Шестеро одного ждут... На «Пиккардийскую терцию» в свое время оказало влияние многоголосие Queen

Поделиться
Львовский акапельный секстет «Пиккардийская терция» недавно представил свой новый, девятый по счету, альбом «Антология...
«Пиккардийская терция»

Львовский акапельный секстет «Пиккардийская терция» недавно представил свой новый, девятый по счету, альбом «Антология. Том ІІ. Фолк», в который вошли авторские обработки народных песен со всей Украины. Музыканты, кстати, могли бы отпраздновать и определенный юбилей — ведь 15 лет назад они начали формироваться как единая команда. И так случилось, что уже почти полтора десятилетия эти шестеро ждут только одного — того благосклонного слушателя, который за все эти годы их не предал.

«Пиккардийская терция» — явление на украинской сцене уникальное. Львовские музыканты смогли соединить несовместимые, казалось бы, в наше время вещи: академическую школу, эстраду как основное место выступления, высокое исполнительское мастерство, юмор, солидность, превосходные вокальные данные, широкий и умело подобранный украиноязычный (на 95 процентов!) репертуар, артистизм и ... хорошую репутацию.

Публика (причем всех возрастных категорий и социальных слоев) в течение пятнадцати лет существования «Пиккардийской терции» с удовольствием принимает все, что предлагает им вокальное объединение, — от народных песен до классических произведений, от авторских песен до мировых музыкальных стандартов, — и искренне благодарит Владимира Якимца, Ярослава Нудика, Богдана Богача, Романа Турянина, Андреев Шавалу и Капраля аншлагами, бурными аплодисментами и вызовами на бис.

На своих концертах они часто поют уже хорошо известные «Гей, пливе кача», «Ой, дубе, дубе», «Чорноморець», «Ой, Марічко...», «Старенький трамвай», «Капелюх», «Кантрі», «Весільний марш», Shizgara, «Шаляла», It’s probably me Стинга и т.д. И в завершение, конечно, — хит «Ти мій!» Ирины Билык в исполнении Андрея Капраля, который, обращаясь к Ярославу Нудику, «Вона мені сьогодні подзвонила, сказала, що не може більше так, сказала, що вона — твоя дружина…», так растрогал аудиторию, что заставил ее рыдать в полном смысле этого слова.

У меня же сердце екало не только от впечатлений, но и от воспоминаний, ведь песню «Старенький трамвай» Славко Нудик и Володя Якимец, еще не будучи пиккардийцами, пели в 1990 году в довольно популярной развлекательной программе Львовского телевидения «Кнайпа на Высоком Замке», режиссером-постановщиком которой была я. Чем не повод пообщаться, вспомнить и расспросить?

Запев. Как возникла идея создания вокальной группы? Спонтанно! Нудик, Якимец, Богач и Капраль учились во Львовском музыкальном училище. На третьем курсе они создали хор из двенадцати человек — шесть ребят и шесть девушек. После месяца репетиций однокурсницы начали пропускать репетиции. Что оставалось делать? Начали петь без них, сугубо мужским составом.

Почему выбрали именно такой стиль пения? Потому что перед глазами был пример Фредди Меркьюри, его песни, использование многоголосия в творчестве группы Queen. «Мы никогда не делали ставки на то, чтобы стать популярными, — говорит Славик Нудик. — Мы занимались этим потому, что нужно было чем-то заниматься». И главное — им это было интересно. А еще — очень важно, что их в самом начале никто не ругал, не критиковал.

Старт. Окончательно «сплотились» пиккардийцы в 1991 году, но днем рождения считается 24 сентября 1992 года (именно тогда состоялся первый концерт «Пиккардийской терции» как группы во Львове на сцене актового зала Университета им. И.Франко). Полтора года работали квартетом — Нудик, Якимец, Богач, Капраль. В 1994-м запели вшестером, присоединив Базиликута и Турянина. Через два года заменили одного исполнителя (вместо Базиликута пришел Андрей Шавала, который, кстати, за месяц смог выучить свои партии из 40 песен). В обновленном составе (то есть в нынешнем) первый концерт группы состоялся в 1996 году в Органном зале. Тогда же прозвучали премьеры песен «Гуцулія» и «Пустельник».

