Клод Ланцманн - человек удивительный: участник Сопротивления, за что награжден медалью, Заслуженный командор, кавалер ордена Почетного Легиона. Близкий друг Жан-Поля Сартра и Симоны Бовуар. сегодня Клод Ланцманн продолжает их дело, он директор журнала «Les Temps Modernes». Его фильмы «Почему Израиль», непревзойденный «Шоа» и другие знают во всем мире. В страшную годовщину Бабьего Яра у нас был впервые показан фильм Клода Ланцманна «Шоа». Девять часов страдания и боли. Девять часов и жизней миллионов людей. Показ этот был организован при содействии посольства Франции в Украине и французского культурного центра. Господин Ланцманн любезно согласился поговорить с корреспондентом «ЗН».
- Я видела ваш фильм, впечатления настолько сильны, что все слова можно оставить «за кадром». Думаю, что для вас это была очень тяжелая работа. Как долго вы его делали?
- Это - 11 лет моей жизни. Я начал его делать летом 1973 и закончил в апреле 1985 года.
- В нашей стране о вас практически мало знают, расскажите немного о себе.
- Родился в Париже. В 1940 году, когда началась война, мне было 15 лет. В 1942 году я присоединился к французскому Сопротивлению. Это было очень опасно. Мой отец тоже был членом Сопротивления. Потом был в партизанском отряде по борьбе с немцами в период с 1943 по 1945 год.
- «Шоа» - ваш первый фильм о войне?
- Этот фильм не о войне, а об уничтожении евреев, нацистами во время второй мировой войны.
- Многие считают, что война уже очень далеко от них, что это не сегодняшняя проблема. Как к вам относятся люди, посмотрев ваш фильм?
- Они обожают меня. «Шоа» - величайшая работа на Земле, все меня узнают, не только в моей стране, в мире, ведь фильм шел во многих странах.
- В нашей стране эта картина была показана впервые. Вы встречались со зрителями после показа? Что было интересного для вас в наших зрителях?
- Да, встречался после просмотра. Фильм типа «Шоа» должен показываться в Украине по телевидению, на мой взгляд, потому что этот фильм сделан для всего человечества, а не только для евреев. Хотя речь идет об уничтожении евреев, это универсальный фильм. Знаете, даже в Японии он имел грандиозный успех.
- Жан-Поль Сартр был вашим другом. Ваше творчество очень конкретно, что на мой взгляд, не близко Сартру. На чем была основана ваша дружба?
- Напротив, считаю, он был очень конкретен. Философия его работ - это философия продвижения от абстракции к конкретике.
- Сегодня у людей нет времени, информация, чтобы ее восприняли, должна быть очень короткой. Как же вы решились сделать фильм длиной в девять часов?
- «Шоа» - короткий фильм. Очень богатый, очень насыщенный, но очень короткий. Все стили кинематографа смешались в нем. В некоторых частях он как вестерн, как криминальное расследование, как полицейский фильм.
- «Шоа» очень тяжелый фильм, особенно для меня. Тема холокоста - единственная тема, или были другие?
- Конечно, есть другие темы, но этот фильм - работа всей моей жизни.
- Что вы думаете о кинематографе сегодня?
- Очень много плохих фильмов. Большинство из них не освещает необходимых проблем. Наверное, обязательно нужно говорить о боли, чтобы ее, боли этой, было меньше в жизни.
- Вы общаетесь с людьми, которые принимали участие в вашем фильме?
- Да, некоторые из них мои друзья, они не живут в Париже, но я с ними переписываюсь.
- Как вы думаете, «Шоа» долго будет актуален?
- Эта тема бессмертна.