такая разносторонность могла давать свои полноценные плоды. Сегодня это довольно сложно.
Что подтверждает выставка акварелей Валерия Акопова, известного публициста и литератора, в Музее истории Киева. Эти акварели — очень специфический гибрид. Они фотографичны по форме и литературны по содержанию. Зайдя в мистический полумрак выставочного зала, вы не поверите глазам своим. Разбудите дремлющего смотрителя и попросите включить свет. И все равно фотографии останутся фотографиями. Точнее, происхождение этих акварелей станет еще более явным. Отсутствие световоздушной перспективы, жестко акцентированная контрастность, использование цвета в целях раскрашивания, специфические ракурсы красноречиво говорят о том, что в прошлой жизни они явно были фотографиями. Ну да ладно, с этим вполне можно смириться, если бы они не претендовали на то, чтобы считаться искусством. Следуя подобной логике, художник — это тот, кто рисует красками. Неужели этого и вправду достаточно? В сопроводительной экспликации к выставке автор, член Союза художников, именуется продолжателем реалистических традиций старых мастеров. Но не мог Валерий Акопов унаследовать от старых мастеров столь примитивный творческий метод. Они-то не гнушались обращаться непосредственно к натуре. Тут можно говорить только о славном продолжении традиций безымянных копиистов.
Но что мое критическое брюзжание, если народу выставка страсть как нравится. «Названия-то какие лирические», — мечтательно вздыхают пожилые дамы. Перламутровое утро, янтарная аллея, голубая весна… Акопов — певец киевской Италии. Любые, самые механические средства хороши, когда преследуешь благородную цель — стараешься сохранить для потомков что-то ценное, — что и является, наверное, побудительным мотивом творчества этого автора. Укромные, уютные уголки, задворки старого Киева — знакомые и родные до боли. А предчувствие того, что скоро евростандарт уничтожит этот человечный облик города, делает ветхую, ускользающую красоту еще более трогательной.