Уже летом 1993-го пиккардийцы стали дипломантами «Червоної рути» в Донецке. В следующем году победили на фестивале «Доля» в Черновцах и записали дебютный альбом, который назывался просто — «Пиккардийская терция». На Новый год стали лауреатами телеконкурса «Мелодія», и с начала 1995 года «Пиккардийская терция» штурмует вершины хит-парада «12 мінус 2». Завоевав с песней «Пустельник» Гран-при «Мелодії-95», секстет попал в тройку претендентов на «Золотую жар-птицу» Таврийских игр в номинации «Лучшая поп-группа года». Лейбл «Гал рекордс» выпустил еще два кассетных альбома группы — концертный Ad libitum и «Тиха ніч» с рождественскими колядками. И пошло, и поехало...

«Когда популярности не было, нам ужасно этого хотелось. Когда же она пришла, то уже нет такой эйфории, потому что воспринимается как должное», — говорят пиккардийцы. Кстати, популярность им жизнь не усложняет. Единственное — нужно иногда держать себя в определенных рамках даже в бытовых ситуациях.

«Почему же до сих пор во Львове? » — «Но кому-то же нужно оставаться здесь! — говорит Славко Нудик. — Кстати, остались не только мы, но и «Плач Еремии», октет «Орфей»… Очень многие исполнители, покидая Львов и уезжая в Киев, думали, что там медом помазано, а потом «успешно» за полгода возвращались из столицы домой ни с чем. Почему? Наверное, из-за их неоригинальности… Но они говорят, вроде им там денег не хватает… А нам денег и здесь хватает!»

Репертуар. Они поют только то, что считают нужным и что нравится им самим. Если нравится и слушателям, это для них — самая высокая награда. «Если по пунктамн расписать... Приносят стихи, их нужно правильно прочесть, расставив все акценты. И потом, если все получится, эти стихи ложатся на музыку», — рассказывают вокалисты.

В поиски вовлечены все участники «Пиккардийской терции», но больше всех, конечно, Владимир Якимец, поскольку у него есть соответствующее образование (теоретик), и потому все песни группы аранжирует он. «Мелодичная идея — уже как кому придет в голову, а Якимец из этого делает конфетку», — рассказывают ребята. А у них всегда есть идеи, требующие воплощения. Вот и сейчас — идея нового альбома. Кстати, уже подобраны несколько песен, хотя еще никто из пиккардийцев не может сказать, как этот альбом будет называться. Они всегда стараются включить в репертуар что-то живое, веселое, даже комическое, поскольку есть кому это делать, есть кому спеть и есть кому показать... Последней своей самой удачной работой считают Shizgara на слова украинской народной песни «У вишневому садочку». В свое время делали акапельные ремиксы на Теодора Кукурузу «День народження у тебе». «Мы всегда делали подобное, потому что с этим легче жить, — говорит Славко Нудик. — И вообще, пока люди пишут стихи, «Пиккардийская терция» не иссякнет. У нас очень большие претензии к подбору репертуара молодых украинских исполнителей. Меня лично очень удивляет, когда молодой певец жалуется, что ему не хватает репертуара. Я говорю так: «Ты один раз не выпей коньяку, пива или чего-нибудь другого, а возьми эти деньги, сходи в букинистический магазин и купи сборник нормальной поэзии. Столько есть хорошей поэзии — и современной в том числе! Я уже не говорю о классиках, которых никто почему-то не хочет петь…»

Гастроли. Им всегда рады — и в Украине, и за рубежом, потому что, как утверждают пиккардийцы, все зависит от того, что петь. Речь идет, конечно, об оригинальности. А оригинальную идею — все равно, на каком языке исполняется песня, воспринимают везде — и в Днепропетровске, и в Донецке, и в Германии, Польше или Бельгии. На 95 процентов репертуар секстета — украиноязычный, остальное подбирают зависимо от того, в какую страну едут.

Но гвоздь программы, вне сомнения, всегда песни на украинском языке — пусть это будет поп, рок или фолк... Начинали с того, что пели для диаспоры. А полгода назад пиккардийцами заинтересовалась организация акапельных коллективов Америки и Канады (представитель этой организации был на их концерте), и сейчас идут переговоры о сотрудничестве. Хотя еще неизвестно, каким оно будет. «Не верьте никому, что кто-то из украинских исполнителей покорил Америку...», — подчеркивают пиккардийцы, абсолютно, кстати, не стыдясь того, что и в Америке, и в Канаде выступают только для украинской диаспоры.

Кстати, в Польше это выглядит иначе — вокальная группа работает именно на польскую публику. На этом рынке они уже около десяти лет (в Польше их даже узнают на улице).

Всякое бывает… Комические вещи, обычно, случаются на сцене. Самая популярная смешная ситуация у «Пиккардийской терции» — это когда кто-нибудь из ребят забывает слова. Как они тогда выкручиваются, нужно слышать и видеть! Однажды, например, Нудик начал «Старенький трамвай» со второго куплета, и такой длинной эта песня еще никогда не была, поскольку после второго куплета пели первый, а потом — опять второй.

«Когда-то исполняли с Андреем Шавалой романс Лысенко на слова Генриха Гейне «День народження у тебе», а Володя Якимец сидел за роялем, — вспоминает Ярослав. — Богдан Богач, который вел конферанс, называя произведение и нас, исполнителей, забыл... фамилию Володи! Пауза длилась достаточно долго, пока Якимец, довольно громко, сам не подсказал ему: «Аккомпанирует Владимир Якимец». Зал воспринял это как хохму...»

Да и вне сцены случались смешные моменты. «Мы впервые попали в Торонто, где самая консервативная диаспора, в 2001 году, — вспоминают пиккардийцы. — До нас, начиная с 1989-го, туда приезжали очень многие коллективы, которые, соответственно, и возили исключительно консервативные вещи. То есть если это была украинская народная песня, то она должна была звучать только в том варианте, в котором ее знает диаспора ... Честно говоря, мы долго думали, что и как петь. Но, на свой страх и риск, все же исполнили свою программу. После концерта к нам подошел 80-летний дедушка: «Вы принесли нам что-то совсем новое. Видно, что это не на колене написано. А все, приезжавшие до вас, все пели, что пушки грохотали...»

Правда, случалось, что за океаном вокалистов упрекали: «Хорошо, ребята, поете, но где ваши вышитые сорочки?». «Да и аншлаги у нас бывают не всегда», — смеется Нудик. Когда-то Оксана Билозир, Павел Дворский и «Пиккардийская терция» гастролировали «агитбригадой» по Италии. «Мы объездили десять итальянских городов, — вспоминает Ярослав. — В одном из городов плохо сработали организаторы — запланировали наш концерт в будний день, да еще и в 4-м часу. Мы, когда вышли на сцену, остолбенели, потому что в зале сидело аж... пять человек. Но ведь мы — профессионалы, знаем, что нельзя обижаться на публику, так что концерт отработали, как всегда, — от и до...»

КСТАТИ...

Украинская эстрада есть! Так считают пиккардийцы. К сожалению, нет шоу-бизнеса. Делают потуги отдельные продюсеры, но их немного. Как для Украины, причем талантливой, — даже очень мало. «Чего нам не хватает? — Популяризации Украины», — говорят вокалисты. И сегодня им не «за державу обидно», им досадно, что политики у нас такие. Наибольшим достижением в психологическом аспекте пиккардийцы считают два момента: они научились прощать друг друга и каждому дают право на ошибку.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме